Совершенствование техники броска в кольцо с учетом типичных ошибок баскетболистов-юношей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:49, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. Основу специфики «достиженческого» спорта составляет соревновательная деятельность: в процессе противоборства у борцов вольного стиля максимально выявляются, сравниваются и оцениваются определенные способности и подготовленность. Для того чтобы борцы могли повышать уровень спортивного мастерства, им необходимо совершенствовать способности к максимальной мобилизации своих возможностей в тренировочной деятельности [12].
С прошлого века в вольной борьбе принято использовать круговую тренировку для расширения функциональных возможностей организма спортсменов, где для развития специфических качеств физической подготовленности для более эффективного воздействия принято использовать строго-регламентированные методы спортивной тренировки [14]. Как утверждают различные авторы [7; 8; 9] с помощью круговой формы тренировки можно не только создать юным борцам базовый фундамент общей физической подготовленности, но и развивать специфические качества физической подготовленности, главным условием для этого является «игра» с интенсивностью и временем [9].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ…………………......4
1.1. Характеристика круговой тренировки и ее разновидности……………….4
1.2. Планирование круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе…………………………………………………………………………..14
1.3. Индивидуализация нагрузки в круговой тренировке борцов……………22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….33
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………34
2.1. Организация исследования…………………………………………………34
2.2. Методы исследования………………………………………………...…….34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ…………….36
3.1. Содержание модернизированной круговой тренировки борцов вольного стиля в специальной физической подготовке…………………………………..36
3.2. Межгрупповой анализ тестовых показателей специальной физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента.....................................................................................................
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

дипом круговая трен.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

Целесообразность  дальнейшего применения комплекса  будет зависеть от правильного соотношения  нагрузки и отдыха, а также последовательности подбора упражнений. Повышать нагрузки можно путем усложнения комплексов, а также за счет увеличения прохождения количества кругов. Спортсмен  самостоятельно может проследить за своим физическим развитием, регулярно измеряя свой пульс. При успешной адаптации организма пульсовая кривая имеет тенденцию в сторону уменьшения, а пульс в покое становится реже, чем был в начале тренировочных занятий, что связано с более экономичной работой сердца. При занятии по типу круговой тренировки с использованием интервального метода можно включать в комплекс также 10 – 15 станций. Дозировка и число повторений колеблется от 10 до 20, последовательность перехода – против часовой стрелки по порядку расположенных станций.

Иногда в  практической работе целесообразно  использовать нетрадиционный вариант круговой тренировки. Отличие этого варианта состоит в направленности мышечной работы на воспитание конкретного двигательного качества в одном занятии. При этом на каждой из четырех станций используются различные по структуре упражнения, но сохраняется один и тот же физиологический режим. Собственно биомеханическая структура движений учитывается, но отходит, исключая комплексы в воспитании ловкости, на второй план, в то время как режимы их использования выдвигаются на первый. Подобная методика построения занятий возможна лишь при физиологически обоснованном и оптимальном для каждого занимающегося сочетании физических упражнений на каждой из четырех станций. Однократная же нагрузка избирается в соответствии с ее индивидуально переносимой величиной. Показателем времени является способность занимающихся выполнять работу без снижения заданной мощности (темпа, скорости), а критерием готовности к повторной работе – время восстановления пульса до определенных величин [19].

Данные режимы базируются на двух концепциях. Сущность первой в основном сводится к тому, что срочный тренировочный эффект, а, следовательно, и кумулятивный, отставленный по времени, может быть достигнут при достаточно значительном нарушении гомеостатических констант организма. Вторая концепция касается механизмов энергообеспечения различной по мощности и длительности мышечной работы. Из нее следует, что работа максимальной мощности возможна лишь в течение 5 – 10 с, субмаксимальной – не более 30 – 40 с, умеренной и малой мощности – от 60 с до нескольких часов. Реализация этих положений возможна не только в практике спорта высших достижений, но и в физическом воспитании курсантов и массовой физической культуре, ибо, как справедливо замечает В.В. Волков, максимальные усилия распространены не только в спорте. Без них, например, невозможно повысить уровень двигательной подготовленности населения, выполнить нормы зачетного комплекса. Максимальные напряжения являются неотъемлемой частью производства, бытовой и военной деятельности человека, не говоря уже об экстремальных ситуациях. Однако следует уточнить [15]: максимальные напряжения должны соответствовать текущему функциональному состоянию каждого индивидуума и обуславливаться, что крайне важно, неодинаковой по мощности и длительности физической нагрузкой.

Сочетание различных режимов мышечной деятельности в круговой тренировке. По характеру мышечного сокращения в КТ применяются в основном динамические упражнения, но наряду с ними имеют место статические и упражнения с комбинированным режимом работы мышц.

В основе спортивной деятельности лежит реальное явление - двигательное действие, посредством которого решается спортивная задача. Именно движение является тем объектом, на который прямо или косвенно направлен комплекс тренирующих воздействий в ходе многолетней подготовки спортсмена [21].

Сама возможность  и результативность двигательной деятельности обуславливается развитием физических качеств. К числу важнейших физических качеств, определяющих эту возможность, относится «сила». Правильнее будет называть это качество - «силовые способности», и проявляются они любых режимах мышечной деятельности.

Никакие физические упражнения невозможно выполнить без  проявления мышечной силы. Для любой  спортивной специализации характерно проявление мышечной силы, от уровня ее развития зависит развитие и проявление целого ряда других физических качеств и способностей спортсмена. Поэтому такое большое место в процессе физической подготовки отводится воспитанию силовых качеств (В.В. Кузнецов, 1975). Вместе с тем силовые способности нельзя сводить к только механической характеристике их сократительных свойств. Необходимо иметь в виду, что мышечная сила, являясь динамическим компонентом любого движения, может иметь различные качественные характеристики в зависимости от скорости, внешнего сопротивления и продолжительности работы. Основным критерием оценки силовых способностей спортсмена выступает показатель мощности рабочего усилия (Ю.В. Верхошанский, 1988).

Рабочее усилие в спортивной деятельности может  проявляться однократно, повторно, в циклической или переменной работе, против большого или небольшого внешнего сопротивления, с высокой или медленной скоростью движения, при различном предрабочем состоянии мышц. При этом могут иметь место различные режимы работы мышц: динамический (преодолевающий, уступающий), изометрический и многообразные формы смешанного режима [23].

Изучение специальной  научно-методической литературы и опыта  спортивной практики позволяет определить круг решенных и нерешенных вопросов методики тренировок, в частности  развития силовых способностей.

Вопросы совершенствования  методов тренировки, повышающих эффективность  тренировочного процесса, а также  поиск режимов работы мышц, способствующих эффективному развитию силы, особенно интересны для нас, поскольку  в нашей работе была поставлена задача исследовать различные методы КТ с использованием средств, направленных на развитие силовых и скоростно-силовых качеств [26].

Изучению режимов  работы мышц посвящено много исследований, в которых выявились режимы, обеспечивающие наибольший рабочий эффект мышечного сокращения в задаче проявления силы или скорости.

Однако они  не дали однозначных результатов  и, скорее, показали бесполезность поиска абсолютного режима. Каждый режим  и способ его использования имеют  четко выраженное специфическое тренирующее воздействие, в соответствии с которым его и следует использовать. В то же время выяснилась целесообразность таких средств, в которых сочетаются различные режимы работы мышц при главной роли преодолевающего. Это позволяет достигать больших напряжений и, кроме того, сохранять типичные признаки соревновательного упражнения (В.М. Дьячков, 1961, 1966, Ю.В. Верхошанский, 1961, 1970, В.В. Кузнецов, 1968, 1970).

В практике известно несколько режимов работы мышц - это преодолевающий, уступающий, удерживающий и комбинированный (классификация режимов работа у Ю.В. Верхошанского, 1977).

Ряд авторов (Ю.И. Иванов, Г.П. Семенов, В.И. Чудинов, 1977, В.К.Петров 1966, И.М. Добровольский, 1973, А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин, М.С. Хлыстов, 1975 и другие) указывают на то, что применение в тренировке различных режимов мышечной деятельности наряду с миометрическим (динамическим) режимом дает значительный эффект в росте силовых возможностей занимающихся.

Как отмечалось выше, большинство спортивных упражнений выполняется в преодолевающем режиме, он считается основным. В тяжелой атлетике большое значение имеет и уступающий режим работы, так как он дает возможность развивать силу больше максимальной на 20-40% (АЛ. Слободян, 1979).

Одним из методов  развития силы является метод изометрических упражнений, получивший довольно широкое распространение. По некоторым данным (R.A. Berger, 1962) этот метод дает значительный прирост силы мышц и их массы уже в первые месяцы тренировки, В своих опытах по применению изометрических упражнений Т. Hettinger (1966) нашел, что оптимальной можно считать величину нагрузки в 40-50 % от максимальной силы. Другие авторы (Ю.И. Иванов, Г.П. Семенов, В.И. Чудинов, 1977) отмечают, что наибольший эффект дают напряжения, составляющие 80-120 % предельных с оптимальным временем напряжения 6 с. По данным А.Н. Воробьева (1981) в практике спорта применяется напряжение 55-100% от максимума в течение 5-Юс. С увеличением напряжения уменьшается время удержания позы. Более высокий прирост силы при использовании изометрических упражнений выявлен у лиц, не занимающихся спортом. Полученные данные говорят о большой эффективности тренировки при сочетании уступающего, изометрического и смешанного режимов мышечной деятельности для развития силовых и скоростно-силовых качеств. Это составляет один из резервов интенсификации тренировочного процесса (А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин, М.С. Хлыстов, 1975, В.М. Зациорский, 1962).

В спортивной тренировке довольно широко используется уступающий режим мышечной деятельности, особенно когда упражнения выполняются медленно. Все виды приседаний связаны с уступающей работой. Тяжелоатлеты на приседание отводят около 10-20% тренировочной нагрузки. Обычно высококвалифицированные тяжелоатлеты выполняют приседания в уступающем режиме с весом 110 - 120 % от их лучшего результата при преодолевающей работе, но не чаще чем один раз в 7-10 дней. А.С. Слободаном (1979) был проведен эксперимент, с целью выяснения оптимальных параметров преодолевающей, удерживающей (изометрической) и уступающей работ. Наиболее эффективной оказалась тренировка, 75 % которой составляла преодолевающая работа, 15 % уступающая и 10 % удерживающая [27].

С биологической  точки зрения комбинация различных  режимов мышечной деятельности и, кроме  того, апериодичность их применения создают условия для относительно меньшего приспособления организма к раздражителю. Применяемые раздражители в большинстве случаев значительны по силе, и поэтому ответная реакция организма на них более выражена.

Итак, рассмотренные  выше режимы мышечной деятельности, являются важным критерием для отбора физических упражнений в комплексы КТ. Здесь действует принцип, требующий, чтобы характер упражнений соответствовал преобладающему в избранном виде спорта режиму мышечных сокращений. Указанный принцип характеризует основную тенденцию в силовой подготовке спортсмена.

 

1.2. Планирование круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе

 

В зависимости  от периода подготовки и уровня развития двигательных качеств борцов вольного стиля планируется соотношение  общей и специальной физической подготовки, проводимой методом круговой тренировки. Применительно к требованиям вольной борьбы она направлена на укрепление органов и систем, повышение функциональных возможностей, а также целевое развитие двигательных качеств.  Физическое воспитание следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения, в каждом из них циклически повторяется программа, но на качественно более высоком уровне. В связи с этим особое место в нем занимает планирование общей и специальной физической подготовки, осуществляемой по методу круговой тренировки [29].

Для циклического планирования круговой тренировки следует  использовать комплексы упражнений, направленные в первую очередь на общефизическую подготовку спортсменов  с учетом профиля вольной борьбы.

Избранный комплекс применяется на четырех – шести  смежных занятиях, после чего проводится его коррекция, предусматривающая  замену одного, нескольких или всех упражнений комплекса с тем, чтобы  повысить его направленность на решение конкретных задач физической подготовки спортсменов.

Материал по общей и специальной физической подготовке планируется на все занятия  в течение учебного года в соответствии с программой. По усмотрению тренера, этот материал может быть объединен  в комплексы круговой тренировки или пройден раздельно в любой из частей тренировки. Целевая направленность комплексов круговой тренировки имеет то преимущество, что позволяет решать три важные задачи общего и специального характера одновременно и взаимосвязано в относительно короткий промежуток времени, а главное, с большой эффективностью.

На первом году обучения применение круговой тренировки можно испытать по упрощенному варианту, когда учет в карточках достижения не ведется и предлагается дифференцированный подход к учащимся с использованием стандартной нагрузки и разных вариантов упражнений [25].

Круговую тренировку целесообразно планировать, используя  на первом году обучения 30 – 50 %, на втором – 50 %, на третьем году – 50 – 70 % времени, запланированного по всем разделам программы  физической подготовки. Какой раздел программы проходить, используя метод круговой тренировки, целиком зависит от тренера. При наличии определенных условий и соответствующей подготовки круговую  тренировку можно включать во все разделы учебной программы.

Контрольные нормативы (тесты) по ППФП планируются и определяются с учетом характерных особенностей. Такими нормативами могут быть учебные нормативы, предлагаемые программой для оценки физической подготовленности спортсменов. На контрольных тренировках, как правило, планируется проведение зачетов по одному, максимум двум видам физических упражнений [24].

Перенос тренированности  и повышение эффекта круговой тренировки. Силовые, скоростные, скоростно-силовые возможности спортсмена, выносливость и гибкость во многих случаях (но не всегда!) взаимосвязаны друг с другом. Также взаимосвязаны друг с другом и эффекты тренировки различных физических качеств. Эта взаимосвязь особенно выражена на начальном этапе занятий спортом. Поскольку физические качества проявляются при выполнении физических упражнений, то изменение уровня развития этих качеств приводит к изменению результата в этих упражнениях (Л.Б, Губман, М.Р. Могендович, 1969). В ряде случаев данное явление не зависит от того, применялось или не применялось упражнение в тренировке. 
 
Явление, когда изменение результата в одном упражнении влечет за собой изменение результата в другом, получило название «перенос тренированности».

Но не всегда улучшение результата в одном  упражнении сопровождается улучшением в другом. Иногда с увеличением  силы, например, уменьшается скорость движения или подвижность в суставах, то есть следует уточнить, что перенос бывает как положительный, так и отрицательный. При положительном переносе наблюдается одновременное улучшение результатов в разных упражнениях. В случае отрицательного переноса улучшение результата в одном упражнении влечет за собой ухудшение результата в других упражнениях [21].

Информация о работе Совершенствование техники броска в кольцо с учетом типичных ошибок баскетболистов-юношей