Использование методов самоконтроля в коррекции самостоятельных занятий физическими упражнениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 06:18, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всестороннее изучение и раскрытие темы использование методов самоконтроля в коррекции самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Дать представление о самоконтроле.
2. Рассмотреть какие бывают показатели самоконтроля.
3. Рассказать: что такое дневник самоконтроля и для чего он используется.
4. Рассмотреть специфику самоконтроля во время занятий физическими упражнениями.
5. Сделать обобщающие выводы по проделанной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………………3
1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О САМОКОНТРОЛЕ………………………………………5
2 ПОКАЗАТЕЛИ САМОКОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ……………………………………………………………6
2.1 Субъективные и объективные показатели самоконтроля……..…………………6
2.2 Контроль за физической подготовленностью……..……………………………10
3 ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ………………………………………………….14
4 КОРРЕКЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ САМОКОНТРОЛЯ…………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………………………………..………….…..….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………23
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

физ-ра.docx

— 63.68 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Физическая культура»

на тему:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ  САМОКОНТРОЛЯ В КОРРЕКЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ  ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………………3

1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  О САМОКОНТРОЛЕ………………………………………5

2 ПОКАЗАТЕЛИ САМОКОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ……………………………………………………………6

2.1 Субъективные и объективные показатели самоконтроля……..…………………6

2.2 Контроль за физической подготовленностью……..……………………………10

3 ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ………………………………………………….14

4 КОРРЕКЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ  ЗАНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ САМОКОНТРОЛЯ…………………………………………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………………………………..………….…..….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………23

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью врачебного контроля и самоконтроля.

Актуальность данной тематики обусловлена  тем, что наряду с широким развитием  и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные  занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

Анализ изученных источников и литературы. В процессе выполнения работы особое внимание было уделено работам Ильинича, В. И. Физическая культура студента 2003 г., Виленского, М. Я. Физическая культура для студентов 2007 г., Рейзина, В. М. Физическая культура в жизни студента 2001 г. и других исследователей, которые проводили исследования в области изучения педагогического и врачебного контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания.

Цель работы. Целью кукрсовой работы является всестороннее изучение и раскрытие темы использование методов самоконтроля в коррекции самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Дать представление о самоконтроле.
  2. Рассмотреть какие бывают показатели самоконтроля.
  3. Рассказать: что такое дневник самоконтроля и для чего он используется.
  4. Рассмотреть специфику самоконтроля во время занятий физическими упражнениями.
  5. Сделать обобщающие выводы по проделанной работе.

Объект исследования – особенности контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания.

Предмет исследования -  контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.

 

 

 

1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О САМОКОНТРОЛЕ

Самоконтроль — регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Задачи самоконтроля:

  1. Расширить знания о физическом развитии.
  2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
  3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.
  4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия  физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

Цель самоконтроля — самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

Самоконтроль необходимо вести  во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет  не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно  относиться к занятиям, соблюдать  правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно  регистрироваться в специальном  дневнике самоконтроля.

2 ПОКАЗАТЕЛИ САМОКОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ

 

2.1 Субъективные и объективные показатели самоконтроля

Самоконтроль необходим для  того, чтобы занятия оказывали  тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых  общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости  нагрузок и т.д.) и объективных  показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального  давления, динамометрии).

Субъективные  показатели самоконтроля:

  • Настроение.

Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.

  • Самочувствие.

Является одним  из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

  • Утомление.

Утомление - это  физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности  в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 1

Внешние признаки утомления  при занятиях физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану)

Признак  усталости

Степень утомляемости

 

небольшая

значительная

резкая (большая)

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное  покраснение

Резкое покраснение или побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая (плечевой пояс)

Очень большая (все  туловище), появление соли на висках, на рубашке, майке

Движение

Быстрая походка

Неуверенный шаг, покачивание

Резкие покачивания, отставание при ходьбе, беге, в альпинистских походах

Внимание

Хорошее, безошибочное выполнение указаний

Неточность в  выполнении команды, ошибки при перемене направлений

Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды

Самочувствие

Никаких жалоб

Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение

Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, головную боль, "жжение" в груди, тошноту


 

  • Сон.

Наиболее эффективным  средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).

  • Аппетит.

Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так  как потребность организма в  энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При  большой интенсивной нагрузке аппетит  может резко снизиться.

  • Работоспособность.

Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность  должна увеличиваться.

  • Переносимость нагрузок.

Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

Объективные показатели самоконтроля:

  • Пульс.

В настоящее время ЧСС  рассматривается одним из главных  и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

  • Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ.

Дыхание в покое  должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.

  • Вес.

Для определения  нормального веса используются различные  весо - ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

Нормальный вес  тела для людей ростом:

от 155 до 165 см = длина тела-100

165- 175 см = длина тела-105

175 и выше см = длина тела -110

  • Артериальное давление (АД).

Систолическое давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла.

Диастолическое  давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Нормальные величины артериального давления (систолического и диастолического) определяются по следующим формулам:

мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела

женщины: АДсИСТ= 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса тела АДдиаст = 78 + 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела

2.2 Контроль за физической подготовленностью

Контроль  за мышечной силой осуществляется с помощью ручного и станового динамометра. У средне физически подготовленных мужчин сила сильнейшей руки находится в пределах от 35 до 55 кг, другой руки - от 30 до 45 кг. У женщин соответственно - от 25 до 35 кг и от 20 до 30 кг. У физически тренированных мужчин она может достигать 100 кг и более, у женщин - 75 кг и более.

Становую силу рекомендуется измерять только у  мужчин. Средними показателями являются 140-160 кг, при систематической тренировке она может достигать 175 кг и более.

Также для оценки можно использовать силовые индексы, которые получаются делением показателей силы на вес и выражаются в процентах

Силовой индекс = * 100 %

Средними величинами силы кисти у мужчин считаются 70-75% веса, у женщин - 50-60%; для становой силы у мужчин - 200-220%, у женщин -135-150%. У физически тренированных мужчин соответственно - 75-81% и 260-300%, а у женщин - 60-70% и 150-200%.

Информация о работе Использование методов самоконтроля в коррекции самостоятельных занятий физическими упражнениями