Особенности индивидуального подхода в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:41, научная работа

Описание

Цель данной работы- определить возможные пути эффективного использования технологии оздоровительных занятий со студентами специальной медицинской группы.
Объектом исследования выступили студенты специальных медицинских групп 1 курса Поволжского государственного университета сервиса г.о.Тольятти.
Предметом исследования являлись способности студентов специальных медицинских групп экспериментальной и контрольной группы.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты физических упражнений в СМГ.
1.1 Особенности занятий физическими упражнениями в специальной медицинской группе
1.2 Методика применения тренажеров и тренировочных устройств
1.3 Характеристика аэробных упражнений
Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследовании
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ литературы и обобщение передового практического опыта
.2.2 Физиометрия
2.2.3 Тестирование физической подготовленности
2.2.4 Педагогический эксперимент
2.2.5 Методы математической статистики
2.3 Организация и порядок проведения экспериментальных исследований
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Исследование показателей физической и функциональной подготовленности студентов
3.2 Технология оздоровительных занятий по эффективному применению тренажерных устройств и аэробных упражнений для студентов специальной медицинской группы
3.3 Динамика изменений показателей физической и функциональной подготовленности студентов в результате использования экспериментальной технологии
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Nauchnaya_rabota.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

Ни одна система  автоматического управления не может  оптимально функционировать без  комплекса информации о текущем состоянии объекта управления. Обучение спортсмена тому или иному движению является частным случаем управления. При этом объектом управления является человек. Поэтому звено, замыкающее канал обратной связи и обеспечивающее снятие информации с объекта управления (спортсмена), является одним из самых важных звеньев, без которого, в конечном счете, система управления становится разомкнутой, что не обеспечивает эффективности ее работы.

Все это свидетельствует  о том, что разработка методических средств обучения, совершенствования и контроля, методики их применения непосредственно в тренировочном процессе является одной из важнейших предпосылок обеспечения оптимального управления процессом подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Обучение технике спортивных упражнений нередко осуществляется в самых общих чертах, без определенной системы и своевременной информации о его результатах, т.е. процесс обучения не является достаточно управляемым. Еще и сейчас часто занимающимися руководят при помощи таких понятий, как быстрее - медленнее, сильнее - слабее, выше - ниже, хорошо - плохо и т. п., что, не создает конкретных правильных представлений в сознании занимающихся, не соответствует его внутренним ощущениям.

Применение  тренажеров с обратной связью позволяет спортсмену получать информацию о качестве выполнения упражнений. Если он выполнил упражнение плохо, то может узнать, в чем его ошибки. В зависимости от быстроты получения этой информации тренажеры с обратной связью подразделяются на тренажеры без срочной информации и со срочной информацией о количественных и качественных характеристиках упражнения. Примером простейшего тренажера с обратной связью и срочной информацией может служить зеркало на занятиях по гимнастике, тяжелой атлетике и др. А к числу тренажеров с обратной связью, но без срочной информации можно отнести, например, видеомагнитофон, при помощи которого спортсмен может посмотреть на себя со стороны уже после выполнения упражнения.

В условиях работы на тренажерах резко активизируется процесс самоконтроля, т. е. сознательной оценки конечного и промежуточного результатов собственной деятельности с последующим ее регулированием для достижения наилучшего эффекта.

Самым важным в  физическом воспитании и спортивной тренировке является способность занимающихся, самостоятельно приобретать знания, формировать и совершенствовать двигательные навыки и умения. Преподаватель должен не механически передать готовые образцы двигательных действий, а выработать алгоритм движений для организации и управления учебно-тренировочной, самостоятельной деятельностью занимающихся. Успешному решению этих задач во многом может помочь программированное обучение, направленное на оптимизацию процесса обучения и тренировки спортсменов.

Основным источником информации, передаваемой тренером спортсмену, являются субъективные мнения самого тренера. Он замечает основные, на его взгляд, ошибки при выполнении упражнения и в соответствии с этим дает указания на их исправление. Однако даже опытному тренеру очень трудно уловить многие детали быстро выполняемого упражнения.

В современном  спорте этого уже недостаточно. И  тренеру, и самому спортсмену необходима срочная информация о количественных, временных, пространственных и динамических характеристиках различных элементов  совершаемых движений. Такая информация должна непосредственно обслуживать учебный процесс, стать его неотъемлемой, органической частью. На основе срочной информации о выполнении движения, о допущенных ошибках, оцениваемых в количественных мерах пространства и времени, спортсмен может не на следующей тренировке, а уже в следующей попытке на этом же занятии внести необходимую коррекцию.

Для обеспечения  срочной информации создано большое  количество технических средств  регистрации отдельных параметров движений. При этом датчики могут быть самыми разнообразными: механические, емкостные, электроконтактные, магнитоэлектрические, потенциометрические, биоэлектрические устройства, сейсмодатчики, тензодатчики, пьезодатчики, фотореле, акселерометрические датчики и др. Передача сигналов может осуществляться механическим путем, электропроводной системой, сейсмографически, акустически, фотографически и радиотелеметрически.

Также разнообразны и регистрирующие приборы - начиная  от секундомера и измерительной  линейки и кончая электронным  осциллографом. Иначе говоря, все, чем располагает современная техника и радиоэлектронщики, может быть использовано для получения срочной информации о параметрах спортивных движений.

В условиях учебных  занятий и преподаватель, и особенно занимающийся не в состоянии быстро переработать большое количество информации о разнообразных характеристиках многочисленных элементов движения. Поэтому целесообразно ограничить объем информации, подаваемой в срочном порядке, что, в свою очередь, значительно облегчает создание технических средств, обеспечивающих такого рода информацию. Малоэффективными представляются громоздкие технические средства, которые к тому же требуют оснащения спортсмена многочисленными датчиками, нарушающими естественность выполняемых движений. Для одновременной регистрации многочисленных параметров движений необходимы сложные регистрирующие устройства с многоканальной записью. Анализ этих записей требует дополнительной обработки, а значит, не может быть срочным. И наоборот, разумное ограничение числа регистрируемых параметров уменьшает число датчиков, упрощает регистрацию, укорачивает время обработки получаемых данных, что обеспечивает срочность подаваемой информации.

Кроме срочной, в последнее время все большее  распространение получают методы, так  называемой сверхсрочной текущей информации, подаваемой не после совершения движений, а одновременно, синхронно с ними. В основном это световая или звуковая информация, сопровождающая движение и дающая дополнительные характеристики ритма, амплитуды движения, его продолжительности, развиваемых усилий.

Использование технических средств срочной  информации дает весьма ощутимый эффект в ускорении процесса обучения, о  чем свидетельствуют многочисленные примеры из практики спорта. Они  позволяют сознательно управлять  даже такими количественными характеристиками движения, которые в обычном учебно-тренировочном процессе часто остаются неосознаваемыми.

Все это дает основание для вывода о том, что  применение технических средств  в обучении, в частности тренажеров, обеспечивающих искусственные контролируемые условия выполнения осваиваемых  упражнений, дает возможность добиваться обучения без ошибок и переучивания.

Некоторые из технических  средств срочной информации приобретают  значение автотренажеров, которыми спортсмены могут пользоваться самостоятельно. Но все же основное назначение технических  средств - помогать в работе тренера [22].

В настоящее  время просматривается тенденция к использованию все более специализированных средств, характерных для определенного вида спорта. Это особенно ярко проявляется при конструировании тренировочных устройств и тренажеров для обучения технике и совершенствования в ней. Вместе с тем при развитии физических качеств одни и те же тренировочные средства могут использоваться спортсменами, специализирующимися в различных видах спорта.

Итак, рациональное применение технических средств  дает возможность:

1) целенаправленно  решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом учащихся и более эффективно проводить обучение их технике спортивных упражнений;

2) расширить круг средств и методов, применяемых в физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовке учащихся;

3) соблюдать принцип сопряженности, т. е. соответствия специальных упражнений основным соревновательным движениям, благодаря чему не только развиваются физические качества, но и одновременно совершенствуется техническое мастерство;

То, что использование тренажеров в учебно-тренировочном процессе спортсменов повышает его эффективность, уже ни у кого не вызывает сомнений. Однако методики применения тренировочных устройств значительно отстает от требований сегодняшнего дня. Это тормозит процесс их внедрения в спортивную деятельность. Даже наилучшие тренажеры при неправильном их применении могут быть не только неэффективными, но и оказывать отрицательное влияние на совершенствование физических качеств и техническое мастерство.

Зачастую методология основывается на интуиции преподавателя, который исходит лишь из самых общих соображений (нагрузка скоростно-силового характера, "на силу", "на специальную выносливость" и т. д.). Все это приводит к большой неточности, приблизительности в выборе учебных заданий.

Раньше считалось, что тренировочные устройства и  тренажеры могут применять только взрослые квалифицированные спортсмены. Однако теперь технические средства успешно применяются в занятиях с детьми и юношами.

При использовании  технических средств в процессе подготовки учащихся необходимо учитывать  следующее:

Тренировочные устройства и тренажеры не должны препятствовать всестороннему физическому развитию детей, подростков и юношей, а наоборот, способствовать соразмерности в развитии физических качеств, характерной для каждого этана многолетней подготовим. Только это позволит создать тот фундамент, на основании которого в дальнейшем могут быть достигнуты, высоки спортивные результаты.

По своей  направленности технические средства должны соответствовать задачам  в зависимости от каждого конкретного  заболевания. Средства срочной информации должны находить широкое применение на всех этапах подготовки спортсмена.

Применение  технических средств должно способствовать формированию у учащихся такой структуры  двигательных навыков в режиме будущей  соревновательной деятельности, которая характерна для высококвалифицированных спортсменов [1,19,40].

Более эффективными являются тренажеры с обратной связью, позволяющие получать информацию, как  о структуре движений спортсмена, так и о параметрах внешнего воздействия. Повышению качества учебно-тренировочного процесса способствует знание юным спортсменом модельных или эталонных характеристик, к которым ему следует стремиться.

На первых годах  обучения развитие физических качеств  происходит в основном однонаправленно, т. е. улучшается. Так, например, при применении упражнений с преимущественной направленностью на развитие силы у спортсмена улучшаются показатели и других физических качеств: быстроты, скоростно-силовых качеств и др.

У спортсменов  высокого класса в процессе развития физических качеств начинают проявляться противоречия, т. е. при преимущественном развитии одного из них (например, выносливости) ухудшаются другие (например, сила, быстрота). Поэтому одной из важнейших задач в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов является определение правильного соотношения между объемами тренировочной работы различной направленности.[10]

Кроме того, наблюдается  еще одна закономерность. Если начинающие спортсмены применяют очень большой  диапазон разнообразных тренировочных  средств, то у спортсменов высокого класса круг применяемых средств сужается. Это происходит потому, что высококвалифицированные спортсмены обычно стараются применять наиболее эффективные упражнения и не хотят тратить время и силы на малоэффективные, с их точки зрения, упражнения. Но в результате многократного повторения организм спортсмена адаптируется к упражнениям, возникает стабилизация условно-рефлекторных связей. Поэтому даже самые эффективные упражнения, если их постоянно применять в течение длительного времени, не приносят желаемого результата.

Применение  технических средств помогает избежать такого положения. Оно разнообразит воздействие упражнений на организм, повышает эмоциональность занятий. Однако организм спортсмена может адаптироваться и к занятиям на тренировочных устройствах и тренажерах, поэтому необходимо периодически менять комплексы упражнений, методы их выполнения.

Методика применения тренажеров и тренировочных устройств  должна опираться на общие закономерности, определяемые теорией и методикой  физического воспитания при развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

Так, например, при выполнении упражнений для развития силовых способностей одной из наиболее важных задач является выбор величины сопротивления или отягощения. Если отягощение невелико, то, во-первых, частота сокращения мышц невелика, во-вторых, двигательная активность мышц носит сменный характер, т. е. по мере утомления одни выключаются из работы, а вместо них начинают функционировать другие. Следовательно, многократно выполняя упражнение с небольшим отягощением, мы будем развивать больше выносливость, чем силу.

Для развития силы необходимы максимальные силовые напряжения, которые могут быть достигнуты следующими путями:

  • преодолением непредельных сопротивлений, но с предельным числом повторений; предельным увеличением внешнего сопротивления (в динамическом или статическом режиме);
  • преодолением сопротивлений с предельной скоростью.

При повышении  спортивного мастерства большие  отягощения все более эффективны. По мере развития силы величина сопротивления соответственно увеличивается и находится обычно в пределах "большой" (табл. 2). Например, спортсмен, выполняя упражнение на тренировочном устройстве, сделал 10-12 повторений. Это означает, что необходимо увеличить величину сопротивления таким образом, чтобы он мог выполнить это упражнение лишь 4-7 раз.

Информация о работе Особенности индивидуального подхода в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп