Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа

Описание

Психология, развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято творить, в экстремальных условиях (перегрузка информации, дефицит времени, космический полёт, сенсорная и социальная изоляция, морская глубина, аварийно-спасательные, монтажные и испытательные работы, борьба с огнём и т.д.). К таки условиям, без спорно, относятся и условия ответственных соревнованиях.

Содержание

ГЛАВА I. Анализ специальной литературы
по изучаемому вопросу стр. 9
1.1. Физиологические механизмы психологической подготовки, подводящие к выполнению игровых упражнений и соревнованиям стр. 9
1.2. Индивидуальные психологические особенности спортсменов и их подготовка к игровой и соревновательной деятельности стр. 22
1.3. Новые концепции к технической и психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности стр. 28
1.4. Психологическая классификация спортивной деятельности стр. 35
Выводы по I главе стр. 45

ГЛАВА II. Собственные исследования и результаты их обработки стр. 46
2.1. Определение влияния различных типов психологической установки на правильность выполнения технических приёмов и быстроту их выполнения стр. 46
2.2. Организация и методы исследования стр. 56
Выводы по II главе стр. 67

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов.doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)

Е) Релятивность (отношение). Являясь активным членом общества, человек всегда находится в условиях определённых отношений с окружающими его людьми и общества в целом – семейных, бытовых, производственно-трудовых, экономических, социально-классовых, идейных и т.д. Вне этих объективных отношений он не может существовать как конкретный член общества, неизбежно вступая в своей жизни и деятельности в различные межлюдские связи и формы поведения. Эти общественные отношения и определяют собой истинную сущность человека. Её нельзя понять, если рассматривать человека всего лишь как существо отдельное, изолированное (абстрактное) от общества, членом которого он является. Именно об этом (о невозможность понять сущность человека в отрыве от общества) говори К. Маркс в известном положении: «Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Объективно существующие в обществе отношения, являющимся необходимым условием существования самого общества, субъективно отражаются в сознании человека в виде тех или других (имеющих «релятивный» характер) понятий, эмоциональных переживаний, волевых стремлений социальных чувств, моральных требований и норм поведения, политических взглядов и убеждений и т.д., представляющих в своей совокупности важные черты личности, практически проявляющихся в поведении и деятельности человека.

Д) Единство – психологических функций и свойств. Личность многообразна в своих психологических особенностях, свойствах и отношениях. Однако эти психологические функции и свойства личности не являются разобщенными. Все они представляют собой свойства личности как реального единства. Этим обусловлена их взаимосвязь и взаимозависимость. Личность всегда едина при всём многообразии своих свойств. Последние не являются какой-то механической суммой отдельных качеств: они закономерно связаны друг с другом, будучи свойствами личности, и в свой совокупности характеризуют личность в целом её психологической стороны.

Большое теоретическое  и научно-практическое значение имеет  проблема психологической структуры  личности человека. Личность представляет собой сложное явление. Чтобы  уяснить себе её психологическую  структуру, надо исходить из общего понятия структуры. 

Всякое сложное явление  состоит из элементов, которые в  своей совокупности составляют его  структуру. Однако структура не является простой суммой этих частей или элементов: в структуру сложного явления  нельзя включать случайные или малозначащие её особенности. Элементы структуры должны отличаться следующими обязательными признаками: они должны являться важными и необходимыми для существования или жизнедеятельности данного явления, находиться в закономерной связи и взаимодействии друг с другом и в своей специфике обуславливаться сущностью спецификой целого явления.

Так, например, в структуру  живого организма входит нервная, пищеварительная, сердечно-сосудистая, эндокринная, костная, мышечная и другие системы. Все они  жизненно важны для организма: разрушение или нарушение функционирования любой из них приводит либо к гибели организма, либо к серьезному нарушению её деятельности, как целого; взаимно обуславливают функционирование друг друга: нарушение функции одной системы немедленно сказываются определённым образом на функционировании всех других систем; в своих особенностях и проявлениях определяются сущностью и жизнедеятельностью организма как целого, а не наоборот, то есть играют подчиненную роль по отношению к целому организму, элементами или частями которого они являются.

Это общее понятие  о структуре сложного явления, о  взаимоотношении и взаимообусловленности  целого и его частей необходимо иметь  в виду и при анализе психологической  структуры личности: в эту структуру  входят жизненно важные психологические особенности и свойства личности, обеспечивающие её деятельность, как члена общества, и сами, в свою очередь, обусловливаемая сущностью личности, как биосоциального явления.

В последнее время  многими психологами были высказаны различные соображения о структуре личности. Однако в том, что касается психологических особенностей личности, эти соображения по нашему мнению, не поколебали традиционных положений о психологическом строении личности человека.

В свете высказанных  выше положений о понятии структуры сложного явления при анализе психологической структуры личности человека, как социально деятельного существа, необходимо, по нашему мнению, следующие аспекты:

  1. психические черты личности, которые определяют собой активный характер действий человека в социальной среде. Это будет направленность личности, выражающая в её потребностях, интересах, мировоззрении, политических убеждениях, моральных чувствах и нормах поведения;
  2. психические черты личности, в которых закреплены и проявляются конкретные субъективные отношения человека в социальной среде и выполняемой деятельности, то есть характер человека во всём многообразии его проявления;
  3. психические свойства личности, которые определяют динамику её   проявления в различных видах деятельности и отношения с окружающей средой, то есть черты темперамента человека с его типологическими особенностями;
  4. психологические свойства личности, которые определяют собой потенции человека в выполнении той или другой деятельности, в его служении интересам и потребностям общества, то есть способности во всём их многообразии и уровнях развития.

Все указанные черты психологической  структуры личности обязательно  должны входить в состав этой структуры, поскольку они полностью удовлетворяют  понятию структуры взаимоотношения целого и его частей; все они проявляются обязательно в деятельности человека, как члена общества; все они взаимосвязаны друг с другом и в той или иной степени взаимообусловлены; нарушение или ослабление функции каждого из них неминуемо влечёт за собой нарушение или снижение эффективности выполняемой личностью деятельности, а следовательно, и отражается на характере взаимоотношений личности со средой.

Указанные составные  части психологической структуры  личности исторически обусловлено: они возникли и получили свое развитие в процессе общественно-трудовой деятельности и потому выражают общественную сущность человека, характеризуют те его черты, которые развились у человека как члена общества; их нельзя рассматривать как продукт только биологического развития человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по I главе

 

  1. Психологическое состояние при многократном его проявлении может приобретать устойчивый характер.
  2. Состояние психологической готовности к соревнованию, это один из компонентов, входящих в  понимание «спортивная форма», оно формируется в процессе спортивной деятельности.
  3. Мотивами в спортивной деятельности являются побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели. Мотивами могут быть и побуждения, имеющие только личное значение для спортсмена. Лучше, когда, то и другое совпадает.
  4. Необходимость психологической подготовки баскетболистов диктуется тем, что в каждом соревновании, каждому спортсмену во всём необходимом своеобразии его личности приходиться действовать, вести направленную борьбу в неповторимых условиях конкурентного соревнования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Собственные исследование и результаты их обработки.

2.1. Определение влияния различных  типов психологической установки на правильность выполнения технических приемов и быстроту их выполнения.

 

В спортивной психологии узаконены основные положения психологической установки о факторах человеческого поведения, сформированные Д. Узнадзе. Согласно теории Д. Узнадзе; «Установка – целостное состояние человека, которое в виде готовности к определенному действию предваряет всякую психическую деятельность и возникает на базе единства потребностей.

Без установки  не может существовать никакой психологический процесс. Для того, чтобы сознание начало действовать в каком нибудь направлении, предварительно должна быть признана активность установки., признанная дать направление этому сознанию. Установка может появится у человека, и зафиксировавшись, продолжать свою активность.

Человек в  своей жизни не раз попадает повторно аналогичные условия, ситуация и для того, разрешить задачу, ему приходится обращаться к той же установке.

Так по мере расширения опыта растет объем установочных состояний человека: в него включаются не только непосредственно возникающие установки, но и опосредованные когда – то усилиями воли. Сюда нужно отнести и те, которые перешли в достояние людей в виде готовых формул не требующих процессов объективизации. Источниками такого рода являются воспитание и обучение, признанные необходимыми на каждой ступени развития общества.

В дальнейшем эти положения разработались  и развивались ученикам Д. Узнадзе, III.Л. Надирашвшши, Г.М. Двали, Л.С. Праигашвилли, В. Г. Норакидзе др.

Ш.Л. Наднрашвилди рассматривает установку, как целостное психическое состояние, настрой индивида на определенное поведение.

Для создания установки должны быть потребность  и соответствующая ситуация, а также наличие дополнительных способностей.

Факторы, возбуждающие установку.

 

  • Фактор потребности,

а) узко понимая потребность.

Б) желание, имеющееся у человека.

В) цели, к которым стремится  человек.

  1. Психологический автопортрет ( мнение о самом себе }.
  2. Предметная действительность.

А) материальные предметы, которые воздействуют на индивида,

б) абстрактные объективы, переживаемые человеком,

в) моральные ценности.

  • Социальные требования предъявляются человеку.

А) общей социально  – культурной средой.

Б) отдельными социальными  группами,

в) малой образцовой группой, в которой живет человек. 
           Одно из этих требований приобретает доминирующее значение. 
           Поведение определяется направленностью, т. е.  Отвечает на воздействие

действительности характерными для, своего стиля, личностной  манерой, реакциями.

Функции установки

1. Создает    психологическую     основу     приспособления     человека    к 
окружающей среде и преобразования ее в зависимости от его нужд.

2. Установка или ориентирует человека на определенные предметы,  или 
наоборот    помогает    уклониться    от    них.    Это    двоякое    направление 
психологической установки часто не сознается человеком. У человека может 
быть   положительное   и   отрицательное   отношение   к   объектам.   Такое 
отношение    может     быть     ситуативным,     моментальным,     но     может 
зафиксироваться и стать хроническим. Человек формируется как личность.

Не смотря на такую  специфику личности, существуют закономерности фиксации установки. Общие закономерности фиксации установки позволяют охарактеризовать природу личности в целом. (Д. Н. Узнадзе, 1961 год).

Как и в каких формах происходит процесс зарождения установки? Нужно исходить из двух условий без которых акт поведения был бы невозможен : потребность, а затем ситуация. (Узнадзе Д, Н., 1961г,). Потребность – всякое психическое состояние организма, который нуждается в изменениях окружающей среды, дает импульсы к необходимой для этой цели активности, ситуация – при наличии потребности с возникновением (созданием) ситуации появляется импульс к деятельности, в определённом направлении.

Потребность + ситуация = установка к деятельности.

Определяющую роль в  отношении с действительностью  имеют, конечно, дистантные рецепторы, т. е. зрительные и слуховые впечатления. Но действие установки касается и  конкретных рецепторов тактильного  и мышечного чувств. Установка  ирраднирует, ей присуще состояние генерализации, т e. Это не локальный процесс. Это целостное недифференцированное состояние организма.

Ступени сознательных психологических процессов по необходимости 
предшествует активность психики, т. е. досознательная ступень развития 
психики.

Это предложение  имеет прочное основание, на что  указывал В.И. Ленин в «Материализме в эмпириокритицизме», он говорит, что «в ясно выраженной форме ощущение связано только с внешними факторами материи (органическая материя)» и что в «фундаменте здания материя можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением». Узнадзе подчеркивает, что философское значение этой идеи велико я, что одной из неотложных задач подлинно марксистской психологии является задача использования этого тезиса в конкретном психологическом исследовании (Прангашвилли А. С., 1973 г.). Установка – сложная структура, которую можно охарактеризовать в различных аспектах и со стороны различных функций (возбудительная, регуляторная, когнитивная в т.п.) Но нетрудно заметить, существование полного соответствия между этими проявлениями установки.

Информация о работе Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов