Физическая культура - часть общечеловеческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 12:52, лекция

Описание

Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использо¬вании специальных средств, методов и условий направленного физическо-го совершенства человека.

Работа состоит из  1 файл

физ-ра.doc

— 403.00 Кб (Скачать документ)

Почему  именно физические упражнения являются в этом случае самым лучшим "лекарством" от утомления? Дело в том, что импульсы от опорно-двигательного аппарата резко повышают тонус клеток коры головного мозга за счет улучшения в них обменных процессов.

Одновременно  существенно возрастает выброс в  кровь гормонов эндокринных желез, что также усиливает обменные процессы во всех органах. Наконец, при активной работе мышц быстро улучшается кровообращение, а вместе с ним дыхание, работа печени и почек по выведению из крови токсичных шлаков, угнетающе действующих на нервные клетки.

Таким образом, самый верный и эффективный  путь к высокой работоспособности, творческой активности, физическому совершенству и долголетию - высокая физическая активность.

Физическая нагрузка, повышая окислительные, обменные процессы в организме, задерживает развитие атеросклероза. Врачебные наблюдения показывают, что атеросклероз сосудов головного мозга, сосудов, питающих мышцы сердца, у людей физического труда, а также у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, встречается сравнительно редко, как и повышенное содержание холестерина в кровь. Тонус и работоспособность головного мозга поддерживается в течение длительных промежутков времени, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы на лыжах, бега, катания на коньках и многих других физических упражнений, выполняемых ритмично с умеренной интенсивностью.

Ежедневная  утренняя гимнастика - обязательный минимум  физической тренировки. Она должна стать такой же привычной, как и умывание по утрам.

Ежедневное  пребывание на свежем воздухе в течение  1-1.5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0.5 - 1 км медленным прогулочным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.

13 вопрос

Витамины  являются катализаторами обменных процессов. Они участвуют в обмене веществ  и регулируют многие физиологические и биохимические процессы. Большинство витаминов не синтезируются ор¬ганизмом и доставляются ему с продуктами растительного и животного происхождения.

При недостатке витаминов в рационе может  возникнуть состояние гиповитаминоза: ухудшается самочувствие, наступает быстрая утомляе¬мость, падает работоспособность, снижаются защитные силы организма.

При избыточном поступлении витаминов в организме  развивается состояние гипервитаминоза. Это происходит в основном при  чрезмерном употреблении синтетических витаминных препаратов.

Все витамины делятся на две группы: растворимые  в воде и в жи¬рах. К жирорастворимым  витаминам относятся А, Д, Е, К. В  группу водо¬растворимых объединяются все остальные витамины.

Теперь  кратко охарактеризуем наиболее важные витамины.

Витамин С (аскорбиновая кислота) играет важную роль в окисли¬тельно-восстановительных  процессах и улучшает работоспособность, по¬вышает прочность стенок сосудов, повышает защитные свойства организма.

Наибольшее  содержание витамина С в сушеном шиповнике, черной смородине, зелени петрушки, укропе, цветной капусте, апельсине, лимоне, зеленом луке.

Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для работы нервной системы. Повышает работоспособность. Играет важную роль в углеводном обмене.

Наибольшее количество витамина В, в дрожжах прессованных, го¬рохе, орехах арахиса, фасоли, свинине, овсяных хлопьях, гречневой крупе, грецких орехах, печени говяжьей.

Витамин В2 (рибофлавин) играет важную роль в  регуляции окисли¬тельно-восстановительных  процессов. Способствует росту и регенерации тканей организма, синтезу гемоглобина. Оказывает нормализующее дейст¬вие на зрительный анализатор.

Наибольшее  содержание витамина В2 в печени, почках, дрожжах прессованных, яйцах, сыре, нежирном твороге, телятине, говядине, моло¬ке.

Витамин РР (никотиновая кислота) обеспечивает процесс энерго¬образования. Необходим  для нормального функционирования центральной нервной системы, пищеварительных  органов, печени, кожи.

Обычные пищевые рационы содержат необходимое  количество ви¬тамина РР за счет мяса, злаков, овощей.

Витамин А (ретинол) и каротины стимулируют  рост организма, принимают участие  в обеспечении нормального зрения, укрепляют защитные силы организма. Витамин А поступает в организм с продуктами животного происхождения. Наибольшее содержание витамина А в печени трески, говяжьей печени, сливочном масле, яйцах, сыре.

14 вопрос

организма человека.

Минеральные вещества играют важную роль в питании  человека.

Они участвуют  в пластических процессах, формировании и по¬строении тканей организма, в синтезе белка, в различных ферментативных процессах, работе эндокринных желез, а также регулируют обмен веществ, кислотно-щелочное равновесие и водный обмен. Наибольшее значение среди них имеют макроэлементы: кальций, фосфор, натрий.

Кальций входит в состав опорных тканей и имеет важное значение для формирования скелета. Он оказывает существенное влияние на обмен веществ и работу сердечной мышцы, способствует повышению защитных сил организма, участвует в процессах свертывания крови и обладает про¬тивовоспалительным действием.

Достаточное количество кальция в питании  способствует нормаль¬ной возбудимости нервной системы и нервно-мышечного  аппарата. Су¬точная потребность  кальция - 800 - 1400 мг. Особенно богаты кальцием молоко и молочные продукты.

Фосфор, как и кальций, необходим для  образования костей. Важен он и  для деятельности нервной системы. Органические соединения фосфо¬ра участвуют  в сокращении мышц, а также в  биохимических процессах, протекающих  в мозге, печени, почках и других органах. Суточная потребность в фосфоре - 2000 - 2500 мг. Наибольшее количество фосфора со¬держится в сыре, печени, горохе, овсяной и гречневой крупах, пшеничном хлебе, жирном твороге, говядине, свинине.

Натрий  оказывает многообразное биологическое  действие. Под¬держивает нормальное осмотическое давление в крови и тканевых жидко¬стях, обеспечивает кислотно-щелочное равновесие, регуляцию 'водного обмена и кровяного давления. Необходим для нормального функциониро¬вания нервной и мышечной систем. Активизирует пищеварительные фер¬менты. Человек получает натрий главным образом с поваренной солью, добавляемой в пищу.

Микроэлементы образуют группу минеральных веществ - железо, кольбат, йод, фтор и др., которые  находятся в пищевых продуктах  в весьма малых дозах. Однако следует учитывать, что им отводится заметная био¬логическая роль.

Вода - один из основных факторов внешней  среды. Без нее нельзя удовлетворить  физиологические, санитарно-гигиенические  и хозяйствен¬ные потребности человека. Вода входит в состав тканей и органов челове¬ка, участвует во всех физико-химических процессах в организме, удалении из организма конечных продуктов обмена, регуляции отдачи тепла телом путем испарения.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, под здоровым об¬разом жизни мы понимаем деятельность, направленную на укрепление фи¬зического, психического и нравственного здоровья.

15 вопрос 

Учеба студента - это характерный пример современного умствен¬ного труда, к  которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоцио¬нальной сферы.

К неблагоприятным  факторам, характерным для умственного  труда, относят:

- ограничение двигательной активности;

- соблюдение определенной рабочей позы;

- повышенная нервно-эмоциональная напряженность;

- монотонность в работе, связанная с выполнением одинаковых операций с повышенной концентрацией внимания.

Интенсивная умственная работа особенно остро отражается на состоянии центральной нервной  системы и на протекании психических  процессов. Интенсивность обменных процессов в головном мозге значительно  повышена. Он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь стабильное кровообращение, однако длительное пребывание в положении сидя, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в головном мозге. При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга, что вызывает головную боль и снижение работоспособности. К факторам, определяющим умственную работоспособность сту¬дентов можно отнести следующие:

- состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности;

- общая и специальная эрудиция;

- личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость;

- уровень развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления, скорости переработки информации;

- ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, труда и отдыха, питания, двигательной активности;

- настроение, самочувствие, интерес к деятельности.

Средства  физической культуры в регулировании  работоспособности

Различают отдых пассивный и активный, связанный  с двигательной деятельности. Активный отдых является основой организации отдыха в сфере умственной деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905), который показал, что явно выраженное ускорение восстановления работоспособности утомленной конечности происходит не при ее пассивном отдыхе, а при работе в период отдыха другой конечностью.

К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутки, микропаузы активного отдыха.

Утренняя  гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы необходимо включать упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносилось. Ежедневный комплекс утренней гигиенической гимнастики, дополненный водными процедурами - эффективное средство закаливания организма, поддержания работоспособности.

Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в процессе умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится от 5 до 10 минут в период начинающегося утомления.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной  паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты  туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Автор данного комплекса (Н.Т. Перепелицын) рекомендует включать его между второй и третьей парой в режиме учебного дня, т.е. через 3 часа после начала учебного дня.

Информация о работе Физическая культура - часть общечеловеческой культуры