Особенности индивидуального подхода в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:41, научная работа

Описание

Цель данной работы- определить возможные пути эффективного использования технологии оздоровительных занятий со студентами специальной медицинской группы.
Объектом исследования выступили студенты специальных медицинских групп 1 курса Поволжского государственного университета сервиса г.о.Тольятти.
Предметом исследования являлись способности студентов специальных медицинских групп экспериментальной и контрольной группы.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты физических упражнений в СМГ.
1.1 Особенности занятий физическими упражнениями в специальной медицинской группе
1.2 Методика применения тренажеров и тренировочных устройств
1.3 Характеристика аэробных упражнений
Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследовании
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ литературы и обобщение передового практического опыта
.2.2 Физиометрия
2.2.3 Тестирование физической подготовленности
2.2.4 Педагогический эксперимент
2.2.5 Методы математической статистики
2.3 Организация и порядок проведения экспериментальных исследований
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Исследование показателей физической и функциональной подготовленности студентов
3.2 Технология оздоровительных занятий по эффективному применению тренажерных устройств и аэробных упражнений для студентов специальной медицинской группы
3.3 Динамика изменений показателей физической и функциональной подготовленности студентов в результате использования экспериментальной технологии
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Nauchnaya_rabota.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Научная работа

«Особенности  индивидуального подхода в физическом воспитании студентов специальных  медицинских групп»

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты физических упражнений в  СМГ.

1.1 Особенности занятий физическими  упражнениями в специальной медицинской  группе

1.2 Методика применения тренажеров  и тренировочных устройств

1.3 Характеристика аэробных упражнений

Глава 2. Цели, задачи, методы и организация  исследовании

2.1 Цель и задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Анализ литературы и обобщение передового практического опыта

.2.2 Физиометрия

2.2.3 Тестирование физической подготовленности

2.2.4 Педагогический эксперимент

2.2.5 Методы математической статистики

2.3 Организация и порядок проведения экспериментальных исследований

Глава 3. Результаты исследования и  их обсуждение

3.1. Исследование показателей физической и функциональной подготовленности студентов

3.2 Технология оздоровительных занятий по эффективному применению тренажерных устройств и аэробных упражнений для студентов специальной медицинской группы

3.3 Динамика изменений показателей  физической и функциональной  подготовленности студентов в  результате использования экспериментальной  технологии

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Улучшение качества физического воспитания студенческой молодежи требует дальнейшего совершенствования  научных основ физического воспитания в Вузах по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Появились новые программы по воспитанию учащихся средних специальных учебных заведений. Используются новые средства физической культуры (стрейтчинг, шейпинг, пауэрлифтинг и др.) в физическом воспитании студентов.

 Физическое  воспитание  -   это  система мероприятий,  направленных на воспитание здоровой, всесторонне развитой и морально стойкой молодежи средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы.    

Адаптивное физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) — это физическое воспитание (как вид физической культуры) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разумеется, и инвалидов. Поэтому все существующие на сегодняшний день формы физического воспитания, предназначенные для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, для лиц с отклонениями в развитии, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и нозологических групп и т.п., а именно — занятия по физическому воспитанию, занятия по ритмике, уроки по физической культуре и другое — сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть: занятия по адаптивному физическому воспитанию, уроки по адаптивному физическому воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре.

Каждому студенту этой группы в студенческой поликлинике выдаётся справка, в  которой указаны характер заболевания, степень его выраженности, уровень  функционального состояния, а также  объём и характер допустимых двигательных нагрузок. Медицинские справки предъявляются  преподавателю ответственному за специальное  учебное отделение. Для практических занятий студенты направляются в  учебную группу, как правило, состоящую  из 8 - 15 человек.

Учебные группы формируются с учётом пола, состояния здоровья, общности заболеваний, уровня функциональных возможностей занимающихся, а также по принципу принадлежности к факультету и курсу.

Обычно группы формируются с  учётом заболевания. Для этого всё  многообразие болезней объединяется в  подгруппы с условным обозначением А,Б,В.

И студент, и преподаватель при  первой встрече должны ориентироваться  на диагноз и увеличивать нагрузки независимо от субъективных ощущений медленно, постепенно доводя их до уровня подготовительного отделения.

Формирование групп А, Б, В по характеру заболевания оправдано  с точки зрения общности тренирующих  нагрузок. При заболеваниях группы А особое внимание уделяется развитию общей выносливости и дыхательным  упражнениям. В подгруппе Б - частой смене исходных положений, упражнениям  в положении лёжа, укрепляющим  мышцы брюшного пресса и тазового дна. В подгруппе В - укреплению мышечного  корсета, увеличению подвижности в  суставах.

В программе физического воспитания студентов специального учебного отделения  используются: гимнастика, лёгкая атлетика, плавание, лыжная подготовка, спортивные игры, туризм и пр.

При выборе упражнений следует учитывать  интересы занимающихся.

Цель данной работы- определить возможные пути эффективного использования технологии оздоровительных занятий со студентами специальной медицинской группы.

 

Объектом исследования выступили студенты специальных медицинских групп 1 курса Поволжского государственного университета сервиса г.о.Тольятти.

 

Предметом исследования являлись способности студентов специальных медицинских групп экспериментальной и контрольной группы.

 

Гипотеза исследования: в основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что применение тренажерных устройств и аэробных упражнений будет способствовать повышению физической подготовленности учащихся специальной медицинской группы.

 

Задачи исследования:

1.Выявить уровень физической  подготовленности занимающихся.

2.Разработать технологию занятий  по эффективному применению тренажерных  устройств и аэробных упражнений  для учащихся специальной медицинской  группы.

3.Выявить динамику изменения  физической подготовленности учащихся в результате использования тренажерных устройств и аэробных упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Теоретические  и методологические аспекты физических упражнений в СМГ.

1.1 Особенности занятий физическими упражнениями в специальной медицинской группе

Все студенты независимо от типа образовательных учреждений (колледж, училище, вуз и др.), прежде чем приступать к занятиям физической культурой, проходят медицинское освидетельствование и по его результатам распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. К специальной медицинской группе относятся лица, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, обучающиеся по обычной учебной программе, но имеющие противопоказания к занятиям физической культурой по государственным программам в общих группах [37].

С учетом медицинских  показаний, данных о физическом развитии и физической подготовленности, в  специальном учебном отделении  принято комплектовать группы учащихся, численность которых не должна превышать 15 - 20 человек, на одного преподавателя.

В высших и средних  специальных учебных заведениях (колледжах, училищах) комплектование происходит так. Студенты с более тяжелыми заболеваниями выделяются в отдельную, специальную медицинскую группу.

Специальная медицинская  группа создается в тех вузах, где на кафедрах физического воспитания имеются специалисты по лечебной физкультуре и врач. Эта группа комплектуется из студентов, имеющих  значительные отклонения в состоянии  здоровья [31].

Группа "А" формируется из студентов с сердечнососудистыми  и легочными заболеваниями.

В группу "Б" зачисляются студенты с заболеваниями  других внутренних органов (желудочно-кишечного  тракта, мочеполовой системы), нарушениями  обменных процессов в организме. В, эту же группу можно включить тех, кто имеет нарушения зрения (в основном это миопия, т. с. близорукость, от 5,0 до 7,0 D). Студенты с миопией имеют ограничения в выполнении прыжковых упражнений, упражнений, связанных с сопротивлением и натуживанием.

К группе "В" можно отнести студентов с выраженными нарушениями функции опорно-двигательного аппарата, с остаточными явлениями после параличей и парезов, после перенесенных травм верхних и нижних конечностей, с остеохондрозом позвоночника, с нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием.

Основными задачами физического воспитания в специальных  медицинских группах являются:

  • укрепление здоровья;
  • ·уменьшение или ликвидация последствий перенесенных заболеваний;
  • ·устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;
  • ·содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  • ·повышение физической активности органов и систем, ослабленных болезнью;
  • ·освоение основных двигательных умений и навыков;
  • ·формирование правильной осанки, а при необходимости - ее коррекция;
  • ·обучение правильному дыханию.

Занятия по физическому  воспитанию в вузах осуществляются в следующих формах.

Учебные занятия - 2 раза в неделю по 2 ч.

Физические  упражнения в режиме дня (утренняя гигиеническая  гимнастика, физкультурные паузы).

Массовые и  самостоятельные занятия физическими  упражнениями.

Массовые оздоровительные  физкультурные мероприятия, проводимые в свободное от занятий время: в выходные дни, в зимние и летние каникулы, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебной практики.

При заболеваниях суставов и периферической нервной  системы используются преимущественно  упражнения для увеличения подвижности  в суставах и укрепления нервно-мышечного  аппарата. Учащимся с функциональными  заболеваниями нервной системы  рекомендуются упражнения на внимание и координацию движений, игры, которые необходимо чередовать с упражнениями на расслабление, и дыхательные упражнения.

Для студентов, имеющих нарушения осанки и сколиозы, следует применять упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и туловища (спины, груди и брюшного пресса), а также для воспитания правильной осанки. Следует широко использовать упражнения в исходных положениях, разгружающих позвоночник, а также висы на гимнастической стенке.

Для повышения  эффективности физического воспитания детей специальной медицинской группы необходимо использовать помимо уроков физкультуры дополнительные формы и средства физического воспитания: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры на переменах; крайне полезны прогулки на свежем воздухе, ближний туризм, элементы различных видов спорта (катание на лыжах, плавание и т.п.).

Правильно проводимые занятия заметно улучшают физическую подготовленность, повышают уровень  функциональных возможностей организма  школьников специальной медицинской группы, что позволяет преподавателю направлять наиболее подготовленных детей к врачу для решения вопроса о переводе в подготовительную группу.

Важным условием грамотного проведения занятий по физкультуре  с учащимися специальных групп является обязательный врачебный контроль. Он позволяет следить за состоянием студентов и реакцией их организма на физические нагрузки. Преподавателю же необходимо очень внимательно наблюдать за объективными внешними признаками утомления и в зависимости от степени утомления изменять по ходу занятия параметры физической нагрузки - для всей группы либо для отдельных учащихся.

Методика проведения занятий в ВУЗе.

Занятия физическим воспитанием в ВУЗе предусматривают не только укрепление здоровья учащихся, совершенствование их двигательной координации и повышение уровня физических качеств, но и освоение техники большинства видов физических упражнений, входящих в программу.

Занятие по физическому  воспитанию строится в соответствии с типовым планом и состоит  из четырех частей.

Во вводной  части занятия необходимо мобилизовать внимание студентов Для этого используются элементы построения и перестроения, ходьба в различных направлениях, пробежки.

Основной задачей  подготовительной части является физиологическая  подготовка организма, создание оптимальных условий для проведения основной части занятий.

В подготовительной части занятия нежелательно давать слишком много новых упражнений: это может вызвать нервное  утомление, которое впоследствии будет  сказываться на освоении двигательных навыков основной части занятий. Рекомендуется включать в разминку не более 8 - 10 упражнений, между которыми выполнять дыхательные (особенно после упражнений с напряжением и после прыжков) [13,18].

Основная часть  занятия направлена на формирование и совершенствование двигательных навыков. Студенты приобретают и совершенствуют специальные знания и двигательные умения; именно в этой части занятия достигается развитие физических и волевых качеств.

Средства, используемые в основной части, весьма разнообразны, так как они направлены на развитие основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости). В занятия включаются упражнения, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата: бег, прыжки, упражнения со скакалкой. Также широко используются подвижные и спортивные игры, различные эстафеты, метания предметов.

Информация о работе Особенности индивидуального подхода в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп