Технология регулирования интенсивности занятий оздоровительной степ - аэробики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание

Современный человек, как никогда прежде, старается уделить внимание своему внешнему виду и здоровью. В наше время, когда пришла деловых и энергичных людей, занятия физической культурой стали частью имиджа человека. На смену монотонным физическими упражнениям пришли новые способы поддержания спортивной формы. Это фитнес-клубы с тренажерными залами, бассейнами, залами аэробики, а также ряд новых спортивных увлечений – ролики, скейтборд, стритбол и т.д. Можно сказать, что спортивный стиль завоевывает все большое количество поклонников (И.А. Шипилина, 2004, Н.П. Волчек, 2003).
Но большая часть населения все, же остается малоподвижной, так как научно-техническая революция ведет к уменьшению доли физического труда и на производстве, и в быту, а, следовательно, к неуклонному снижению двигательной активности. Неблагоприятные воздействия внешней среды (плохая экология, токсины, инфекции) и несбалансированное питание приводят к нарушению слаженности работы в организме человека и различным заболеваниям (Ю.С. Филиппова, 1995).

Содержание

Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Характеристика оздоровительных видов аэробики
1.2 Методика проведения занятий степ - аэробикой
1.2.1 Организация проведения занятий
1.2.2 Методы, используемые при проведении занятий
1.3 Характеристика физических качеств
Глава 2. Организация и методика исследования
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая- степ-аэробика.docx

— 237.31 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Таблица 5

Основная направленность отдельных  частей программы при пятичастной  форме занятия

Время, мин

Содержание

Задачи

Темп музыки

Контроль нагрузки

50

60

   

Разминка

10

10

Интенсивность низкая и средняя

Простейшие соединения, изолированные  движения

Предстретчинг

Подготовка опорно-двигательного  аппарата

Повышение ЧСС

Психологическая нагрузка

128 - 135

Пульс, внешнее проявление, самооценка

   

Основная часть кардио - нагрузка

10

20

Комбинации из элементов степ-аэробики спортивно-атлетического или танцевально-координационного стиля

Улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы

Воспитание координации

129 - 130

Пульс, дыхание, внешнее проявление, самооценка

   

Снижение кардио - нагрузки

5

5

Простые шаги и соединения около и  на «степе»

Стретчинг

Постепенное снижение ЧСС

118 - 125

Пульс, самооценка

   

Силовой блок

15

20

Упражнения на силу и силовую выносливость на «степе» и со «степом» для мышц живота, спины, ягодичных мышц, верхнего плечевого пояса

Улучшение силы

Силовой выносливости

100 - 125

ЧСС, дыхание, самоконтроль

   

Заключительная часть

5

5

Упражнения на растягивание, расслабление,

Равновесие

Восстановление деятельности кардиореспираторной  и скелетно-мышечной системы

Релаксация

менее 100

Пульс, самооценка


 

Особенности силовой тренировки.

Силовая часть часто выполняется на «степе»  и со «степом», с использованием движений фитнес - гимнастики или, как ее еще называют, кондинационной или функциональной гимнастики, а также атлетической гимнастики.

 

1.2.2 Методы, используемые при проведении занятий

Для тренера  по аэробике важно не только красиво  двигаться самому, но и умение научить  занимающихся правильной технике. В  связи с этим проблема правильного  обучения, несомненно, актуальна в  аэробике при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря о  танцевальных элементах и соединениях.

Сложность задачи возрастает, так как в оздоровительной  тренировке мы сталкиваемся с дефицитом  времени. Обычно занимающиеся в состоянии  посещать занятия не более 2-3 раз  в неделю, при этом они хотят  как можно быстрее достичь  желаемого эффекта: похудеть, улучшить фигуру, здоровье, а также получить удовольствие, а не скучать на занятиях. Поэтому в отличие от спорта высоких  достижений, обучение происходит, с  сохранением принципа поточности выполнения движений. Это повышает требования к тренеру: умение лаконично и  четко объяснить технику, быстро заметить ошибки и тут же исправить  их. Разъяснения по разучиванию и  замечания тренер должен делать в  тактичной и доходчивой форме.

Итак, напомним основные методы и принципы обучения. Как и в спорте, в аэробике применяются  два метода обучения: целостный и расчлененный. Относительно доступные движения, такие как ходьба, приставные шаги и их разновидности, разучиваются целостным методом. А вот различного рода «добавки» в виде движений руками требует уже расчленения. Сначала разучиваются движения ногами, затем руками, и лишь после выполняется целостное двигательное действие. Расчлененный метод применяется также при разучивании различных танцевальных сложных для координации движений.

Изучение  новых движений должно быть строго последовательным, систематическим, а  комбинации слагаться из ранее достаточно хорошо усвоенных элементов.

Методические  приемы. В качестве основных методических приемов обучения хореографии выступают следующие:

Оперативный комментарий и пояснение. В процессе проведения занятия большое значение имеют указания, которые дает тренер в ходе выполнения упражнений. Эти указания играют роль внешнего управляющего момента, с помощью которого занимающиеся могут оперативно представить собственные действия. При этом указания включают моменты, что и как делать (название движения, основные моменты техники, направление, подсчет и т. д.), включая исправление более или менее грубых ошибок, внося коррекцию и тем самым применяя принцип обратной связи, сохраняя при этом поточный метод проведения упражнений. Объяснять надо в доступной, понятной форме, учитывая интеллектуальный средний уровень занимающихся в группе.

Визуальное  управление группой. Разработанная в США условная знаковая система управления группой значительно облегчает проведение занятий оздоровительной аэробики.

Обычно  визуальное управление используется вместе со словесными указаниями. Например, показывается направление движения с пояснением, что делать. Система оперативного комментария, пояснения и визуального  управления группой должна быть четкой, уверенной.

Часто применяются  различные формы фиксации, с помощью  которых в ощущениях закрепляется наиболее верное положение, характерное  для той или иной фазы упражнения, в особенности при проведении силовых упражнений в партере  и с различного рода амортизаторами, отягощениями.

К невербальным методам управления группой относятся  также выразительные движения телом. Тренер должен подчеркивать своими движениями моменты расслабления, напряжения, характер танцевальных элементов и  т. п. Важное значение имеет мимика. Невозможно проводить занятия при  выражении недовольства, раздражительности, усталости на лице.

Музыка  как фактор обучения. Музыкальное сопровождение можно рассматривать и как фактор воздействия на занимающихся аэробикой в процессе обучения упражнениям за счет изменения темпа и ритма музыкального сопровождения. Правильная методика применения музыки способствует успешному усвоению двигательного навыка.

Важным  методическим приемом является и  изменение темпа выполнения хореографических движений: можно замедлять или  ускорять темп в зависимости от стадии усвоения элемента, соединения или  целой комбинации. Если в начале изучения нового хореографического  материала темп будет слишком  быстрым, то, как правило, такая ситуация может привести к перенапряжению, скованной работе мышц, неспособности  занимающихся понять задание и повторить  его, что, в свою очередь, может привести к раздражению, развить комплекс неспособности к данному роду двигательной активности. Поэтому «поспешать надо медленно».

Слишком затягивать выполнение движений в замедленном  темпе также не следует, так как  в этом случае снизится воздействие  занятия на кардио-респираторную  систему, а следовательно, и оздоровительный  эффект на организм занимающихся. Не следует забывать о принципе «золотой середины».

Нельзя  требовать сразу от занимающихся эмоционального выразительного исполнения слагаемых комбинации, а тем более  комбинации целиком. Сконцентрируйте  внимание на технической стороне, правильной последовательности элементов, ориентировки в пространстве, а затем вносите  эмоциональность, раскрепощенность, выразительность.

Самоконтроль действий. Самоконтроль действий включает в себя не только механическое повторение движений, их внешней формы, но и контроль занимающихся за своими мышцами, какие мышцы участвуют в работе, какова степень их напряжения.

Тренер-инструктор должен комментировать функциональную работу мышц, поэтому знания анатомии движений - важная составная часть  системы подготовки специалиста  по аэробике. Огромную помощь в проведении занятий имеет зеркало. Занимающиеся могут контролировать свои движения и сличать с действиями тренера. Поэтому так важно оборудовать  залы для аэробики зеркалами. Наличие  зеркал в залах для проведения аэробики не только исполняет функции  дизайна, но и является важным для  обучения, технически правильного выполнения упражнений, для персонального контакта, коммуникации с занимающимися спортом.

Показ упражнений. В связи с обучением возникнет еще одна важная проблема — как показывать упражнения. Всегда ли нужен показ лицом к занимающимся, в зеркальном отображении? Простые по координации движения можно показывать именно так — лицом к занимающимся с левой руки и ноги, сложные — спиной к занимающимся.

Однако  длительное проведение упражнений спиной к занимающимся может вызвать  отрицательную реакцию у некоторых  людей. Поэтому тогда, когда отдельные  движения или комбинация освоены  достаточно хорошо, тренер поворачивается лицом к занимающимся и выполняет  движения в зеркальном отображении.

Ниже  на отдельных примерах раскрывается принцип «зеркального» показа.

 

 

 

 

 

Таблица 6

Принципы «зеркального» показа

Движения занимающегося

Движения тренера

При выполнении движений на месте

С правой ноги

С левой ноги

При движении в сторону или в  диагональ вперед – в сторону

Вправо, с правой ноги

Влево, с левой ноги

При продвижении вперед

Занимающийся выполняет движение вперед с правой ноги

Тренер – назад, с левой ноги

При движении назад или в диагональ  назад – в сторону

Занимающийся движется назад с  правой ноги

Тренер – вперед, с левой ноги


 

Однако  существует и исключение из правил. Например, при выполнении V-шага, шага «мамбо», а также многих движений из танцевальных видов аэробики занимающийся выполняет движение вперед с правой ноги, тренер также вперед, но с левой  ноги. При выполнении различного рода движений с поворотами, например, шаг  вперед с поворотом кругом, тренер несколько раз повторяет движение с группой в положении спиной, а затем уже лицом к группе.

Симметричное обучение. Необходимо помнить, что движения должны выполняться в ту и другую стороны. Равномерная нагрузка способствует гармоническому развитию.

Известно, что в процессе развития организм человека, несмотря на симметричное строение двигательного анализатора, претерпевает асимметричные изменения, при которых  одна из конечностей формируется  в ведущую (доминирующую), другая - в  подчиненную (недоминирующую).

Наиболее  характерным выражением двигательной асимметрии человека является преимущественное использование им одной из верхних  конечностей, что получило название право- и леворукости. Как показали исследования в области общей  и спортивной педагогики, рационально  осваивать и тренировать движения вначале доминирующей рукой или  ногой, а потом недоминирующей. Этот принцип можно использовать при индивидуальном тренинге, а вот при групповых занятиях, когда приходится проводить урок с большой группой выполняющих различные перемещения по площадке, вступает в силу закон подчинения меньшинства большинству, а, как известно, большинство людей - правши.

У каждого  тренера, безусловно, существует своя стратегия обучения. Программы необходимо усложнять от уровня к уровню, в  зависимости от полготовки тренирующихся. При проведении занятий аэробикой  широко применяются следующие методы, обеспечивающие разнообразие танцевальных движений:

  • линейный метод (шаги разучиваются без соединения между собой)
  • метод пирамиды (альтернативный шаг плюс простой)
  • метод добавления (условие АВСС – альтернативный)
  • метод связывания (связываем два альтернативных куска связки)

 

1.3 Характеристика физических качеств

Чем более  развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво  оно проявляется в решении  двигательных задач. Воспитание физических качеств достигается через решение  разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий. (Л.П. Матвеев, 1991).

Информация о работе Технология регулирования интенсивности занятий оздоровительной степ - аэробики