Физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:40, реферат

Описание

Актуальность темы курсовой работ: Спорт охватывает собственно- соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся, но основе этой деятельности. В таком понимании спорт предстает достаточно сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Цель и задачи исследования: Изучить спорт как один из компонентов физической культуры и определить социальную функцию спорта и основные направления в развитии спортивного движения. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и ее обобщение. Структура и объем курсовой работы: объем 36 страниц, сюда входит:
- титульный лист
- введение
- основная часть
-заключение
- список использованных источников

Содержание

Введение.
Глава I. Разновидности специализированного направления.
1.1 Профессионально-прикладная физическая культура.
1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура.
Глава II. Спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
2.1 Спорт как собственно- соревновательная деятельность.
2.2 Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

В системе воспитания, в том числе самовоспитания, спорт  имеет немаловажное значение и в качестве одного из средств непосредственно прикладной подготовки к трудовой и боевой деятельности. Достигаемый в процессе и в результате занятий спортом повышенный уровень функциональных возможностей организма и создаваемый одновременно фонд полезных навыков и умений могут в значительной мере предопределять ускоренное освоение спортсменом профессионально-трудовой, военной и иной социально нужной деятельности, способствовать совершенствованию в ней. Особенно цены в этом отношении виды спорта, как бы моделирующие существенные черты избранной профессиональной деятельности,- так называемые профессионально-прикладные виды спорта[7].

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном  влияние спорта на состояние и  функциональных возможностей организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.

Большая роль отводится  спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий  научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставятся цели достижения высоких спортивных результатов[14].

Для многих спорт  интересен как волнующее зрелище. Эмоционально-зрелищная функция  спорта связана с его основными  специфическими свойствами как соревновательной деятельности, обусловлено его эстетической привлекательностью и усиливается по мере расширение аудитории его болельщиков. Без болельщиков спорт не стал бы общезначимым социальным явлением. Аудитория спортивных зрелищ в наше время необычно расширилась, чему способствовал прогресс технических средств массовой информации, особенно телевидения. Одновременно увеличилась влияние спорта на эмоциональный мир людей.

В основе такого рода интереса к спорту лежит не только его внешняя привлекательность. Сопереживая тем, кто действует  на спортивной арене, болельщики как бы отождествляют себя со спортсмена, будто бы сами участвуют в спортивных свершениях, борьбе характеров и разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне в атмосфере живого общения, как со своими сторонниками, так и с противоположно настроенными. При этом нередко находятся яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своих жизненных представлениях[12].

В основе привлекательности  и действенности спорта в этом отношение лежат объективно присущие ему эстетические свойства. Жизнеутверждающие начало спортивной деятельности, отраженные в ее основных чертах, демонстрация в состязаниях высших и гармоничных проявлений физических и духовных качеств человека, подлинная красота честной, мужественной и бескомпромиссной борьбы за победу, совершенство форм движений и многое другое в спорте отвечают в принципе самым строгим эстетическим критериям[7].

Воздействие спортивных зрелищ на зрителей не однозначно, не всегда возвышающим образом. Характер такого воздействия зависит как от чистоты самого спортивного состязания, особенно от того, несколько твердо соблюдаются спортивноэтические нормы и правила, так и от культуры, воспитанности болельщиков. При определенных обстоятельствах возможны не только позитивные, но и негативные эффекты, которые могут выражаться в опасном развязывании примитивных эмоций. Таким образом, влияние спорта на сознание его любителей может быть противоречиво. Зрелищная заинтересованность спортом не должна быть единственной[12].

В русле широкого спортивного движения возрастает ценность спорта как фактора социализации личности, социальной интеграции и международных связей. В процессе спортивной деятельности и в связи с ней возникают и проявляются в действии разнообразные межчеловеческие отношения: межличностные, межгрупповые, межколлективные и более широкие которые могут иметь черты, как солидарности, содружества, так и соперничества, конкуренции. Специфически спортивные отношения (межличностные отношения соперничества и содружество отдельных спортсменов, между спортсменами и тренерами и т. д.) так или иначе, включены в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорт. Совокупность всех этих отношений составляет основу формирующего влияния спорта на личность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта, а через него и более общего социального опыта. Спорт поэтому считают одним из серьезных средств социализации личности[7].то есть освоение индивидом социального опыта- опыта межчеловеческого общения и социально оправданного поведения.

По мере развертывания спортивного движения как массового общественного течения возрастает и его роль в социальной интеграции- объединение людей в сплоченные организации неформального и официального характера на основе общности интересов и совместной деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, его эмоциональная доходчивость и подразумевающиеся связь спортивных успехов с престижными интересами масс, наций, государств делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание, который нередко активно используется политическими силами различного рода в своих целях. Политическое манипулирование спортом в корне противоречит общечеловеческой сущности спорта и его общепризнанной роли в становлении и развитии межнациональных и международных связей, взаимопонимании и культурном сотрудничестве субъектов человеческого сообщества, упрочение мира на земле[12]. Спорт давно уже, занял одно из самых видных мест в международном общении, обусловлен особыми коммуникативными свойствами, выражающимися в интернациональном характере «спортивного языка». «Язык» этот - общечеловеческая логика честного, объективизированного состязания во имя гуманистических ценностей, которое в принципе не умаляет достоинств условных соперников и не разъединяет их, а способствует выявлению лучших качеств каждого, взаимопознанию и взаимопониманию, совместному движению к высотам человеческих свершений[7].Без этого международные спортивные связи не выросли бы в нашу эпоху до глобальных масштабов, а спортивное движение не стало бы широчайшим интернациональным течением современности[12].

При характеристики социальной роли спорта важно иметь  в виду его немалое экономическое  значение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, прежде всего, повышением общего уровня работоспособности, упрочением здоровья, увеличением продолжительности высокоактивной жизни трудящегося человека - самого ценного «капитала» общества[7].Экономические отношения могут становиться доминирующими в некоторой части спорта, когда он профессионализируется и становится, по сути, отраслью бизнеса, подчиненный коммерческим интересам. Это профессионально-коммерческий спорт, давно культивируемый в западных странах. Развиваясь по законом бизнеса, он приобрел черты, не вытекающие из сути чисто спортивных отношений, в том числе и такие, которые справедливо вызывают негативные оценки (когда спортивно-соревновательные начала и нормы спортивной этики приносятся в жертву меркантильным интересам или, тем более, когда последние приводят к финансовым и прочим махинациям и т. п.) Однако коммерциализация не является неизбежным свойством профессионального спорта в целом[12].

Экономические значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая доля того, что  вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества - это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима[14].Классовая ограниченность функционирование и развитие физической культуры в любом эксплуататором обществе обусловлено не просто субъективными интересами господствующих классов, но и объективные экономические отношения [4].

Рассмотренные возможности использовать спорт  в различных целях явились  предпосылкой дифференциации спортивного  движения по неоднотипным направлениям. В свою очередь, это способствовало более полному функционированию спорта в обществе, увеличилось его значение в целом как средства удовлетворения различных социальных потребностей[7].

В современном  мировом спортивном движении достаточно явно выделились два типовых направления и соответствующие им разделы спортивной практики, которые часто условно называют «массовый спорт» и «большой спорт», точнее их можно назвать общедоступным спортом и спортом высших достижений.

Общедоступный, ординарный спорт (массовый)- называется массовым, поскольку к нему причастно большое количество людей, практически включенных в собственно спортивную деятельность. В другом случае спорт можно охарактеризовать как ординарный, отнюдь не массовый. В рамках этого вида спортивного движения фактически достигается обыденный (ординарный) уровень спортивных результатов, являющийся, в принципе, общедоступным и

менее высоким, чем уровень абсолютных спортивных достижений[12].Соответствующий раздел спортивного движения является базовым по отношению к спорту высших достижений, так как последний развивается на основе развития первого, хотя зависимость между ними не прямая, а опосредствованная рядом условий и потому проявляется главным образом в общей тенденции.

Основные отличия  массового, или ординарного, спорта определяется тем, что обычная спортивная деятельность строится в зависимости от иной деятельности, доминирующей в жизни (учебной, трудовой), и поэтому занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни; затраты времени и сил на спортивные занятия здесь довольно жестко ограничены, что объективно лимитирует и уровень достижений[7]. Это не значит, что в личностные установки спортсмена в такой ситуации не входят стремление достичь высоких результатов. Такое стремление, стимулируется самой суть и внутренней организацией спорта в целом, но объективные условия реализации спортивных притязаний в рамках ординарного спорта вносят свои ограничения[12].Выдающиеся достижения в современном спорте становятся реальными при повседневных больших затратах времени и сил на спортивную деятельность на протяжении ряда лет[7].

В зависимости  от того, в какой из социальных сфер культивируется массовый спорт, система  спортивных занятий, так или иначе, модифицируется. В ряду таких модификаций  наиболее распространены следующие:

- «школьный спорт»- практика использование спорта  в школьной системе общего  образование воспитание подрастающего  поколения, где спортивные занятия  подчинены, прежде всего, общепедагогическим  принципам и строятся в соответствии  с единой логикой и условиями организации многосоставного учебно-восптитательного процесса.

-«профессионально-прикладной  спорт»- практика использования  спорта в прикладной подготовке  к избранной профессиональной  деятельности (производственной, военнослужебной и т. д.);

-«физкультурно-кондиционный  спорт» зрелых контингентов населения,  у которых не доминируют чисто  спортивные установки и занятия  спортом строятся, главным образом,  по типу физкультурно-спортивной  тренировки, способствующей сохранению  приобретенной ранее «кондиции», со строго регламентированным участием в соревнованиях;

-«оздоровительно-рекреативный  спорт»- практика использования  элементов спорта в качестве  средства и метода достижения  эффекта здорового отдыха - развлечения,  активного восстановления оперативной работоспособности и организации интересного, эмоционально насыщенного досуга[12].

Есть своя и  дифференциация и в спорте высших достижений.

Спорт высших достижений, в отличие от ординарного спорта, ориентирован на абсолютные спортивные результаты и неуклонное повышение их уровня. Реализация этой установки в наше время возможно лишь при условии повседневных многолетних затрат времени и сил на спортивную деятельность и при условии незаурядной спортивной одаренности индивида[11].

Достижение в  большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом специфика спорта высших достижений[14].Спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращается в основную, занимая доминирующее положение в индивидуальном образе жизни спортсмена на долгие годы. Но это не для всех, только для действительно обладающих выдающимися спортивными способностями. Так, в странах, развитых в спортивном отношении, доля спортсменов, фактически достигающих уровня международного класса, составляет всего лишь сотые доли процента и менее от общего числа занимающихся спортом в стране.

Информация о работе Физическая культура