Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа

Описание

Психология, развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято творить, в экстремальных условиях (перегрузка информации, дефицит времени, космический полёт, сенсорная и социальная изоляция, морская глубина, аварийно-спасательные, монтажные и испытательные работы, борьба с огнём и т.д.). К таки условиям, без спорно, относятся и условия ответственных соревнованиях.

Содержание

ГЛАВА I. Анализ специальной литературы
по изучаемому вопросу стр. 9
1.1. Физиологические механизмы психологической подготовки, подводящие к выполнению игровых упражнений и соревнованиям стр. 9
1.2. Индивидуальные психологические особенности спортсменов и их подготовка к игровой и соревновательной деятельности стр. 22
1.3. Новые концепции к технической и психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности стр. 28
1.4. Психологическая классификация спортивной деятельности стр. 35
Выводы по I главе стр. 45

ГЛАВА II. Собственные исследования и результаты их обработки стр. 46
2.1. Определение влияния различных типов психологической установки на правильность выполнения технических приёмов и быстроту их выполнения стр. 46
2.2. Организация и методы исследования стр. 56
Выводы по II главе стр. 67

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов.doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)

Каждая из них является одним из аспектов целостной организации индивида, аспектов переходящих одного в другой, (Прангашвили А. С, 1973 г.). Многозначность понятия «установка» приводит к тому, что различные ученые вкладывают в него совершенно различное содержание. Представители школы Д. Н. Уднадзе в течении многих лет последовательно отстаивают идею о существовании первичной установи, предваряющей и определяющей развертывание любых форм психической активности, (Ш. А, Надирашвилли, 1966 г, А С, Прангашвили 1971 г., Ш, Н. Ухаршвилли 1971).

Узнадзе Д  Н. пересмотрел сам фундамент  традиционной психологии, устранил те препятствия, которые встали на пути к созданию теории установки. Так неоднократно подчеркивалось., что в современной ему психологии сознания и психика отождествляются. Идея о том, что «объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психику и в этой непосредственной связи определяется ее деятельность, Д.Н. Узнадзе назвал эту идею постулатом непосредственности.

Это и наталкивает  на мысль, что говоря о первичности  установки,  отношению к психике Д. Н. Уднадзе подразумевал психику кик явление сознания. Отсюда и первичность установки. Ведь если бы установка была вторична по отношению к психическому, как и сознательному, то ее введение ничего не дало бы для решения задачи преодоления постулата непосредственности. Поэтому дело не в том, обладает ли установка атрибутом сознательности, а в том может ли она быть принята в качестве исходной категории, что предшествует порождению любых явлений.

Нельзя    смешивать    понятия    первичной    установки    и    социальной установки.

Социальная    установка    понимается    как    отношение    личности   к ценностям, мотива к целям, которое выступает как отношение личности к

участникам  совместного выполнения деятельности.

Необходимыми  условиями возникновения установки  являются ситуация, потребность ситуация только в том случае выступает как условие возникновения установки, если она воспринята субъектом, но любой акт восприятия (согласно теорий Ушадн Д. И ) предполагает существование установки. Д. Н. Узнадзе в качестве выхода из этого замкнутого круга выдвигает то положение, что установке предшествует акт «замечания». Тогда функциональный акт развертывания деятельности до первой удовлетворенной потребности можно представить следующим образом: 1)потребность, 2) Направленный акт на предмет потребности, 3) предмет потребности ( мотив). ( Асмолов А. Г и М А. Ковалоч, 1975 ).

«Среди многочисленных факторов, улучшающих подвижность спортсменов в процессе тренировки, особое значение имеет психологическая установка. ( В, Г. Ибранидзе, Г. М. Двали ). В, М, Дьячков ( 1980 ) отмечает, что главной задачей совершенствования технического мастерства является совершенствование механизмов управления на всех ее уровнях: двигательной установки, идеомоторной программы, достижение автоматизированного управления движениями и самоконтроля.

Формировать у воспитанников  установку на целенаправленное совершенствование в технике движений.

Четко формулировать  правила построения движений и управления ими, а так же умение мысленно видеть свои движения на фоне той скорости и ритма, в которых они должны выполняться. Последнее исключительно трудно дается спортсменам. Направленность внимания имеет организующее установочное воздействие, подчиняющее движения спортсмена смысловой стороне действия и положительно влияет на процесс повышения качества технического арсенала баскетболиста.

Точность   двигательных   действий   изучается   специалистами   разных профилей. В ходе этих поисков изучались факторы влияющие на точность. Ряд исследований посвящен не только тон станции зависимости от тех или иных  факторов,  но  и  поиску  путей  повышения точности двигательных действий.

Так было получено повышение точности двигательных действий при  применении имитационных упражнений и дополнительных отягощений, изменения размеров н форм цели, использования специальных методических приемов (Г. А Смирнов, 1975).

Менее изученными остаются психические факторы. Работы по изучению некоторых психических факторов показывают весьма существенную их роль в точности действий.

Внимание  исследователей привлекла роль целевых  установок как регуляторов точности двигательных действий.

Несмотря  на то, что целевые установки, способствуя точности движений, оказывают лишь срочный эффект (С. В. Голомазов, В.М. Зациорскнй , 1979), пренебрегать ими недопустимо.

Представление цели действия может формироваться, исходя из самой обстановки, в которой  оно выполняется. Формирование цели действия в этом случае обеспечивает первосигнальные раздражители. Так, например, расположение соперника на площадке диктует игроку наиболее целесообразный характер действий. Но возможно формирование цели действия и на основе второсигнальных раздражителей. Именно им принадлежит ведущая роль в регуляции поведения человека. Примером второго рода формирования цели действия служат различные целевые установки на игру и в процессе игры.

Формирование цели действия, как в первом, так и во втором случае составляет стадию «эффективного синтеза». (П. А. Алехин, 1978).      

Инструкций  – установки, даваемые перед выполнением  двигательного действия, могут оказать существенное влияние на решение тех основных параметров поведенческого акта: что, как и когда делать.

Спортсмен, выполняя то или иное действие на соревнованиях  или на тренировке, всегда действует на соревнованиях или на тренировке, всегда действует с определенной установкой на определенный результат действия и далеко не безразлично, какой именно он руководствуется. Следует считать, что в зависимости от вида спорта, ситуации, на спортивной площадке нужно руководствоваться определенными установками, обеспечивающими небольшую эффективность действий (А.П.Тимйн 1980).

Как известно (Н.А.Берштейн, 1977, Л, М. Веккер, 1964, А.Ц. Пуни, 1966, Е. Н, Сурков. 1962 и другие авторы) основу двигательного действия составляет образ этого действия, точнее, образ двигательного действия.

Л, М. Веккер прямо  пишет «… образ как любое психическое явление выполняет прямую жизненную функцию регулятора деятельности, он оказывает соответствующее объективное воздействие на управляемый им рефлекторный акт.»

О том, что  образ двигательный» а не зрительный свидетельствует экспериментальные и эмпирические данные. Американский психолог Джекобсон, изучая мышечные реакции на представление движения, впервые зарегистрировал наличие микро сокращений мышц ври представлении того или иного движения, встретился с интересным фактом

Однажды во время  опыта, он предложил испытуемому  представит 
определенные движения и не получал никакой механограммы. На вопрос 
экспериментатора «Вы представляете себе это движение ?» получал ответ : 
«Да, представляю». А затем нет. Представление у испытуемого 1ш.»к» не 
двигательное, а зрительное. При зрительном представлении испытуемый как 
бы видит движение своего тела, а не представляет его с двигательной 
стороны. ( А. Ц. Пуни, 1957 ).

Двигательный  образ действия, выполняя программирующую  и регулирующую функции, содержит пространственные, временные и силовые характеристики движения ( Е. Н. Сурков, 1961, 1962, А. Ц Пуни, 1966 ).

Каков механизм воздействия второй сигнальной системы  – снова на первую – двигательный образ действия. Факт влияния слова на действие несомненен. Можно высказывать предположение, исходя из того, что двигательный образ действия отражает пространственные, временные и силовые параметры реального действия. Видимо, инструкция – установка выводит на ведущую роль, а управлении одну из этих характеристик движения. Эта характеристика и будет определять конечный результат двигательного действия, что и было получено во всех исследованиях с инструкциями – установками. ( А, П. Химии, 1980).

Точность  нападающего удара в баскетболе зависит от вида установки, с 
которой он выполняется. При установке «на точность» результаты лучше, 
чем при установке «насилу». 

Инструкция  – установка выделяет ведущий  компонент образа действия (пространственный, временной или силовой), определяющий реальное представление в двигательном действии ( А. Л, Тимин, 1980 ).

Совершенно очевидно чтобы можно было воздействовать психологическими методами на конкретного спортсмена с дельт оптимизации его подготовки к соревновании), необходимо иметь достаточно полную информацию о всех сильных и слабых сторонах его психики и подробно знать о его выступлении на предшествующих соревнованиях.

В любом случае спортсмен, сильный не только телом, но и  духом способный к быстрым и смелым решениям, имеет наиболее высокие шансы реализовать свои физические возможности. Резюмируя, можно предположить следующее определение единства духовного и физического в спорте: под воздействием конкретной соревновательной ситуации мыслительные ( предугадывание действий соперника) и физические ( бег, обманные движения, выбор места на площадке в паркой игре).

В психологии спорта в последние годы, уделяется немало внимания 
вопросам психологической подготовки спортсменов к соревнованиям (Г. М. 
Галаева, 1962г., О. А. Чернышева, 1965, П. А. Рудик, 1965, В. Л. Марищук, 
1967. А. Ц, Пуни, 1967). Однако в разработке данной проблемы 
исследователей главным образом интересовали вопросы регулирования 
внимания и эмоциональной устойчивости спортсмена. Никак не умолял их 
значения, ведущее место в психологической готовности к соревнованию 
необходимо все же признать за активностью установки спортсмена высокой 
целеустремленности является делом нескольких часов, и даже не нескольких 
дней и недель, она создается в результате долгой воспитательной работы. 
(Ю. Ю. Палайма, 1975).

Соревновательная  установка в данном случае представляется нам как некое активное состояние, выражающееся в желании и готовности спортсмена соревноваться, к склонности и стремлении к самому процессу соревнования, существенной особенностью которого являются желание победы. Она имеет свои мотивы: естественно стремление помериться силами, выдержкой, ощущение чувства радости от победы и увлечение борьбой, азарт, удовлетворение от возможности разгадать планы соперника, продиктовать ему свою волю и т. п. (Палайма Ю. Ю. , 1975).

В психологической  подготовке спортсмена к соревнованию в ряду других ее задач должно найти свое место формирование соревновательной установки, этого специфического и характерного только для спортсменов явления. Данная установка и условия ее формирования требуют более глубокого изучения. Пока этот вопрос представлен лишь в порядке постановки и главным образом в аспекте изучения проблемы мотивов спортивной деятельности, а также в связи с задачей выяснялось только два связанных с ним момента : время определения спортсменом конкретной цели соревнования и удельный вес факторов, обусловливающих активное стремление к цели в самом соревновании. (Палайма Ю. Ю. , 1975).

Особенности установки, как центрального фактора, порождающего 
активность личности, накладывает печать как на структуру личности в 
целом, так и на ее отдельные компоненты (познавательные процессы, 
эмоции, волю и т. д.). Поэтому при изучении психических процессов и 
свойств личности следует исходить из понятия установки и рассматривать их 
в соотношении и со структурой и содержанием последней 
(Норакидзе В. Г., 1973).

В процессе тренировки и соревнований постепенно уменьшаются значительные для нормальной адаптации к среде отрицательные признаки установки – статичность, лабильность, слабость и др. и наоборот, формируется устойчивая динамическая установка. Экспериментальные исследования установки, как в актуальной, так и в вербальной ситуации доказывают, что способность вырабатывать динамическую, устойчивую установку характеризует цельную, гармоничную, адаптированную к среде личность. В человеке типа Фиксированной динамической установке названная установка не может долго противоречить ситуации, т. е. личность легко объективизирует как ситуацию, так и свое внутреннее состояние, возникает соответствующая изменившейся ситуации установка.

В случае типа статичной установки согласованные взаимоотношения установки и объективизации вследствие инертности ее нарушаются, и в структуре деятельности ведущим становится напряженный акт объективизации, несогласованный с установкой – гармоничен, темперамент сангвинический. На почве структуры статичной установки может возникнуть только конфликтный характер при меланхолическом темпераменте.

Процесс тренировки и соревнований вызывает формирование положительных свойств личности (динамическую установку, черты характера гармонической личности). (Норакидзе В. Г., 1973).

 

 

 

 

 

 

 

  • Организация и методы исследования.

Эксперимент проводился в течение 9 месяцов на юных спортсменах  Гор. ДЮСШ по баскетболу.

Средник возраст детей 12 ~ 14 лет. Обследовано 28 детей: 14 девочек, 14 мальчиков. С детьми поддерживался систематический контакт.

Для решения доставленных задач были выбраны следующие  тесты для 
определения психологического состояния спортсмена.

Методика изучения влияния  психологических установок состояла в следующем.

ТЕСТ № 1

Берется средняя по сложности  технико-тактического арсенала (для возраста 11 –12 пет) эстафета следующего содержания; две команды по 7 человек в колонне по сигналу поочередно выполняют следующее:

  1. ускорение до баскетбольного мяча.
  2. Ведение мяча, ударяя им об пол, обводя препятствия (стойки ).
  3. Бросок в кольцо и подбор мяча.
  4. Ведение назад в обратном порядке.

Эстафета проводится дважды: первый раз предварительно дается установка на четкость выполнения задания: «Все этапы эстафеты стремиться выполнить без ошибок, стремиться к технической чистоте, не терять мяч, точно завершить бросок». Второй раз предварительно дается установка на быстроту выполнения задания: «Все этапы эстафеты выполнить на скорости, в хорошем темпе, определить соперника», или «Все этапы эстафеты пройти как можно быстрее, определить соперника».    

Информация о работе Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов