Организация и содержание учебно воспитательного процесса в основном учебном отделении ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 04:14, реферат

Описание

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Содержание

Что такое физическая культура? …………………………………………….. 2

Организация и руководство физическим воспитанием……………………. 3

Формы физического воспитания студентов…………………………………..4

Программное построение курса физического воспитания………………….5

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных

Отделениях………………………………………………………………………...6

Зачётные требования и обязанности студентов…………………………..…..8

Физиологические основы оздоровительной тренировки………………….. 9

Список использованной литературы…………………………………………11

Работа состоит из  1 файл

Физкультура и спор1.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

             Программное построение курса физического воспитания 
 
 

       Содержание    курса    физического    воспитания     регламентируются

государственной учебной программой для вузов «Физическое воспитание».

       Учебный материал программы предусматривает  решение задач  физического

воспитания студентов  и состоит из теоретического и  практического разделов.

       Содержание теоретического раздела   программы  предполагает  овладение

студентами знаний по  основам  теории  и  методики  физического  воспитания.

Теоретические знания сообщаются в форме лекций,  систематических  бесед,  на

практических  занятиях, а также путём  самостоятельного  изучения  студентами

учебной и специальной литературы.

       Лекционный курс в объёме 20 часов  рассчитан на два  года  обучения  и

состоит из восьми тем.

       Первые четыре темы в объёме 10 часов  читаются  на  первом  курсе,  а

четыре последующие  темы в таком же объёме - на втором курсе.

       Практический раздел программы   содержит  учебный  материал  для  всех

учебных отделений, который направлен на решение  конкретных задач  физической

подготовки  студентов.  В  содержание   занятий   всех   учебных   отделений

включаются разделы: гимнастика, лёгкая атлетика, плавание, лыжный спорт (для бесснежных районов - марш-бросок или велосипедный спорт), туризм, спортивные игры,стрельба.

       В содержание практических занятий   всех  отделений  включается  также

материал  по  профессионально-прикладной  физической   подготовке,   который

определяется  каждым вузом применительно к  профилирующим специальностям.

       Наряду с учебным материалом  для  всех  учебных  отделений   программа

включает материал для специального учебного отделения  и  материал  по  видам

спорта для  учебного отделения спортивного  совершенствования.

       Программа определяет особенности  обучения в каждом учебном   отделении

с учётом направленности их работы. 
 

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях 
 
 

       Основным принципом при определении  содержания работы в разных  учебных

отделениях  является  дифференцированный  подход  к   учебно-воспитательному

процессу.

       Его сущность заключается в  том, что учебный материал формируется   для

каждого учебного отделения  с  учётом  пола,  уровня  физического  развития,

физической и  спортивно-технической подготовленности студентов.

       Учебно-воспитательный процесс в  отделениях проводится в  соответствии

с научно-методическими  основами физического воспитания.

       Программный  материал  на  учебный  год   распределяется   с   учётом

климатических условий и учебно-спортивной базы.

       Занятия  организуются  по  циклам,  каждый  из  которых   по   своему

содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.

       Для проведения практических  занятий  по  физическому   воспитанию  на

каждом курсе  создаются три учебных отделения: подготовительное,  спортивного

совершенствования и специальное.

       Каждое  отделение  имеет   особенности  комплектования   специфические

задачи.

       Основой для решения этих задач  служит система организационных  форм  и

методов обучения.

       Эта система объединяет традиционные  методические  принципы  и   приёмы

физической подготовки с новейшими методами организации передачи  и  усвоения

материала,  предусматривает  чёткую  регламентацию  соотношения   объёма   и

интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения,  чередования

различных видов  и форм учебной работы.

       Первым  критерием  распределения  студентов  по  учебным   отделениям

являются результаты их  медицинского  обследования,  которое  проводится  на

каждом курсе  в начале учебного года.

       После прохождения обследования  врач  определяет  состояние   здоровья,

физическое  развитие  каждого  студента  и  распределяет  его  в   одну   из

медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

       Вторым критерием является уровень  физической и  спортивно-технической

подготовленности, который определяется на  первых  занятиях  после  проверки

состояния   физической   и   спортивно-технической    подготовленности    по

контрольным упражнениям  и нормативам программы по физическому  воспитанию.

       В  результате  медицинского  обследования  и   контрольных   проверок

физической  и  спортивно-технической  подготовленности  на  подготовительное

учебное отделение  зачисляются студенты, отнесённые  по  состоянию  здоровья,

уровню   физического   развития   и   подготовленности    к    основной    и

подготовительной  медицинским группам.

       Распределение по учебным группам  этого отделения проводится с   учётом

пола и уровня физической подготовленности.

       Численный состав  каждой  учебной   группы  в  этом  отделении   должен

составлять 12-15 человек.

       В подготовительном учебном отделении  учебный  процесс  направлен  на

разностороннюю  физическую подготовку студентов и  на развитие у них  интереса

к занятиям спортом.

       Студенты подготовительной медицинской  группы занимаются  отдельно  от

студентов основной медицинской группы.

       В методике  проведения  занятий   в  этих  группах  очень   важен  учёт

принципа постепенности  в  повышении  требований  к  овладению  двигательными

навыками и  умениями, развитию физических качеств  и  дозированию  физических

нагрузок. Содержание  практических  занятий в этом  отделении состоит из

программного  материала,   обязательного   для   всех   учебных   отделений,

профессионально-прикладной  физической  подготовки,  а  также  из  различных

средств,  направленных  на  овладение  спортивными   навыками   и   привитие

студентам интереса к занятиям спортом.

       Теоретические занятия направлены  на приобретения студентами знаний  по

основам  теории,  методики  и   организации   физического   воспитания,   на

формирование  у студентов сознания и  убеждённости в необходимости  регулярно

заниматься физической культурой и спортом.

       Учебные  группы  отделения   спортивного  совершенствования.   В   них

зачисляются студенты основной медицинской  группы,  выполнившие  контрольные

упражнения и  нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую  группу

отделения спортивного  совершенствования.

       На специальное учебное отделение  зачисляются студенты, отнесённые  по

данным медицинского обследования в специальную медицинскую  группу.

       Учебные группы этого отделения  комплектуются с учётом пола, характера

заболевания и  функциональных возможностей организма  студентов.

       Численность учебной группы составляет  от 8 до 15  человек  на  одного

преподавателя.

       Учебный процесс  по  физическому   воспитанию  в  специальном   учебном

отделении преимущественно  направлен на:

укрепление здоровья,

закаливание организма,

повышение уровня физической работоспособности;

возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;

приобретение  необходимых  и  допустимых  для   студентов   профессионально-

прикладных умений и навыков.

       Занятия  для  студентов,  зачисленных  на  это  отделение,   являются

обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4  часов

в неделю.

       Программа  курса  этого   отделения  включает   теорию,   практический

программный   материал,   обязательный   для   всех    учебных    отделений,

профессионально-прикладную  физическую  подготовку,  а   также   специальные

средства  для  устранения  отклонений  в  состоянии  здоровья  и  физическом

развитии. На  теоретических  занятиях  особое  внимание  уделяется  вопросам

врачебного  контроля,  самоконтроля  и  методики  физического  воспитания  с

учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально- прикладная  физическая  подготовка  проводятся   с   учётом   функциональных возможностей студентов. Главное  в  этой  подготовке овладение  техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности  органов  и систем, повышение работоспособности организма. Большое  значение  в  учебных занятиях  этого  отделения  имеет  реализация   принципов   систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное  её повышение.

       Несмотря на оздоровительно-восстановительную  направленность занятий в

специальном отделении, они не должны  сводиться  только  к  лечебным  целям.

Преподаватели должны стремиться  к  тому,  чтобы  студенты  этого  отделения

приобрели    достаточную    разностороннюю    и    специальную    физическую

подготовленность,  улучшили  своё  физическое  развитие  и  в   итоге   были

переведены в  подготовительное учебное отделение.

       Учебные группы всех учебных  отделений закрепляются за преподавателями

физического  воспитания  на  весь  период   обучения.   Если   у   студентов

специального  и  подготовительного  учебных  отделений  в  процессе  учебных

занятий   улучшились   состояние    здоровья,    физическое    развитие    и

подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры  по окончании учебного года (или семестра) переводятся в  следующую  медицинскую группу  или  учебное  отделение.  Если  в  результате  болезни  или   других объективных причин наблюдается ухудшение  состояния  здоровья,  то  студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года. 
 

Информация о работе Организация и содержание учебно воспитательного процесса в основном учебном отделении ВУЗа