Формирование психофизических качеств в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:37, научная работа

Описание

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание психофизических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..1
I.Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования………………………………………………………………2
II. Формирование психофизических качеств в процессе физического воспитания………………………………………………………………………..4
1. Воспитание силы…………………………………………………………4
Методы воспитания…………………………………………………………………4
1) Методы максимальных усилий……………………………………..….. 5
2) Метод повторных усилий (или метод «до отказа») ……………………5
3) Метод динамических усилий ……………………………………………5
2.Воспитание быстроты………………………………………………….6
Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции……………………………………………………………………………7
3.Воспитание выносливости……………………………………………..8
Общая выносливость……………………………………………………………………8.
Специальная выносливость………………………………………………………..…9
4.Воспитание ловкости (координационные способности)…………………………………………………………………….10
5.Воспитание гибкости…………………………………………………….….10
III.Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания………………………………………..…..13
IV.Заключение……………………………………………………………...……15
Список литературы…………………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

НИР.docx

— 59.25 Кб (Скачать документ)

 Как вспомогательный применяется изометрический (статический) метод,

при котором напряжение мышц происходит без изменения их длины. Использование изометрического метода позволяет максимально напрягать различные мышечные группы продолжительностью 4— 6 с. За одно занятие упражнение повторяется 3—5 раз с отдыхом после каждого напряжения продолжительностью 30—60 с. Занятия с использованием изометрических упражнений занимают немного времени, для них используется весьма простое оборудование. С помощью таких упражнений можно воздействовать на любые мышечные группы, однако их эффективность меньше, чем при динамическом методе.

У людей  различных конституционных типов  эффект от применения сило-

вых упражнений проявляется по-разному. Эндоморфные типы с округлыми

формами, приземистостью, мощным костяком быстрее  достигают результатов в силовой подготовке. Представители эктоморфных типов обычно тонкокостны, стройны, без лишних жировых депо. У них прирост объема мышц и показателей происходит медленнее. Это необходимо знать во избежание ранних и необоснованных выводов об эффективности проводимых учебно-тренировочных занятий. В то же время следует знать и помнить, что человек с любым типом телосложения может увеличить объем и развить силу мышц путем регулярных и методически правильно построенных тренировочных занятий. 
 
 
 

  1. Воспитание  быстроты
 

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно  и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью передвиже-

ния. Скорость конькобежца больше на 400—500 м, чем скорость бегуна-

спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений больше. Не случайно в новейших исследованиях по теории спорта вместо термина «быстрота» используется понятие «скоростные способности».

Как видим, понятие «быстрота» в физическом воспитании не отличается

смысловой конкретностью. При оценке быстроты различают:

• латентное  время двигательной реакции;

• скорость одиночного движения;

• частоту движений.

Эти проявления быстроты довольно автономны. Время двигательной ре-

акции в ряде движений (или цикла движений) может не коррелироваться с другими проявлениями быстроты. Существенную роль играет здесь фактор наследственности. Время простой двигательной реакции у не занимающихся

спортом обычно колеблется в пределах 0,2—0,3 с, у квалифицированных

спортсменов — 0,1—0,2 с. Иными словами, в процессе тренировки время реакции улучшается всего на 0,1с..

Между тем в беге на 100 м результаты новичков и квалифицированных

спортсменов отличаются уже не на десятые доли, а на целые секунды. И это не случайно. Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью,различают две фазы: фазу увеличения скорости (фазу разгона) и фазу относительной стабилизации скорости.

Первая  фаза характеризует стартовое ускорение, вторая — дистанционную скорость. Обе фазы относительно независимы друг от друга, но если первая опирается на латентное время двигательной реакции и частоту движения, то вторая кроме частоты (темпа) движения базируется и на других составляющих дистанционной скорости (например, в беге на 100 м — на технику выполнения движения, длину ног, силу отталкивания). Следовательно, дистанционной скорости присущи элементы, которые существенно изменяются под влиянием учебно-тренировочной работы — техника бега, скоростно-силовые показатели.

Быстрота, скоростные возможности требуются  как в циклических, так и в

целом ряде ациклических видов спорта, трудовых и бытовых движениях: фехтование, бокс, спортивные игры. Предпосылками быстроты, скоростных способностей выступают не только природная подвижность нервных процессов, но и уровень нервно-мышечной координации, поддающейся направленной тренировке.

Спортивная  наука и практика неоднократно подтверждали, что проявле-

ние скоростных способностей человека в одной операции или упражнении не

всегда  будут существенны в другом. В связи с этим само содержание процесса воспитания быстроты в спортивных или в прикладных целях должно основываться на особенностях форм его проявления, так как прямой непосредственный перенос быстроты движений происходит лишь в координационно сходных движениях. 

  • Воспитание  быстроты простой  и сложной двигательной реакции.
 

Различают простые и сложные реакции. Простая  реакция — это ответ определенным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета).

При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространен ме-

тод повторного, возможно более быстрого реагирования на внезапно появляющийся сигнал. В каждом виде упражнений существуют частные методики, способствующие проявлению хорошей реакции на звуковой, слуховой или зрительный сигнал.

Так, быстрота реакции несколько повышается при  некотором предвари-

тельном напряжении рабочей мускулатуры (высококвалифицированные  спринтеры, ожидая выстрел стартера, слегла давят ногами на стартовые колодки). На быстроту реакции влияет и волнообразное изменение «готовности» ЦНС к реакции на ожидаемый сигнал (оптимальное время между предварительной и исполнительной командами — около 1,5 с).

Сложная реакция бывает различной, но чаще всего  это реакция на дви-

жущийся объект и реакция выбора. В реакции на движущийся предмет важно

постоянно видеть предмет, передвигающийся с  большой скоростью. Для этого используются упражнения с постепенно увеличивающейся скоростью объекта, с его внезапным появлением в различных местах, с сокращением дистанции наблюдения и т.п. В тех случаях, когда объект (мяч в игре) уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время сложной реакции значительно сокращается.

Точность  реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с

развитием ее быстроты. Особенность воспитания реакции выбора связана с

подбором  нужного двигательного ответа из ряда возможных. Сложность реакции выбора зависит от вариантов изменения обстановки, от разнообразия поведения соперника или товарища по команде.

При воспитании реакции выбора также идут от простого к сложному, по-

степенно  увеличивая число возможных изменений  обстановки. Однако при любых вариантах воспитания быстроты (одиночного движения или циклического,простой или сложной реакции) средства ее воспитания должны удовлетворять по меньшей мере трем следующим требованиям:

1) техника  упражнений должна быть такой,  чтобы их можно было выпол-

нять на предельных для занимающегося скоростях;

2) степень  освоения упражнения настолько  высока, что усилия направля-

ются не на способ, а на скорость выполнения;

3) продолжительность  упражнений должна быть такой,  чтобы к концу

выполнения  скорость не снижалась вследствие утомления.

Для воспитания быстроты широко применяются методы: повторный, пе-

ременный (с варьирующими ускорениями), игровой и соревновательный. 

  1. Воспитание выносливости.
 

  Выносливость как физическое качество свя-

зана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так:

выносливость  — это способность  противостоять утомлению. Предмет нашего рассмотрения — физическое утомление, непосредственно связанное с разновидностями мышечной работы, а следовательно, с различными видами выносливости. Различают два вида выносливости — общую и специальную.

Общая выносливость —  это способность выполнять работу с невысокой

интенсивностью  в течение продолжительного времени  за счет аэробных источников энергообеспечения.

В этом определении свойство невысокой  интенсивности весьма условно

(для  одного данная нагрузка может  считаться невысокой интенсивности,  а для другого — высокой). Признак аэробного энергообеспечения работы является определяющим. Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнений (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед).

Общая выносливость — основа для воспитания специальной выносливости. Именно воспитанию общей выносливости, которая характеризуется  Высокоэкономичной и эффективной  работой сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма (включая и биохимические процессы), уделяется основное время при общей физической подготовке. Тренировке, направленной на повышение общей выносливости, уделяется время и в подготовке высококвалифицированных спортсменов.

Равномерная работа при пульсе 130—150 удар/мин, обеспечиваемая

аэробными процессами в организме, в наибольшей мере способствует повышению функциональных возможностей вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем. Именно поэтому в специальной литературе можно встретить термин «воспитание вегатативной выносливости».

Таким образом, тренировочная работа по воспитанию общей выносливо-

сти сводится к повышению тренированности вегетативных систем организма

при активном кислородном обмене, совершенствованию  его биохимических

процессов посредством длительной работы невысокой  интенсивности. Физиологи считают, что показателями аэробной выносливости являются: способность к максимальному потреблению кислорода (МПК), скорость (или время) набора МПК, длительность поддержания работопособности на околопредельном уровне МПК. Последний показатель связан с необходимостью проявить волевые усилия, умением потерпеть. Спортсмены это хорошо понимают и занимаются этим практически на каждой тренировке. Студенты же рассуждают примерно так: «Зачем терпеть на каждом занятии? Вот буду сдавать зачет, там и выложусь!» Выложиться-то он выложится, но результат будет ниже и реакция организма на нагрузку острее.

Методы  воспитания общей выносливости могут  варьироваться: непре-

рывный, повторный, переменный, интервальный и смешанные варианты вы-

полнения упражнения.

Специальная выносливость —  это способность эффективно выполнять

работу  в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на

возникающее утомление.

Различают виды специальной выносливости: скоростная, силовая, стати-

ческая.

В циклических  упражнениях (бег на 100—200 м) в некоторых  спортивных играх скоростная выносливость связана с возникновением значительного кислородного долга, ибо сердечно-сосудистая и дыхательная системы не успевают обеспечивать мышцы кислородом из-за кратковременности и высочайшей интенсивности упражнения. Поэтому все биохимические процессы в работающих мышцах совершаются в почти бескислородных условиях. Погашение большей части кислородного долга происходит уже после прекращения упражнения.

Силовая выносливость — это способность  длительное время выполнять

Информация о работе Формирование психофизических качеств в процессе физического воспитания