Особенности индивидуального подхода в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:41, научная работа

Описание

Цель данной работы- определить возможные пути эффективного использования технологии оздоровительных занятий со студентами специальной медицинской группы.
Объектом исследования выступили студенты специальных медицинских групп 1 курса Поволжского государственного университета сервиса г.о.Тольятти.
Предметом исследования являлись способности студентов специальных медицинских групп экспериментальной и контрольной группы.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты физических упражнений в СМГ.
1.1 Особенности занятий физическими упражнениями в специальной медицинской группе
1.2 Методика применения тренажеров и тренировочных устройств
1.3 Характеристика аэробных упражнений
Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследовании
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ литературы и обобщение передового практического опыта
.2.2 Физиометрия
2.2.3 Тестирование физической подготовленности
2.2.4 Педагогический эксперимент
2.2.5 Методы математической статистики
2.3 Организация и порядок проведения экспериментальных исследований
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Исследование показателей физической и функциональной подготовленности студентов
3.2 Технология оздоровительных занятий по эффективному применению тренажерных устройств и аэробных упражнений для студентов специальной медицинской группы
3.3 Динамика изменений показателей физической и функциональной подготовленности студентов в результате использования экспериментальной технологии
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Nauchnaya_rabota.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

Спортсмены  высокой квалификации применяют  предельные и около предельные (на 10-15% меньше максимального) отягощения или сопротивления. Веса большие, чем  предельный тренировочный, не рекомендуется применять чаще, чем один раз в 7-14 дней.

При выполнении силовых упражнений с отягощением  или сопротивлением 50% от максимума  и выше интервалы отдыха между  повторениями составляют 2-3,5 мин, увеличиваясь до 4-6 мин при работе с предельным сопротивлением [19].

При повторном  выполнении упражнений с небольшими напряжениями дыхание задерживать  не следует. Натуживание с задержкой  дыхания допустимо только при  кратковременных максимальных напряжениях.

Используя тренажеры  и тренировочные устройства для развития быстроты, следует помнить о том, что это физическое качество имеет несколько проявлений, относительно независимых друг от друга:

  1. латентное время двигательной реакции;
  2. скорости элементарного движения (при малом внешнем сопротивлении);
  3. частоту движений.

Для воспитания быстроты реакции применяются упражнения на повторное возможно быстрое реагирование на внезапный сигнал или изменение  ситуации.

С целью развития быстроты движений используются упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Такие упражнения должны соответствовать следующим требованиям:

  1. техника их выполнения должна обеспечивать движения с предельной скоростью;
  2. упражнения должны быть настолько освоенными, чтобы во время их выполнения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на быстроту выполнения;
  3. продолжительность упражнений, должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

Интервалы отдыха при выполнении упражнений для развития быстроты реакции и быстроты движений должны быть настолько большими, чтобы обеспечить почти полное восстановление.

Максимальная  скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит  также от динамичной силы, гибкости, владения техникой и т. п. Поэтому  развитие быстроты движений должно быть тесно связано с развитием других физических качеств и совершенствованием техники.

При развитии быстроты следует помнить о том, что  многократное повторение упражнения приводит к образованию двигательного  динамического стереотипа, что приводит к стабилизации движения. При этом стабилизируются пространственные и временные характеристики, что ведет к образованию так называемого скоростного барьера.

Для преодоления  скоростного барьера необходимо применять такие средства, методы и условия, которые помогли бы спортсмену не только повысить предельную быстроту, но и в многократных повторениях закрепить ее на новом уровне. Большую помощь в этом могут оказать специальные тренажеры.

При развитии ловкости упражнения необходимо подбирать таким  образом, чтобы они способствовали освоению координационно-сложных двигательных действий, воспитывали способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Основное направление  при развитии ловкости - это постоянное овладение разнообразными новыми двигательными навыками и умениями. Большое значение при этом имеет совершенствование способности спортсмена точно воспринимать свои движения в пространстве и времени (так называемое чувство пространства, чувство времени, чувство равновесия), рационально чередовать напряжение и расслабление.

Выполнение  упражнений, направленных на развитие ловкости, быстро ведет к утомлению  центральной нервной системы. А  при утомлении теряется четкость мышечных ощущений, что значительно снижает эффективность процесса развития ловкости. Поэтому для развития этого качества рекомендуются интервалы отдыха, достаточные для почти полного восстановления.

При развитии гибкости используются упражнения с большой  амплитудой движений, так называемые упражнения на растягивание. Они делятся на две группы - активные движения (за счет сокращения мышц) и пассивные (с использованием внешних сил). После активных упражнений увеличенные показатели гибкости сохраняются дольше, чем после пассивных.

Перед выполнением упражнений для развития гибкости необходимо хорошо разогреться, желательно до появления пота. Упражнения на растягивание рекомендуется выполнять сериями по нескольку повторений в каждой с постепенным увеличением амплитуды движений. Наибольший эффект при развитии гибкости наблюдается, если упражнения выполнять ежедневно или даже дважды в день. Упражнения на растягивание обычно выполняют до легкой боли, что является сигналом к их прекращению.

Наряду с  вышеизложенными положениями теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки методика применения тренажеров и тренировочных устройств в подготовке спортсменов имеет свои особенности.

С введением  тренажеров в силовую и скоростно-силовую  подготовку спортсменов несколько  изменяются представления об объемах упражнений с отягощениями. Например, выполняя упражнение локального характера, количество повторений которого в одном подходе составляет 50-70, а величины преодолеваемого сопротивления в пределах 15-18 кг, общий объем выполняемой работы в данном случае будет составлять около тонны. В тренировочном занятии обычно применяется комплекс тренажерных устройств различного по масштабам воздействия - от локального до общего. Величина внешнего сопротивления чаще всего устанавливается в пределах 20- 40% от максимального усилия. В зависимости от направленности тренировочных заданий, объем суммарной нагрузки в одной тренировке у бегунов на короткие дистанции 1-3 разрядов может достигать 7-10 т. [1,40].

Но воздействие  тренировочной нагрузки зависит  не только от внешних параметров (например, отягощения) и вегетативных сдвигов в организме (например, частота сердечных сокращений), но и от координационной сложности и психической напряженности выполняемых упражнений.

Выше говорилось о методике применения технических средств в физической подготовке спортсменов. Что касается методики использования тренажерных устройств в процессе обучения двигательным действиям, то можно отмерить следующие основные моменты.

Теория и  методика физического воспитания в  построении процесса обучения двигательным действиям выделяют три основных этапа. На первом этапе происходит начальное разучивание, второй этап характеризуется углубленным, детализированным разучиванием, и на третьем этапе обеспечивается закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия, в результате чего формируется прочный навык [11,24,27].

Тренажерные устройства могут использоваться на каждом этапе  обучения в зависимости от технических  характеристик тренажеров и от поставленных задач. Особенно эффективны тренажерные устройства на начальном этапе, в период разучивания действий, когда, как правило, движения значительно отличаются от заданного образца. Специальные тренажеры позволяют предупредить и установить наиболее грубые ошибки в спортивной технике. Наиболее типичными отклонениями на стадии формирования первоначального умения являются:

  • внесение в двигательный акт лишних движений;
  • отклонение движений по направлению и амплитуде;
  • несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность многих мышечных групп;
  • нарушение общего ритма действия.

Основными причинами  этих искажений двигательного акта являются: недостаточная физическая подготовленность, боязнь, недостаточное  понимание двигательной задачи, недостаточный  самоконтроль, ошибки в исполнении предыдущих частей действия, утомление, неблагоприятные условия выполнения действий. Специально сконструированные тренажеры для обучения технике в различных видах спорта способствуют устранению этих причин и повышают эффективность процесса обучения. Основные требования к регламенту выполнения упражнений (направление движений, их амплитуда, величина усилий, временные характеристики и др.) обычно закладываются в конструкцию тренажеров.

Однако дальнейшее развитие этого эффективного и перспективного научного направления сдерживается тем, что внедрение современных инструментальных методов исследований и управления происходит недостаточно быстро. Особенно это касается автоматизированных систем регистрации и обработки информации.

Для того чтобы  значительно повысить использование достижений научно-технической революции в спортивной практике, недостаточно внедрить уже существующие технические средства путем их копирования или импортирования. Необходимы перспективное планирование и перспективные разработки. С точки зрения технического прогресса наиболее правильно новейшие достижения в технике, в частности достижения радиотехники, электроники и других, быстро развивающихся и перспективных областей, непосредственно применять при создании специальных тренажерных устройств в различных видах спорта.

Одним из важнейших  факторов, влияющих на технический  прогресс, являются темпы внедрения  в практику результатов научных  исследований. Если в ряде отраслей промышленности изобретение или  техническое усовершенствование может  принести существенный положительный эффект только в случае их серийного выпуска, то в спортивной деятельности огромную роль может сыграть даже использование опытного образца, так как при помощи этого единственного экземпляра может быть подготовлен чемпион или рекордсмен мира.

Учеными открыто  явление " сверх запоминания ", когда любой практически здоровый человек может запомнить не 20-30, как обычно, а 200-300 иностранных слов за один сеанс обучения. Надо полагать, " сверх запоминания " можно  достичь не только при обучении теоретическим дисциплинам, но и при обучении двигательным навыкам. И известные сегодня спортивные тренажеры представляют собой лишь первый шаг к созданию ускоренных методов обучения в спортивной деятельности.

Использование технических средств в спорте предъявляет высокие требования и к тренеру - он должен постоянно работать над собой, повышать свой профессиональный и научный уровень, работать творчески, следить за новостями научных исследований и практики спорта, которые появляются едва ли не каждый день.

Методика тренировки в различных видах спорта, существующая в настоящее время, строится на управлении поведением спортсмена, и главным ее недостатком является то, что тренер, давая спортсмену ту или иную нагрузку, по существу, не знает, вызвала заданная тренировочная работа желаемые сдвиги в организме или нет. Очевидно, что в будущем наши знания о том, как влияет та или иная нагрузка на организм спортсмена, будут углубляться и расширяться. Надо иметь в виду, что в зависимости от исходного состояния спортсмена реакция его организма на одну и ту же нагрузку будет различной. Следовательно, если спортсмену дается задание, которое он должен выполнить, и при этом не учитываются ответные реакции организма, то очевидно, что в данном случае тренировка будет далеко не оптимальной.

 

1.3 Характеристика упражнений выполняемых в аэробном режиме

В зависимости  от особенностей энергетического обеспечения  физические упражнения делят на аэробные и анаэробные. По величине относительного (в % от уровня МПК) потребления кислорода  аэробную работу делят на 5 зон относительной мощности: максимальную, около максимальную, субмаксимальную, среднюю и малую.

Физические  нагрузки, обеспечиваемые максимальной аэробной производительностью, могут  выполняться спортсменами в течение 3-10 мин. Потребление кислорода при этом находится на уровне МПК или несколько ниже его

При снижении потребления  кислорода до 85-90 % от МПК, работа может  выполняться в течение 10-30 мин (околомаксимальная  аэробная мощность).

При потреблении  кислорода, равном 70-80% от МПК, работа может выполняться в течение 1,5-2 часов (субмаксимальная аэробная мощность).

Во время  работы средней аэробной мощности (55-65 % от МПК) энергетические запросы удовлетворяются  практически полностью за счет окисления  субстратов. Такая работа высокоэкономичная, продолжительность ее исчисляется несколькими часами.

Малая аэробная мощность (потребление кислорода  ниже 50% от МПК) характеризует обычную  трудовую деятельность, прогулки, массовые формы занятий физической культурой. Для спортсменов высокой квалификации работа малой аэробной мощности может быть только средством активного отдыха. Физиологическая нагрузка, вызываемая такой работой, тренирующего воздействия на организм спортсмена не оказывает.

При тренировке выносливости следует учитывать, что  она развивается лишь в тех случаях, когда в процессе выполнения упражнений преодолевается утомление. При этом организм приспосабливается к наступающим сдвигам в деятельности организма, что внешне выражается в улучшении выносливости.

При выполнении упражнений с целью развития выносливости нагрузка на организм определяется по следующим основным параметрам:

  • интенсивности выполнения упражнений;
  • продолжительности упражнений;
  • числу повторений упражнений;
  • продолжительности интервалов отдыха;
  • характеру отдыха (пассивный, активный).

Различное сочетание  этих факторов определяет не только величину, но и качественные особенности ответных реакций организма [20,28].

Информация о работе Особенности индивидуального подхода в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп