Формирование психофизических качеств в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:37, научная работа

Описание

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание психофизических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..1
I.Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования………………………………………………………………2
II. Формирование психофизических качеств в процессе физического воспитания………………………………………………………………………..4
1. Воспитание силы…………………………………………………………4
Методы воспитания…………………………………………………………………4
1) Методы максимальных усилий……………………………………..….. 5
2) Метод повторных усилий (или метод «до отказа») ……………………5
3) Метод динамических усилий ……………………………………………5
2.Воспитание быстроты………………………………………………….6
Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции……………………………………………………………………………7
3.Воспитание выносливости……………………………………………..8
Общая выносливость……………………………………………………………………8.
Специальная выносливость………………………………………………………..…9
4.Воспитание ловкости (координационные способности)…………………………………………………………………….10
5.Воспитание гибкости…………………………………………………….….10
III.Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания………………………………………..…..13
IV.Заключение……………………………………………………………...……15
Список литературы…………………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

НИР.docx

— 59.25 Кб (Скачать документ)

Московский  государственный областной социально-гуманитарный                                                       институт 
 

кафедра физкультуры и спорта 

ФОРМИРОВАНИЕ  ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ  КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. 
 
 

                                  Выполнила: студентка группы СП-11

Давыдкова О.Н

                                             

                                              Проверила:  Галанова Л.В.

        
 
 

Коломна, 2011г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…..1

I.Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования………………………………………………………………2 

II. Формирование  психофизических качеств в процессе физического воспитания………………………………………………………………………..4 

  1. Воспитание силы…………………………………………………………4
 

    Методы воспитания…………………………………………………………………4  

  1. Методы максимальных усилий……………………………………..….. 5
  2. Метод повторных усилий (или метод «до отказа») ……………………5
  3. Метод динамических усилий ……………………………………………5
 

     2.Воспитание быстроты………………………………………………….6 

Воспитание  быстроты простой  и сложной двигательной реакции……………………………………………………………………………7 

    3.Воспитание выносливости……………………………………………..8

Общая выносливость……………………………………………………………………8.

Специальная выносливость………………………………………………………..…9  

4.Воспитание  ловкости (координационные  способности)…………………………………………………………………….10 

5.Воспитание  гибкости…………………………………………………….….10  

III.Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания………………………………………..…..13

IV.Заключение……………………………………………………………...……15

Список  литературы…………………………………………………………...16 
 
 

Введение

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим  содержанием которого являются обучение движениям, воспитание психофизических  качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных  занятиях.

Возникновение физического воспитания относится  к самому раннему периоду в  истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой  деятельности спонтанно происходило  совершенствование их психофизических  способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в  ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и  подвижный образ жизни, многократно  повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были  более сильными, выносливыми  и работоспособными. Это привело  к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания. 
 
 

I.Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования 

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное  для себя , удивить окружающих своими возможностями . Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания . Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет) , в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду) .

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных  заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое  благополучие, физическое совершенство.

Свои образовательные  и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

Цель  физического воспитания.

Целью физического  воспитания студентов является формирование физической культуры личности

Задачи  физического воспитания.

 В процессе  физического воспитания студентов  решаются следующие основные  задачи:

  • понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
  • знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
  • приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей
 

Кроме того, в  процессе физического воспитания происходит формирование психофизических и  психических качеств студента. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Формирование  психофизических качеств в процессе физического воспитания. 

Психофизическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять психофизических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям (в дальнейшем будем применять понятие «воспитание» к процессу формирования двигательного качества, а «развитее» — к уровню этого качества). 

  1. Воспитание  силы
 

Силой (или силовыми способностями) в физическом

воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Воспитание  силы сопровождается утолщением и ростом мышечных во-

локон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой.

Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила — сум-

марная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении.

Относительная сила — величина абсолютной силы, приходящаяся на 1

кг массы тела человека.

Сила  измеряется с помощью динамометров. До определенного возраста

абсолютная  и относительная сила увеличивается  и у неспортсменов, и у спортсменов, хотя у последних она всегда несколько выше.

Сила  формируется посредством упражнений с отягощениями: собствен-

ного тела (выпрямление рук у упоре, подтягивание на перекладине и др.) или с применением снарядов (штанга, гири, резиновые амортизаторы и др.).

Величину отягощения можно дозировать:

  • в процентах к максимальному весу;
  • по разности от максимального веса (например, на 10 кг меньше пре-

дельного веса);

  • по числу возможных повторений упражнения в одном подходе (вес, ко-

торый можно поднять 10 раз).

Методы  воспитания силы могут быть очень разнообразными, их выбор

зависит от цели. На учебно-тренировочных занятиях используются следующие методы воспитания силы. 
 

  1. Методы максимальных усилий.
 

Упражнения  выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений (90% рекордного для данного спортсмена). При одном подходе выполняется от 1 до 3 повторений и 5—6подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 4—8 мин (до восстановления). Этот метод используется, чтобы максимально нарастить возможные результаты для конкретного занимающегося и связан с воспитанием  «взрывной силы», которая зависит от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. нервных процессов. Так, у мастеров спорта проявляется большая величина силы в меньший промежуток времени, чем у начинающих спортсменов. 

  1. Метод повторных усилий (или метод «до отказа»)
 

предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30—70% рекордного, которые выполняются  сериями по 4—12 повторений в одном  подходе. За одно занятие выполняется 3—6 подходов.

Отдых между сериями 2—4 мин (до неполного восстановления). Этот метод чаще используцелью наращивания мышечной массы. Оптимальным весом отягощения для развития мышечной массы будет тот, который студент может поднять (отжаться, подтянуться), выполнив 7—13 движений за один подход. 

  1. Метод динамических усилий
 

связан с применением малых и средних отягощении (до 30% рекордного). Упражнения выполняются сериями по 15—25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3—6 подходов, отдых между ними 2—4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества, необходимые в легкоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции.

Информация о работе Формирование психофизических качеств в процессе физического воспитания