Физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:40, реферат

Описание

Актуальность темы курсовой работ: Спорт охватывает собственно- соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся, но основе этой деятельности. В таком понимании спорт предстает достаточно сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Цель и задачи исследования: Изучить спорт как один из компонентов физической культуры и определить социальную функцию спорта и основные направления в развитии спортивного движения. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и ее обобщение. Структура и объем курсовой работы: объем 36 страниц, сюда входит:
- титульный лист
- введение
- основная часть
-заключение
- список использованных источников

Содержание

Введение.
Глава I. Разновидности специализированного направления.
1.1 Профессионально-прикладная физическая культура.
1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура.
Глава II. Спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
2.1 Спорт как собственно- соревновательная деятельность.
2.2 Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Спортивная тренировка - это та часть подготовки спортсмена, которая построена, но основе метода упражнений. Основным специфическим  средством спортивной тренировки являются тренировочные упражнения. По степени  их соответствия соревновательным действиям выделяют общеподготовительные, специально - подготовительные и соревновательные упражнения.

К соревновательным упражнениям относятся собственно соревновательные упражнения (т.е. такие, по выполнению которых в ходе состязаний определяется спортивный результат) и их тренировочные формы. Очевидно, что в одних видах спорта возможный набор соревновательных упражнений ограничен (бег, прыжки, плавание), а в других - значительно шире (спортивные игры).

Специально - подготовительные упражнения обязательно имеют сходство с соревновательными по структуре движения или его отдельных фаз, по зоне мощности и т. д. В связи с этим выделяются подводящие упражнения (с помощью которых осваивается одна или несколько фаз соревновательного упражнения) и развивающие (служащие преимущественно целям такого воспитание физических способностей, которое требуется для формирования соревновательного потенциала в избранном виде спорта).

Наиболее широким  является набор общеподготовительные упражнений. По своему двигательному  составу они могут быть неспецифичными, т. е. мало связанным со специально - подготовительными и соревновательными. Благодаря этой особенности общеподготовительные упражнения применяются для разносторонней подготовки, заключающейся в повышении общего уровня работоспособности и приобретение разнообразных двигательных умений и навыков. Кроме того использование таких упражнений способствуют уменьшению монотонности тренировки и может служить целям активного отдыха. Результаты включения в тренировку общеподготовительных упражнений связаны, прежде всего, не с непосредственным повышением соревновательного потенциала, а созданием предпосылок для его успешного формирования в ходе тренировки.

Таким образом, если спортсмен выполняет какие-либо упражнения, то это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка. Если же он, например, изучает особенности соревновательной деятельности соперников путем просмотра видеозаписей, то в этот момент подготовка проводится, а тренировка - нет. Положительный эффект тренировки должен выражаться в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, общей и специфической работоспособности, в большей степени совершенства двигательных умений и навыков. Эти характеристики состояние спортсмена определяют его тренированность.

Таким образом, состояние спортсмена - главный объект управления в ходе тренировки[3].

О состоянии  и динамике подготовленности спортсмена судят по ряду показателей: интегративно - по уровню и динамике демонстрируемых  спортсменов спортивно - технических результатов и по результатам его тестирования в целостных контрольных упражнениях; дифференцировано - по отдельным показателям тренированности, приобретенной спортсменом в результате тренировки. По состоянию сформированных и отлаженных благодаря подготовке умений, навыком, знаний, по сдвигам в уровне развития тех или иных физических и сопряженных с ними психических способностей спортсмена, а на биологическом уровне - и по вызванным спортивной подготовкой преобразованием и усовершенствованиям функциональных и морфофункциональных свойств различных систем организма спортсмена. Разносторонность подготовки спортсмена находит свое отражение в различных сторонах его подготовленности - в физической, психической, технической, и тактической[12].

В практике спорта широко распространено понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность».

Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количество людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, материально - технического обеспечение и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. И деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.

Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствование человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованием выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов.

Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирование этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми и группами людей.

Конечным результатом  соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризует количественным и качественным уровнем показателей спорта[14].

Спортивное достижение - всегда многофакторное явление, оно  обусловлено комплексом факторов. В  числе основных факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на динамику спортивных достижений в обществе, следует отметить такие как:

- индивидуальная  спортивная одаренность и степень  подготовленности к достижению;

- конкретное  состояние к системе подготовки  спортсменов, ее качество, степень  отлаженности и обеспечения;

- размах спортивного  движения и коренные социальные условия его развития в обществе[7].

Спортивное достижение - это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах[14]

На пути к  очередным достижениям в спорте создаются, рационализируются и проверяются все более действенные средства и методы спортивной тренировки, качественно улучшаются другие компоненты и условия функционирование системы подготовки спортсменов, в том числе ее научно - методические основы, формы организации, материально - техническое и другое обеспечение.

Ясно, что спорт  как общественное явление, так или  иначе, включен в разветвленную  систему социальных отношений и  обусловлен в своем развитии социально - экономическими и связанными с  ними факторами. Поэтому уровень  спортивных достижений той или иной страны, особенно общие тенденции его измерения, не может не зависеть и от коренных условий материальной жизни общества, от его благосостояние, а также социальных институтов, опосредовано влияющих через ряд звеньев на развитие спортивного движения (общественные и государственные органы управления, подготовка профессиональных кадров и т. д.). Действие этих факторов на рост спортивных результатов зачастую проявляется не прямо, а опосредовано. Так, высокий уровень экономического благосостояние страны не гарантирует автоматически ее превосходство в спорте: влияние первого от второго зависит от того, как будут на деле использованы имеющиеся социально - экономические возможности для развития спорта, особенно через отлаживание системы подготовки спортсменов высокого класса[12].

Спортивная и  соревновательная деятельность, организация  и провидения различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный  спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение - это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Спортивное движение в нашей стране и во всем мире охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, и взрослых людей занимаются спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями[14].

2.2 Социальные функции  спорта и основные  направления в  развитии спортивного  движения

Социальные  функции спорта. Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому  явлению действительности) и общие.

К первым относят соревновательно - эталонную и эвристически - достиженческую функцию.

Ко вторым причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного  воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция[14].

Основу специфики  спорта и его функции составляет то, что он возник, развивался в качестве собственно-соревновательной деятельности, которая специально приспособлена для максимального выявления, унифицированного сравнения и объективной оценки определенных человеческих возможностей в форме состязания, ориентированного на победу или возможно высокое достижение в самой этой соревновательной деятельности. Отсюда вытекает, прежде всего, значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей, т.е. специфическая соревновательно-эталонная функция спорта.

Выявляемые и  фиксируемые в спорте достижения (в виде количественно оцениваемых рекордов, выполняемых классификационных нормативов и т.д.), приобретая широкое признание, служат своеобразными измерителями индивидуальных и общечеловеческих возможностей, реализуемых в спорте, а вместе с тем и наглядными, четкими ориентирами на пути реализации этих возможностей. В отличие от иных эталонов, «спортивный эталон» человеческих возможностей исторически не остается неизменным, а прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена по самосовершенствованию, направленному воздействию на развитие свой способностей. Такая эталонная функция наиболее ярко выражена, естественно, в спорте высших достижений, где устанавливаются и повышаются спортивные достижения общечеловеческого масштаба. Но в той или иной мере она свойственна и спорту в целом. Она неотделима от самой сути его как деятельности, направленной на самоопределение и самоутверждение индивида через гуманно отлаженные формы честного соперничество[7].

Эталонная функция  спорта теснейшим образом сопряжена с его эвристическо-достиженческой функцией, существенной как для индивида, так и для общества. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой особый тип эвристической деятельности, то есть деятельности творчески-поисковой, включающей моменты открытия, обнаружение нового. В отличие от иных типов эвристической деятельности, спортивная ориентирована не на открытие чего-то, находящегося вне человека, а на практическое выявление наших собственных достиженческих возможностей, а также эффективных средств и методов реализации их на все более высоком уровне, причем таких в основе которых лежат деятельностные способности самого спортсмена. Соответственно в процессе развертывание спортивной деятельности не просто воспроизводится ранее достигнутые результаты, но и реализуются возможности новых достижений, изыскиваются и воплощаются в незаурядных результатах все более действенные факторы спортивного совершенствования. Эта эвристически-достиженческая функция свойственна в той или иной мере спорту в целом, наиболее же полно она выражена, в сфере спорта высших достижений[12].Ведь на пути к ним тот, кто претендует на действительно выдающийся результат, должен найти новые средства, методы и условия полной мобилизации и увеличения функциональных возможностей организма, полученных от природы, научится наиболее эффективно использовать их, с тем, чтобы подняться на уровень спортивной работоспособности, никем ранее не достигнутый. Средства и методы преобразование человеком своих природных качеств становятся общекультурным достоянием по мере проникновения в массовую практику. Существенно и то, что добываемые на пути к спортивным достижениям познавательные данные приобретают вполне серьезное научное значение.

Сказанное о  сути специфических функций спорта характеризуют его, прежде всего как особый тип деятельности, выявляющей в специально создаваемых условиях человеческие возможности и неуклонно раздвигающей рубежи кажущихся их границ. Этим во многом определяется как личностная, так и обще социальная ценность спорта, его вклад в культуру общества, все более широкое использование в общественно значимых целях[7].

К социально-общественным, прежде всего, относят функции личностно-направленного  воспитания, обучения и развития. Спорт  представляет большие возможности  не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижение воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта[14].

Информация о работе Физическая культура