Особенности индивидуального подхода в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:41, научная работа

Описание

Цель данной работы- определить возможные пути эффективного использования технологии оздоровительных занятий со студентами специальной медицинской группы.
Объектом исследования выступили студенты специальных медицинских групп 1 курса Поволжского государственного университета сервиса г.о.Тольятти.
Предметом исследования являлись способности студентов специальных медицинских групп экспериментальной и контрольной группы.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты физических упражнений в СМГ.
1.1 Особенности занятий физическими упражнениями в специальной медицинской группе
1.2 Методика применения тренажеров и тренировочных устройств
1.3 Характеристика аэробных упражнений
Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследовании
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ литературы и обобщение передового практического опыта
.2.2 Физиометрия
2.2.3 Тестирование физической подготовленности
2.2.4 Педагогический эксперимент
2.2.5 Методы математической статистики
2.3 Организация и порядок проведения экспериментальных исследований
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Исследование показателей физической и функциональной подготовленности студентов
3.2 Технология оздоровительных занятий по эффективному применению тренажерных устройств и аэробных упражнений для студентов специальной медицинской группы
3.3 Динамика изменений показателей физической и функциональной подготовленности студентов в результате использования экспериментальной технологии
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Nauchnaya_rabota.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

Естественно, что  чем выше интенсивность выполнения упражнения, тем меньше его продолжительность. А длительность выполнения работы, в свою очередь, определяет, за счет каких поставщиков энергии она будет выполняться. Если продолжительность работы не достигает 3-5 мин, то дыхательные процессы не успевают достичь максимальных величин и энергетическое обеспечение идет в основном за счет анаэробных реакций, которые, в свою очередь, делятся на фосфокреатиновые и гликолитические. Для совершенствования фосфокреатинового механизма применяются упражнения длительностью от 3 до 8 с, для улучшения гликолитических процессов - от 20 с до 2 мин, для улучшения аэробных реакций - выше 3-5 мин.

Следует также  помнить о том, что уменьшение интервалов отдыха при высокой интенсивности  выполнения упражнений - делает нагрузку более анаэробной, а увеличение - аэробной.

 

 

ГЛАВА 2. Цели, задачи и методы исследования

 

2.1 Физиометрия, как метод исследования

ЖЕЛ - является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц и измерялась с помощью сухого спирометра при  вертикальном положении тела испытуемого. Обследуемый делал максимальный вдох, задерживал дыхание, затем плотно обхватывал мундштук губами и медленно выдыхал в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Испытуемые выполняли тест три раза, записывался лучший результат в мл. Объектом наблюдений были студенты, занимающиеся в специальной медицинской группе в возрасте 15-18 лет. Для функционального исследования сердечно - сосудистой системы использовался тест:

Проба Руффье

У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 минут определяют частоту сердечных сокращений за 15 секунд (Р1), затем в течение 45 секунд испытуемый выполняет 30 глубоких приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится и у него вновь подсчитывают ЧСС за первые 15 секунд (Р2), а потом за последние 15 секунд первой минуты восстановления (Р3) .Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

 

Индекс Руфье -Диксона = 4(Р1+Р2+Р3)-200/10.

 

Результаты  определяются по величине индекса от 0 до 15. Меньше 3- высокая работоспособность; 4-6- хорошая; 7-9- удовлетворительная; 15 и  выше плохая.

 

2.2 Организация и порядок проведения экспериментальных исследований

 

Одна  из основных задач физического воспитания занимающихся заключается в том, чтобы использовать средства физической культуры в системе научной организации  труда. Сбалансировано применять различные элементы физической культуры в интересах оптимизации их воздействия на учащихся.

В данном исследовании учащиеся экспериментальной  группы на занятиях физической культуры использовали тренажерные устройства (резиновые амортизаторы, набивные мячи, фитболы, тренажер сгибание-разгибание ног, блочные устройства), упражнения выполнялись круговым методом, величина отягощения 40% от массы тела, рекомендуемое число повторений 12-15 раз, отдых между подходами 2-3 минуты, упражнения выполнялись в три круга. В подготовительной части занятия студенты экспериментальной группы выполняли циклические упражнения (ходьба, бег) в течение 10 минут.

Настоящее исследование проводилось в спортивном зале Поволжского Государственного Университета  г. Тольятти, в течение двенадцати недель в период с декабря по февраль 2012-2013 гг., занятия проводились два раза в неделю, продолжительность занятия сорок пять минут (в сетке учебного расписания). В исследовании принимали участие 20 учащихся отнесенные по состоянию здоровья к группе "Б" (учащиеся с заболеваниями внутренних органов - желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, нарушениями обменных процессов в организме) специальной медицинской группы в возрасте 15-18 лет. Учащиеся были разделены на две группы: контрольную (10 учащихся) и экспериментальную (10 учащихся).

Учащиеся  контрольной группы занимались по общепринятой методике физической культуры в ВУЗе: в подготовительной части занятия выполняли упражнения циклического характера в аэробном режиме, в основной части выполняли общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие основных физических качеств, прыжковые упражнения, подвижные игры. Учащиеся экспериментальной группы занимались по следующей программе: в подготовительной части урока циклические упражнения (бег, ходьба) в течение 10 минут. В основной части занятия применялись упражнения с использованием тренажерных устройств, упражнения выполнялись круговым методом на мышцы сгибатели рук, разгибатели рук, сгибатели ног, разгибатели ног, разгибатели спины, мышцы живота. Величина используемых отягощений 40% от массы тела. Также учащимся контрольной и экспериментальной группы было рекомендовано в течение тридцати минут выполнять упражнения аэробного режима циклического характера во внеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Исследование показателей физической  и функциональной подготовленности  студентов

Участники педагогического эксперимента (контрольная  и экспериментальная группы) занимались физической культурой на учебных  занятиях в спортивном зале ПВГУСа и спортивном клубе «Шейп». Исходный уровень физической и функциональной подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп перед началом педагогического эксперимента отличался не значительно (р0,05) и представлен в таблице 2 и 3.

Таблица 2.

 

Тесты

Группы

Достоверность различий*

 
 

Контрольная

Х

Экспериментальная Х

   

1.Сгибание  туловища за 30 сек. (и.п. - лежа на  спине)

15,752,22

16,972,97

р0,05

 

2. Сгибание и разгибание рук  в упоре на скамье (и.п.- упор  лежа)

9,1252,02

9,53,5

р0,05

 

3. Вис на согнутых руках на  перекладине (сек.)

35,625,97

34,57,48

р0,05

 

4. Прыжок в длину с места (м)

1,750,06

1,730,04

р0,05

 
         

Показатели  физической подготовленности учащихся специальной медицинской группы до начала педагогического эксперимента

Из  таблицы 2, мы видим, что показатели физической подготовленности учащихся специальной медицинской группы до начала педагогического эксперимента составили:

1. Сгибание туловища за 30 сек. (и.п. - лежа на спине) в контрольной  группе 15,752,22 (раз), в экспериментальной 16,972,97 (раз) - достоверность различий р0,05;

2. Сгибание и разгибание рук  в упоре на скамье (и.п.- упор  лежа) в контрольной группе 9,1252,02 (раз), в экспериментальной 9,53,5 (раз) -достоверность различий р0,05;

3. Вис на согнутых руках на перекладине в контрольной группе 35,625,97 (сек.), в экспериментальной 34,57,48 (сек.) - достоверность различий р0,05;

4. Прыжок в длину с места в  контрольной группе 1,750,06 (м), в экспериментальной  1,730,04 (м) - достоверность различий  р0,05.

 

 

Таблица 3. Показатели физической работоспособности  и внешнего дыхания (ЖЕЛ), испытуемых до начала педагогического эксперимента

 

Тесты

Группы

Достоверность различий*

 
 

Контрольная

Экспериментальная

   

1. (Индекс) Руфье - Диксона

9,882,57

9,711,76

р0,05

 

2. Жизненная ёмкость легких (мл)

2251,8758,14

2263,1287,96

р0,05

 
         

Из  таблицы 3, мы видим, что показатели физической работоспособности и  внешнего дыхания (ЖЕЛ),испытуемых до начала педагогического эксперимента составили:

1. (Индекс ) Руфье - Диксона в контрольной группе 9,882,57, в экспериментальной 9,711,76 -достоверность различий р0,05;

2. Жизненная ёмкость легких в  контрольной группе 2251,8758,14 (мл), в  экспериментальной 2263,1287,96 (мл) -достоверность  различий р0,05.

 

3.2 Технология оздоровительных занятий  по эффективному применению тренажерных  устройств и аэробных упражнений  для студентов специальной медицинской группы

Основными положениями методики применения тренажерных  устройств и аэробных упражнений для студентов специальной медицинской  группы являются:

1. Упражнения дозировались по количеству  включения мышечных групп: для  мышц рук и плечевого пояса, для мышц шеи, для мышц туловища, для мышц передней стенки живота и тазового дна, для мышц ног.

2. Напряжения мышц при выполнении  упражнений с использованием  тренажерных устройств чаще бывают  малой интенсивности (20-30%), умеренной  интенсивности (30-40 %), средней интенсивности (50 %) значительно реже большой интенсивности (60-70 %) от максимального усилия или веса.

Упражнения  более высокой интенсивности  студентам специальной медицинской  группы противопоказаны.

3. Продолжительность каждого из упражнений зависит от его интенсивности и находится с ней в обратной пропорции. Упражнения малой интенсивности выполняются - 10-30 сек, умеренной и средней интенсивности - 5-25 сек, более высокой интенсивности - 2-5 сек.

Методические  рекомендации по проведению занятий со студентами специальной медицинской группы приведены таблице 4.

Таблица 4.

Студенты экспериментальной  группы занимались 2 раза в неделю,1час 30минут. Занятия проводились в  спортивном зале клуба «Шейп». Во время  занятий применялся метод круговой тренировки:

Разминка:

5-10 минут на беговой  дорожке или велотренажере.

1. Вращаем шею по  кругу - 4-6 раз в каждую сторону.  Не нужно прикладывать слишком  много усилий или стараться  выполнить вращение с максимальной  амплитудой - достаточно просто разогнать кровь и разогреть связки.

2. Взяв руки в  замок, разминаем запястья вращениями  влево, а затем вправо - 8-10 раз  в каждую сторону.

3. Вращаем плечи,  размахивая руками вперед и  назад - также по 4-6 раз в каждую  сторону.

4. Зафиксировав руки  в плечевых суставах, вращаем локти - вперед и назад, 8-10 раз в каждую сторону.

5. Кладем руки на  пояс и разминаем тазобедренный  сустав.

6. Разминаем колени  и голеностоп.

Основная часть:

1. Жим лежа на горизонтальной скамье - 4 х 15 раз.

2. Разведение гантелей лежа на горизонтальной скамье 3 х 15 раз.

3. Жим штанги сидя 4 х 10 -12 раз.

4. Разгибание рук на блоке стоя 4 х 15 раз.

5. Сгибание рук со штангой стоя 4 х 12 раз.

6. Пресс подьем туловища под углом 30 градусов 4 х 20 раз.

Заключительная часть :

Бег на беговой дорожке 20 минут,

Стрейтчинг - растяжка и расслабление 10-15 минут.

Тренировочный цикл рассчитывался таким образом, что бы каждая мышечная группа была задействована один раз в 7 дней, для скорейшей адаптации к  нагрузке и нормальному восстановлению занимающихся.

 

         3.3 Динамика изменения показателей физической и функциональной подготовленности студентов в результате использования экспериментальной технологии

Анализ  динамики уровня физической и функциональной подготовленности студентов специальной  медицинской группы позволил определить эффективность применения разработанной программы использования тренажерных устройств и аэробных упражнений, по сравнению с использованием традиционной методики занятий.

Изменения уровня физической и функциональной подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп после завершения педагогического эксперимента представлены в таблице 5 и 6.

Таблица 5. Изменение показателей физической подготовленности учащихся специальной  медицинской группы в ходе основного  педагогического эксперимента

 

Тесты

Группы

Достоверность различий*

 
 

Контрольная

Х

Экспериментальная

Х

   

1.Сгибание  туловища за 30 сек. (и.п. - лежа на  спине)

172,34

22,252,9

р0,05

 

2. Сгибание и разгибание рук  в упоре на скамье (и.п.- упор  лежа)

11,753,86

17,624,32

р0,05

 

продолжение Таблицы 5.

       

3. Вис на согнутых руках на  перекладине (сек.)

366,98

45,124,45

р0,05

 

4. Прыжок в длину с места (м)

1,90,06

2,010,07

р0,05

 
         

Информация о работе Особенности индивидуального подхода в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп