Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа

Описание

Психология, развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято творить, в экстремальных условиях (перегрузка информации, дефицит времени, космический полёт, сенсорная и социальная изоляция, морская глубина, аварийно-спасательные, монтажные и испытательные работы, борьба с огнём и т.д.). К таки условиям, без спорно, относятся и условия ответственных соревнованиях.

Содержание

ГЛАВА I. Анализ специальной литературы
по изучаемому вопросу стр. 9
1.1. Физиологические механизмы психологической подготовки, подводящие к выполнению игровых упражнений и соревнованиям стр. 9
1.2. Индивидуальные психологические особенности спортсменов и их подготовка к игровой и соревновательной деятельности стр. 22
1.3. Новые концепции к технической и психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности стр. 28
1.4. Психологическая классификация спортивной деятельности стр. 35
Выводы по I главе стр. 45

ГЛАВА II. Собственные исследования и результаты их обработки стр. 46
2.1. Определение влияния различных типов психологической установки на правильность выполнения технических приёмов и быстроту их выполнения стр. 46
2.2. Организация и методы исследования стр. 56
Выводы по II главе стр. 67

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов.doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)

Если от этой общей  характеристики перейти к практической оценке целей и мотивов в жизни и деятельности людей, то можно сказать, цель определяет то, что должен или хочет сделать человек, к чему он стремится, Мотивы же выступают как побудительные силы, которые позволяют уяснить, почему он стремится к достижению данной цели , почему действует так, а не иначе, реализуя свое стремление.

Уместно заметить, что  именно мотивы деятельности, служат могучим  психологическим механизмом, познавая, формируя и изменяя, который можно  направленно управлять развитием, действиями, поступками, поведением отдельных личностей и целых коллективов в любых сферах и условиях жизни, в том числе в физическом воспитании и спорте.

Участие в соревновании предусматривается годовым планом тренировки спортсмена. Предусматриваются  и качества их в течении года. Не все они равномерны, среди них определяются главные по значимости. Предшествующие им соревнования, следующие за главными, - как дополнительные, имеющие разную степень значимости.

Естественно, различны и  целевые установки и мотивы участия  в каждом из них. О целях и мотивах нельзя говорить отвлеченно, так как они своеобразны и в каждом виде спорта и к тому же должны быть определены и сформулированы для каждого конкретного спортсмена или команды. Однако можно указать некоторые общие исходные положения для определения целевых установок и мотивов выступления в соревнованиях.

Целью обычно является достижение намеченного результата (включительно до установления рекорда) и в связи  с этим занятие определенного  места среди участников соревнований.

Цель должна соответствовать возможностям спортсмена при данном уровне его тренированности, даже несколько превышать их, но никогда не должна казаться спортсмену непосильной в то же время она не должна быть для него и слишком легкой, достижимой без труда. И в том и в другом случае почти исключается возможность создания у спортсмена трезвой уверенности в своих силах и стремлении вести борьбу до конца, до последнего момента, после которого соревнования прекращаются.

Чрезвычайно важно, занять такое то место. Следует, совершенно отказаться от условной формы определения установки для бегуна на длинные дистанции может быть такой: и бороться за призовое место, если хорошо по графику будет пройдена первая половина дистанций, или и постараться показать время мастера спорта, если сохранится хорошее самочувствие во время бега и т.д.

Исследования, проведенные  Егоровым, свидетельствуют о том, что 
намеченный результат достигается, как правило, при категорической 
формулировке целевой установки. Условность целевой установки уже 
заранее снимает необходимость максимальной мобилизации всех сил для 
достижения, намеченного результата. Она заранее создает, так сказать, 
смягчающие обстоятельства, оправдывающие возможное отклонение от 
намеченной цели. Она приводит к тому, что при встрече в ходе соревнований 
с препятствиями у спортсмена легко возникает стремление к прекращению 
борьбы, снижению волевых усилий.

Та или иная фаза целевой  установки заранее определяет для  спортсмена сигнальное значение встречающихся  препятствий : при наличии категорической установки препятствия служат сигналом необходимости мобилизации сил для их преодоления и достижения цели , при условной же форме установка препятствия выступают как сигналы к демобилизации усилий, даже к прекращению борьбы.

А. С. Егоров, изучи более 100 случаев действия различных целевых установок у бегунов на длинные» сверхдлинные дистанции, установил, что при наличии категорической установки (выполнить задачу при любых обстоятельствах) цель была достигнута в 75 % случаев, при условной же форме установки (выполнить задачу, если не будет благоприятных обстоятельств ) – только в 16 % случаев.

Эти факты зарегистрированные в условиях спортивной деятельности, получили подтверждение и в лабораторном эксперименте. Здесь А. С. Егоров предлагал  испытуемым – квалифицированным спортсменам – выполнять мышечную работу на специальном приборе кистевом эргографе. Работа заключалась в том, что сжимая пальцы кисти правой руки в кулак, испытуемый поднимал груз весом 8 кг. Темп сжиманий – 70 раз в минуту – регулировался метрономом. В определенный момент испытуемым подавался сигнал, по которому они должны были продолжать работу уже не всеми, а лишь третьим пальцем. Это являлось неожиданным препятствием.

В первой серим опытов, задание выполнялось с установкой преодолевать возникающие препятствия, но своему усмотрению, в соответствии с самочувствием, во второй с установкой, во что бы то ни стадо преодолеть все препятствия.

Что же показали эти опыты? Прежде всего при условной форме  установки у 92 % испытуемых возникали  сомнения: «как быть дальше ?», «смогу ли выполнить это задание ?», «стоит ли перетруждать себя?» и т. д. В результате почти все они не смогли преодолеть возникшее препятствие, не выполнили  задание.   При  категорической  же  форме  установки  у   90  %испытуемых встреча с препятствиями вызвала мысли о необходимости мобилизации сил и все они выполнили задание.

Таким образом, целесообразной следует считать категорическую форму целевой установки, конечно, при соответствии ее возможностям спортсмена.

Мотивами являются побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели. Мотивами могут быть и побуждения, имеющие только личное значение для спортсмена. Лучше всего, если то и другое совпадает. Такого рода цели и мотивы вызывают интерес к предстоящему соревнованию» способствуют созданию увлеченности и процессом подготовки ж нему и спортивной борьбой в ходе соревнования, развертыванию творческих сил спортсмена, страстному стремлению достигнуть намеченную цель. Действенность такого рода мотивов была показана в специальных исследованиях К. П. Жарова, А. Ц. Пуни, Э. Василевски, А. П. Поварницына, Ю. Ю. Палайма и др.

Программирование соревновательной деятельности – пятое звено системы  психологической подготовки к соревнованию – осуществляется в ходе разработки тактического плана. Оно имеет вероятностный характер, поскольку практически почти не встречаются случаи, когда в распоряжении спортсмена и тренера имеется абсолютно полная и достоверная информация об условиях будущего соревнования, наоборот, нередко о многом они могут судить только предположительно.

С психологической точки  зрения – это процесс мысленного «проигрывания» будущей деятельности в предполагаемых условиях соревнования, «Проигрывание» осуществляется в целой  цепи умственных действий, носящих характер умственного эксперимента.

В ряде случаев в различных  видах спорта умственный эксперимент  дополняется наглядными средствами «проигрывания» действия спортсмена или  команды на макетах площадок (футбол, хоккей, баскетбол и др.), с помощью карандаша и бумаги ( составление вариантов графика бега, лыжной гонки, воспроизведение профиля дистанции гонки и т. п.).

Необходимо подчеркнуть, что мысленное выполнение действий является и идеомоторной тренировкой. Действуя в уме, спортсмен всегда представляет свои движения. Двигательные же представления основываются на оживлении в коре головного мозга многообразных временных связей, внешний эффект которых проявляется в двигательных, вегетативных и других реакциях, соответствующих реакциям, возникающим при практическом выполнении воображаемых действий. Такая идеомоторная тренировка готовит спортсмена к практическим действиям в предстоящем соревновании.

Представление движений оказывает тренирующее действие. В исследованиях, проведенных А. Ц. Пуни, В. X. Полубабкмжш, В. И Силиным, Б. Я. Сурковым, К). А. Захарьянцем и др., совершенно определенно показано, что оно содействует овладению техникой гимнастических, легкоатлетических и других упражнений, совершенствованию точности и быстроты о выполнения, повышению интенсивности прилагаемых усилий.

По данным А. Ц. Пуни, при  тренировке путем представления  движений 
в условиях лабораторного эксперимента достигается улучшение точности 
движений на 34 %, их быстроты – на 16.8 %, силы – на 3,3 %.

Мысленное выполнение действий характеризуется высокой 
интеллектуальной активностью, в которой существенное значение имеет 
творческое воображение. Оно сопровождается выраженными проявлениями 
эмоций и требует от спортсмена многообразных, различной интенсивности 
волевых усилий.

Мысленное выполнение действий и принимаемые в ходе его решения 
проверяются, дополняются, подкрепляются или корригируются 
практическими действиями в процессе тренировки.

Важнейшее значение имеет  здесь, возможно, более точное моделирование  усилий предстоящего, именно предстоящего, соревнования, а не соревновательных условий вообще. Естественно, при этом не может быть абсолютной точности. Это должен хорошо понимать сам спортсмен» с тем чтобы составленный оптимальный вариант вероятностной программы соревновательной деятельности – тактического плана действий – не связывал его творческой инициативы, самостоятельности мысли и действий в реальных условиях соревнований.

Особое место в системе  психологической подготовки к соревнованию занимает шестое звено. Предполагаемые условия будущего соревнования подобны уравнению со многими неизвестными. С каждым из них спортсмен может столкнуться в ходе соревнования и к тому же внезапно.

Неожиданности всегда являются препятствиями различной степени  трудности. И это потому, что здесь имеет место непредвиденное изменение привычных условий деятельности, непредвиденное нарушение заранее намеченной программы.

Одни из внезапностей выступают как внешние помехи (например, резкие реакции болельщиков), другие возникают в самом процессе соревновательной борьбы (например, новый тактический маневр противника, собственные неудачные действия спортсмена в др.). Первые затрудняют отбор спортсменом полезной информации и в ходе соревнования, вторые расширяют объем информации и затрудняют процесс ее переработки. И те, и другие увеличивают время переработки этой новой, экстренно возникшей информации.

По данным Ю. Я Киселева, даже а условиях лабораторного 
эксперимента при подаче внезапного резкого звукового сигнала время 
простой двигательной реакции возрастает с 750 до 1015 миллисекунд 
(на 35,2 %), причем особенно удлиняется время скрытого периода реакции, 
т, е. переработки информации, полученной от внезапного сигнала (на 44 %), 
в меньшей степени, но все же отчетливо замедляет двигательный ответ 
(на18%).

Внезапности требуют  от спортсмена быстрого и целесообразного 
решения задачи, в которой должны быть найдены ответы по крайней мере на 
два вопроса: «Что случилось?» и «Что делать (как действовать)?». Если 
ответ на них не найден или найден, но с запозданием, - это приводит к 
последствиям, отрицательно влияющим на спортивный успех.

Установлено, что именно при встрече с внезапностями  спортсмен или 
команда зачастую терпят поражения Неожиданностей же в любом виде 
спорта великое множество.

Неблагоприятные внутренние состояния, регуляция которых предусматривается седьмым пунктом системы звеньев психологической подготовки к соревнованию, многообразны. Это может быть состояние самоуверенности и излишняя сосредоточенность мыслей на достижении желаемого результата, на достижении победы, вызывающая чрезмерную взволнованность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Индивидуальные психологические особенности спортсменов и их подготовка к игровой и соревновательной деятельности.

 

Необходимость психологической подготовки диктуется тем, что в каждом соревновании, каждому спортсмену во всем неповторимом своеобразии его личности приходятся действовать, вести напряженную борьбу в неповторимых условиях конкретного соревнования.

Этим предопределяется и необходимость индивидуализации процесса психологической подготовки к соревнованию, формирования состояния психической готовности к нему у каждого спортсмена.

Это обозначает, что тренер обязан знать индивидуально  психологические особенности тренируемых им спортсменов, и каждый спортсмен должен познать самого себя. И тому и другому это нужно для совершенствования личности, для того, чтобы более конкретно, более эффективно строить процесс обучения и воспитания, самообразования и самоусовершенствования.

Таким образом, возникает потребность изучения тренером личности спортсменов и изучения ими сами! Себя, исходя при этом из интересов воспитания в процессе спортивной деятельности каждого спортсмена, прежде всего как гражданина страны, строящей демократическое общество, и как патриота развивающего свои специальные способности, свой спортивный талант в целях достижения высот спортивного мастерства, завоевания мировых рекордов.

Для изучения личности используются разнообразные  методы: так называемые проекционные (например, ТАТ), свободный ассоциативный эксперимент, метод Лизинга, обобщение независимых характеристик и др. Все они требуют специальных знаний. Чаще всего изучение и самопознание личности совершаются в условиях различной деятельности, в процессе общения людей, путем наблюдения за и поведением, действиями, поступками, путем бесед и др. При этом для спортсменов особенно важно наблюдение за другими людьми, общение с ними и сопоставление их

поведения, действий, поступков, их личностных (психических  и физических) качеств в т. д. Со своими.

Таким путем  тренер изучает своих учеников, таким  же путем каждый спортсмен составляет представление о себе самом. На протяжении иногда долгих лет взаимного общения у ни накапливается огромный материал, откладывающийся в сознаний в виде определенных впечатлений, Это позволяет тренеру составить представление об индивидуальных особенностях своих учеников, а каждому из них – о себе самом и о товарищах. Однако, как правило, такой материал не собирается по определенному плану, не фиксируется специально.

Информация о работе Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов