Физическая культура - часть общечеловеческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 12:52, лекция

Описание

Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использо¬вании специальных средств, методов и условий направленного физическо-го совершенства человека.

Работа состоит из  1 файл

физ-ра.doc

— 403.00 Кб (Скачать документ)

Не допускается  пропаганда в спорте культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использование запрещенных стимуляторов, наносящих вред здоровью, запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий.

Глава V рассматривает права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаций и их социальная защита.

Спортсмен-любитель (физкультурник), представляющий на спортивных соревнованиях физкультурно-спортивную организацию, в соответствии с законодательством имеет право:

- бесплатно  пользоваться государственными  и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;

- получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законом.

Спортсмен-любитель обязан:

  • достойно представлять физкультурно-спортивные организации на местных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях;
  • заботиться о своих морально-волевых качествах, проявлять высокую гражданственность, изучать основы гигиены, овладевать знаниями о физической культуре и спорте;
  • выступать активным популяризатором физической культуры и спорта;
  • не употреблять медицинские препараты и не принимать запрещенные в спорте процедуры (ст. 23).

Спортсмен имеет право перехода из одной  физкультурно-спортивной организации в другую или иностранную после окончания срока контракта о спортивной деятельности и выполнения, указанных в таком контракте обязательств (ст. 26).

Работниками физкультурно-спортивных организаций  считаются лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. Перечень должностей таких работников устанавливается Правительством РФ.

В зависимости  от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки работникам физкультурно-спортивных организаций устанавливаются квалификационные категории, порядок присвоения которых регулируется нормативными актами Правительства РФ.

За многолетнюю  и плодотворную деятельность в области  физической культуры и спорта работники физкультурно-спортивных организаций имеют право на поощрение - награждение знаками и присвоение почетных званий. За выдающиеся достижения могут быть представлены к государственным наградам и иным формам поощрения (ст. 27).

Работники физкультурно-спортивных организаций  обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, не допускать причинения вреда здоровью, чести и достоинству граждан, проявления жестокости и насилия.

Должностные лица физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружений обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом в соответствии с законодательством РФ (ст. 34).

Ст. 41 настоящего закона предусматривает ответственность  должностных лиц за несоблюдение положений Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

3 вопрос

Ценности

Остановимся на положении, согласно которому, образование – это процесс передачи ценностей физической культуры, определяющий развитие учащихся как индивидуальностей. При этом, ориентируясь на первоначальный образ-цель, учащийся его творчески «обрабатывает» личностно окрашенными знаниями (познавательный аспект); личностными образами осваиваемых двигательных действий (учебно-практический аспект); личностно окрашенными свойствами и качествами в образовании и обучении (воспитательный аспект); личностно маркированными в процессе развития способностями, психическими, психомоторными, психофизиологическими и другими функциями (развивающий аспект).

Под ценностями, в широком смысле слова, понимаются предметы, явления, их свойства, необходимые  и полезные обществу и отдельной  личности в качестве средства, удовлетворяющего их потребностям. В них отражается представление о желаемом, некий идеал. Ценности указывают на социальное и культурное значение определенных явлений в физической культуре, выступают ориентирами на деятельность. Уровень объективного восприятия ценностей физической культуры является показателем культуры учащихся или степени реализации ценностного идеала, условием и результатом его физкультурно-спортивной деятельности.

Ценности  физической культуры и спорта

Сформированные  в сфере физической культуры и спорта многообразные ценности можно условно разделить на следующие группы:

– физические (здоровье, телосложение, двигательные качества, умения, навыки, физические нагрузки, высокая подвижность, стремление к  совершенствованию и др.);

– социально-психологические (активный отдых, развлечения, удовольствие; формирование трудолюбия, навыков поведения в коллективе, общения; понятия долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции и др.);

– психические (эмоциональные переживания, быстрота мышления, творческие задатки, воображение, черты характера, свойства и качества личности и др.);

– культурные (познание, самоутверждение, самовыражение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, авторитет и др.);

– материально-технические  условия, престиж занятий спортом.

Ценностные  ориентиры

Наряду  с ценностями выделяют ценностные ориентиры, которые формируются в процессе социализации личности, усвоения социального  опыта и отражаются в целях, убеждениях, идеалах, интересах, мотивах и т.д. В структуре учебной и физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентиры тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми качествами личности, образуют содержательную направленность, характер которой зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей. Личностный смысл определяет действенность отношений индивида и того объекта, ради которого разворачивается деятельность. Одни останавливаются на эмоциональном (чувственном) уровне, другие – на познавательном, третьи – на поведенческом (волевом). Этот процесс определяется активностью личности.

4 вопрос

Организм  человека как единая саморазвивающаяся  и само¬

регулируемая  биологическая систем

Медицинская наука при рассмотрении организма человека и его систем исходит из принципа целостности человеческого организма, обла¬дающего способностью к самопроизведению и саморазвитию.

Организм  человека развивается под влиянием генотипа (наследственности), а также  факторов постоянно изменяющейся внешней природ¬ной и социальной среды.

Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его  систем состоящих из дифференцированных, высокоспе¬циализированных клеток, объединённых в структурные комплексы, обес¬печивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма.

Физиологическая регуляция процессов, протекающих  в организме, весьма совершенна и  позволяет ему постоянно приспосабливаться  к изме¬няющимся воздействиям внешней  среды.

Все органы и системы человеческого организма находятся в посто¬янном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаи¬мосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических сис¬тем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и центральная нервная сис¬тема, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и отве¬чать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды.

Отличительной особенностью человека является возможность  сози¬дательно и активно изменять как внешние природные, так и  социально-бытовые условия для  укрепления здоровья, повышения умственной и фи¬зической работоспособности.

Без знания строения человеческого тела, закономерностей  деятель¬ности отдельных систем, органов и всего организма  в целом, процессов жизнедеятельности, протекающих в условиях воздействия  на организм ес¬тественных факторов природы, невозможно правильно организовать и процесс физического воспитания.

Учебно-тренировочный  процесс по физическому воспитанию бази¬руется на ряде естественных наук. В первую очередь это анатомия и фи¬зиология.

Анатомия - наука, изучающая форму и строение человеческого ор¬ганизма, отдельных органов и тканей, выполняющих какую-либо функцию в процессе развития человека. Анатомия объясняет внешнюю форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и систем организ¬ма человека.

Физиология - наука о закономерностях функционирования целост¬ного живого организма.

Функционально все органы и системы организма  человека находят¬

ся в  тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обяза¬

тельно  влечет за собой активизацию деятельности других органов. .

Функциональной  единицей организма является клетка - элементар¬ная живая система, обеспечивающая структурное и функциональное един¬ство  тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств орга¬низма. Благодаря клеточной структуре организма возможны восстановление отдельных частей органов и тканей организма. У взрослого человека число клеток в организме достигает порядка 100 триллионов.

Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей фи¬зиологической функцией, строением и происхождением, которая составля¬ет морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма, называется тканью.

Учитывая  механизм обмена и связи клеток с  окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения  энергией, различают основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мы¬шечную и нервную.

Эпителиальная ткань образует наружный покров тела - кожу. По¬верхностный эпителий защищает организм от влияния внешней среды. Данной ткани свойственна высокая  степень регенерации (восстановления). К соединительной ткани относят собственно соединительную ткань, хря¬щевую и костную. Группа тканей организма, обладающих свойствами со¬кратимости, называется мышечной тканью. Различают гладкую и попереч-но-полосатую мышечную ткань. Поперечно-полосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая - произвольно (сокращение внутренних ор¬ганов, кровеносных сосудов и т.п.) Нервная ткань является основным структурным компонентом нервной системы человека.

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического со¬става крови и т.д.)

5 вопрос

Обмен веществ и энергии — основа жизнедеятельности организма человека

Единство  организма человека с внешней  средой проявляется преж¬де всего в непрекращающемся обмене веществ и энергии. Под обменом веществ (метаболизмом) принято понимать сложный, постоянно проте¬кающий, самосовершающийся и саморегулирующийся биохимический и энергетический процесс, связанный с поступлением в организм из окру¬жающей среды различных питательных веществ, обеспечивающих посто¬янство химического состава и внутренних параметров организма, его жиз¬недеятельность, развитие и рост, размножение, способность к движению и адаптации к изменяющимся условиям внешней окружающей среды.

Информация о работе Физическая культура - часть общечеловеческой культуры