Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа

Описание

Психология, развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято творить, в экстремальных условиях (перегрузка информации, дефицит времени, космический полёт, сенсорная и социальная изоляция, морская глубина, аварийно-спасательные, монтажные и испытательные работы, борьба с огнём и т.д.). К таки условиям, без спорно, относятся и условия ответственных соревнованиях.

Содержание

ГЛАВА I. Анализ специальной литературы
по изучаемому вопросу стр. 9
1.1. Физиологические механизмы психологической подготовки, подводящие к выполнению игровых упражнений и соревнованиям стр. 9
1.2. Индивидуальные психологические особенности спортсменов и их подготовка к игровой и соревновательной деятельности стр. 22
1.3. Новые концепции к технической и психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности стр. 28
1.4. Психологическая классификация спортивной деятельности стр. 35
Выводы по I главе стр. 45

ГЛАВА II. Собственные исследования и результаты их обработки стр. 46
2.1. Определение влияния различных типов психологической установки на правильность выполнения технических приёмов и быстроту их выполнения стр. 46
2.2. Организация и методы исследования стр. 56
Выводы по II главе стр. 67

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов.doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)
  1. Юных спортсменов с сильной нервной системой стоит стимулировать 
    психологической установкой на быстроту действий. При быстрых 
    действиях, а условиях острой конкуренции они сохраняют устойчивость 
    нервных процессов,
  2. Психологическая установка дается спортсменам в убеждающем, 
    конкретном, деловом объеме, т. е., должна быть четко сформулирована и 
    по возможности индивидуализирована,
  3. Психологическая установка может даваться как волевой компонент, когда 
    требуется многократное повторение упражнения при выработке 
    динамического стереотипа технических элементов баскетбола.
  4. Роль психологической установки неоспорима и в работе со 
    сложившимися спортсменами высокого класса, но при этом должны быть учтены индивидуальные особенности этих спортсменов.

 

Выводы по II главе

 

  1. При диагностике состояния психологической готовности спортсменов к соревнованию следует исходить из примеров, характеризующих это состояние, и следовательно использовать определённый комплекс диагностических методов.

 

  1. Среди многочисленных факторов, улучшающих подвижность спортсменов в процессе тренировки, особое значение имеет психологическая установка.

 

  1. Из двух видов психологической установки при выполнении тестов на быстроту и чёткость исполнения упражнений, спортсмены чаще ошибаются при установке на быстроту чем на техничность исполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие выводы

 

На основании вышеизложенного, можно посоветовать нижеследующие  практические рекомендации,

1. На подготовительном  этапе обучения баскетболу рекомендуется  установка на правильность выполнения  упражнения.

2.   Не рекомендуется  совмещать в одном задании  установку на быстроту действий  и правильность их исполнения. Внимание детей на начальных этапах обучения нужно фиксировать специальными двигательными установками, делать акцент на техничное исполнение элементов баскетбола.

3.  Юных спортсменов  с сильной нервной системой  стоит стимулировать психологической    установкой    на    быстроту    действий.    При    быстрых действиях, а условиях острой конкуренции они сохраняют устойчивость нервных процессов,

4.  Психологическая    установка    дается    спортсменам    в    убеждающем, конкретном, деловом объеме, т. е., должна быть четко сформулирована и по возможности индивидуализирована,

5.  Психологическая   установка  может  даваться   как   волевой   компонент,  когда требуется      многократное      повторение      упражнения      при      выработке динамического  стереотипа технических элементов  баскетбола.

6.  Роль     психологической    установки     неоспорима    и     в     работе     со сложившимися спортсменами  высокого класса, но при этом  должны быть учтены индивидуальные  особенности этих спортсменов.

 

 

 

 

 

Литература

 

1.  Абульханов   К.А.   О   субъекте   психологической   деятельности. Методологические проблемы психологии. - М.: Наука, 1973.

2.  Алаторцев А.В. Проблемы  психологии сорта, - М.: Физкультура  и спорт, 1971.

3.   Алексеев А.В.  Себя преодолеть! - М.: Физкультура  и спорт, 1978.

4.   Ананьев Б.Г, Человек как предмет познания. Л., 1969, с.315-316.

5.  Андреева  Г.М.   Лекции  по  методике  конкретных  социальных исследований. -М.: МГУ, 1972, с.100.

6.  Андреева Л.В.  Современная социальная психология  на западе, М., 1976.

7.  Белоус В.В. Общевидовые  нелинейные варианты ортоганальных  свойств темперамента. В книге:  Проблемы личности. Пермь, 1970.

8.  Бирюкова З.И.  Высшая нервная деятельность  спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1961.

  1. Богданова Д.Я. Личностные особенности спортсмена. - Л., 1974.
  2. Богданова Д.Я. Некоторые вопросы психологии спорта.  - Л., 1976.

11. Богданова    Д.Я.     Социально-психологическая    характеристика спортивного коллектива. -Л., 1977.

12. Брайент    Дж.К.    Психология    в    современном    спорте.-    М., Физкультура и  спорт, 1978.

13. Вяткин Б.А. Диагностика  и регулирование психических  состояний спортсменов в соревновании.- Пермь, 1974.

14. .Вяткин Б.А. Роль  темперамента в спортивной деятельности. М., Физкультура и спорт, 1978.

15.Ганюшкин    А.  Д.    Проявление    индивидуальных    особенностей личности в спорте.-М.: Физкультура и спорт, 1976.

16. Гиппенрейтер      Б.С.      Значение      изучения      индивидуальных  особенностей  высшей  нервной  деятельности  спортсменов  для спортивной практики. В кн.: Проблемы физиологии спорта. М., 1964.

17.Гомельский А.Я.  Управление  командой.  - М.:  Физкультура и  спорт, 1976, с.36,57.

18.Гончаров В.Д. Человек  в мире спорта. - М.: Физкультура и спорт, и 1978.

19.Гончаров В.Д. О  руководстве спортивной командой.- Теория и практика физической  культуры, 1974, №5, с.63-66.

20.Горбунова Л.Н. Технический  прогресс и психология труда.  М: Знание Д 1972.

21.Горбунов Г.Д. Умей  управлять собой. - Л.: Знание, 1976.

22.Двали Г.М.  Пути  исследования личности спортсмена  в  целях  улучшения его  психологической подготовки. - Теория  и практика физической культуры, 1976, №7, с.9-11.

23. Десев   Любен.   Психология   малых   социальных   групп.   -   М.: Прогресс, 1979.

24. Деспот М.  Тренер  и психологическая подготовка. - Спортска пракса (Югославия), Спорт  за рубежом, 1973, №14; с. 12-13.

25.Джамгаров Т.Т. Психология  физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1979.

26.Ильин    Е.П.    Сплоченность    и    эффективность    выступления спортивных команд. В сб.: Психофизиология. Л., 1979, с.87.

27.Ильин   Е.П.   Психофизиология   физического   воспитания.   М., Просвещение, 1980.

28.Кикнадзе А.В. Закон  больших игр. - М., Молодая гвардия, 1975.

29.Ковалев А.Г. Курс  лекций по социальной психологии. М., Высшая школа. 1972.

30.Ковалев А.Г. Коллектив  и социально-психологические проблемы  руководства. -М., Политиздат, 1978.

31.Коломинский Я.Л.  Психология общения. - М.: Знание, 1974.

32.Коломинский   Я.Л.    Психология    взаимоотношений    в    малых группах. Минск, 1976.

33.Кон И.С. Социология  личности. - М., 1967.

34.КречмерЭ. Строение  тела и характер, 1921.

35.Лалаян А.А. Требования  к управлению спортсменом и  командой. В сб.: Психология спорта высших достижений. М., Физкультура и спорт, 1979, с.61.

36.Мартене Р. Социальная  психология и спорт. - М., Физкультура  и спорт, 1979.

37.Морено Дж. Социометрия.  Экспериментальный метод и наука  обобществе. -М.: Изд. иностр. литературы, 1958.

38.Морозов     А.С.     Изучение     межличностного     восприятия     в спортивных командах в  связи с некоторыми показателями их эффективности.    -   В    кн.:    Вопросы    психологии.    Динамика состояния спортсменов в связи с особенностями их личности. Вып. 5-М., 1977, с.69-74.

39.Наидиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. - М.,  Физкультура и спорт, 1973, с.53.

40.Палей И.М. Проблемы  личности в курсе психологии. - Л., МГУ, 1972.

41. Параносич   В.    Психо динамика   спортивной   группы.   -   М.: Физкультура и спорт, 1977.

42.Парыгин Б.Д.  Основы  социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971, с.302.

43.Парыгин Б.Д.  Современное  состояние и проблемы социальной  психологии. М.: Знание, 1973.

44.Петровский   А.В.   Практические   занятия   по   психологии.   М.: Просвещение, 1972.

45.Петровский   А.В.   Социальная   психология   коллектива.   -   М.: Просвещение, 1978.

46.Петровский   А.В.   Психологическая  теория   коллектива.   -  М.: Педагогика, 1979.

47.Пуни    А.И.    Некоторые    итоги    и    перспективы    в    развитии исследований в области психологии физического воспитания и спорта. Теория и практика физической культуры, 1973, № 7.

48.Пуни А.Ц. Вопросы  психологии спорта. Сборник научных  трудов. Л., 1975.

49.Пуни    А.Ц.    Практические    занятия    по    психологии.    -    М.: Физкультура и спорт, 1977.

50.     Пуни     А.Ц.     Психология     физического     воспитания.     М.: Физкультура и спорт, 1979.

51.Предвечный Г.П. Социальная  психология. -М.: Политиздат, 1975.

52.Родионов А.В. Психология  спорта высших достижений. - М.: Физкультура  и спорт, 1979.

53.Рудик     П.  А.     Проблемы     психологии     спорта.     Вып.2,     М.: Физкультура и  спорт, 1962.

54.Рудик П.А. Личность  и коллектив в спортивной деятельности. Лекция для студентов ЦГОЛИФК, М., 1975, с.13-15.

55.Рудик Л.А. Психология. - М: Физкультура и спорт, 1976.

56.Рубинштейн СП. Проблемы  общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.

57.Суходольский   Г.В.   Основы   математической   статистики   для психологов. -Л., ЛГУ, 1972.

58.Фресс П. Экспериментальная  психология. - М.: Прогресс, 1966.

59.Ханин Ю.Я. Межличностные  конфликты  в  спортивно-игровой  деятельности. Теория и практика  физической культуры, 1976, № 7, с.11-14.

60.Ханин     Ю.Я.     Формирование     адекватных     межличностных отношений   у   спортсменов.   Теория   и   практика   физической культуры, 1979, № 12, с.8-10.

61.Черникова О.А. Вопросы  психологии в спорте. - М: Физкультура  и спорт, 1955.

62. Черникова О.А. Соперничество,  риск, самообладание в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

63. Шаматова  O.K.   Вопросы  социологии  физической  культуры  и спорта.   Спортивный коллектив  как малая  социальная  группа. Тбилиси, ТГУ, 1976.

64. Шаматова     O.K.      Социометрические     исследования     малых спортивных групп. Тбилиси, 1978.

65.Штампфл Ф. Спортсмен  и тренер. - В сб.: Спорт за рубежом.  М., Физкультура и спорт, 1958.

66.Яковлев   Н.Н.   Что   происходит   в   организме   спортсмена   при выполнении  физических упражнений. - М., Физкультура и спорт, 1958.

67.Ярошевский М.Г. Развитие  и современное состояние зарубежной  психологии. - М.: Педагогика, 1974.


Информация о работе Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов