Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:41, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение такого понятия, как активность на занятиях физической культуры, в особенности у студентов первокурсников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать взаимосвязь физической и умственной деятельности человека;
рассмотреть физическую активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации;
проанализировать утомление при физической и умственной работе;
раскрыть средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность студентов.

Содержание

Введение 4

1 Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека 4
2 Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации 5
3 Утомление при физической и умственной работе 6
4 ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ…………………10
5 Средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность 11

заключение 12
список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

реферат по физре.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

       Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении того или  иного рода деятельности функций  организма, называются восстановительными. Выявление механизмов, обеспечивающих восстановление, имеет фундаментальное значение для целостных и частных физиологических процессов у лиц разного возраста, в различных условиях деятельности и окружающей среды.

       Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Однако следует помнить, что в организме, как при работе, так и в условиях его предрабочего и послерабочего покоя, на всех уровнях его жизнедеятельности, непрерывно происходят тесно взаимосвязанные процессы расходов и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Естественно, во время выполнения работы процессы диссимиляции преобладают над процессами ассимиляции, и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее реализации.

       В восстановительном периоде, как  правило, преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов может происходить даже с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация).

       Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих в конечном итоге повышение работоспособности.

       Схематически  процесс восстановления можно представить  в виде трех взаимодополняющих звеньев:

    • устранение изменений и нарушений в системах нейрогуморального регулирования;
    • выведение продуктов распада, образующихся в результате работы в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения;
    • устранение продуктов распада из внутренней среды организма.

       Функциональное  состояние организма в течение  жизни неоднократно и периодически меняется. При этом изменения, возникающие у человека в различных органах, системах и организме в целом за счет мобилизации процессов восстановления, постоянно возвращаются на уровень, близкий к исходному. Эти периодические изменения могут протекать как в короткие интервалы времени, так и в течение относительно длительных периодов.

       Периодическое восстановление связано с биоритмами, которые обусловлены суточной периодикой, временем года, возрастными изменениями, половыми признаками, влиянием природных условий окружающей среды.

       Так, например, изменение временного пояса, температурных условий, наличие  геомагнитных бурь и т. д. могут значительно  уменьшить активность процессов восстановления и существенно лимитировать успешность как умственной, так и физической работоспособности.

       Периодические восстановительные процессы лежат  в основе естественной замены тканей и клеток, например, лейкоциты, эритроциты, эпидермис, слизистые оболочки и т. д.

       Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя – после легкой работы обычно заканчивается через несколько минут, после достаточно тяжелой работы - через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток и более.

       Как уже говорилось, развитие утомления  сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое-то время восстановления она может перейти в фазу повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма и особенно выполняемой работы.

       Следует иметь представление также и  о гетерохронизме (разновременности) восстановления функций различных систем организма. В качестве некоторых примеров можно привести следующие:

    • после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина);
    • через более длительный срок стабилизируются частота сердечных сокращений и артериальное давление;
    • показатели сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более;
    • у марафонцев восстановление основного обмена наблюдается лишь на третьи сутки после пробега.

       Рациональное  сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и развития активности восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, использование биологически активных веществ (например, витаминов).

       Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов - готовность к повторной деятельности, а наиболее объективный показатель восстановления работоспособности - максимальный объем повторной работы.

       С особой тщательностью необходимо учитывать  нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок.

       Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса. Например, после скоростного бега на 60-80 м кислородный долг ликвидируется в течение 5-8 мин.

       Возбудимость  же центральной нервной системы  в течение этого промежутка времени  еще сохраняется на высоком уровне. Поэтому интервал в 5-8 мин - оптимальный для повторения скоростной работы.

       При воспитании общей выносливости следует учитывать принцип равномерного упражнения, который заключается в продолжительном выполнении циклических упражнений в равномерном темпе. Этот метод особенно широко применяется на первых этапах воспитания общей выносливости. Примером может служить равномерный бег продолжительностью не менее 5 – 8 мин. Нагрузка от одного занятия к другому повышается за счёт увеличения времени бега и постепенно доводится до 25 – 30 мин

       В качестве ускоряющего процесс восстановления средства в спортивной практике с  успехом используется активный отдых, т. е. переключение на другой вид деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905), который показал, что явно выраженное ускорение восстановления работоспособности утомленной конечности происходит не при ее пассивном отдыхе, а при работе в период отдыха другой конечностью.  
 
 
 
 

                                                 4 Формы физического воспитания студентов.

       Физическое  воспитание в высших учебных заведениях осуществляется в следующих формах: учебные занятия; самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом; физические упражнения в режиме; массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования.

       Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Занятия спортом эффективно воздействуют на укрепление здоровья, процесс физического совершенствования, формирование морально-волевых качеств занимающихся. У студентов-спортсменов, прошедших в вузе школу спортивной подготовки, более прочно воспитывается потребность в систематических занятиях физическими упражнениями на долгие годы, привычка к здоровому образу жизни.

       Самостоятельные занятия студентов  физической культурой  позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, выполнить недельные объём двигательной активности, способствуют лучшему усвоению учебного материала по физическому воспитанию, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. Правильно организованные самостоятельные занятия в совокупности с учебными обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

       Физические  упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

       Массовые  оздоровительные, физкультурные  и спортивные мероприятия  предусматривают широкое привлечение студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укрепление их здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовки

        

5 Средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность 

       В качестве основного средства физической культуры следует назвать физические упражнения. Существует так называемая физиологическая классификация этих упражнений, которая, несмотря на чрезвычайное многообразие мышечной деятельности человека, в определенной степени объединяет отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.

       К средствам физической культуры относятся также оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) и гигиенические "факторы (санаторно-гигиеническое состояние мест занятий, режим труда, отдыха, сна и питания). Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов зависит от врожденных и приобретенных свойств.

       Эта устойчивость достаточно лабильна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурным режимом, уровнем кислорода, углекислого газа и т. д.). Отмечено, например, что физическая тренировка за счет совершенствования ряда физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

       У студентов, которые систематически активно занимаются физическими упражнениями, существенно повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

       К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, обычно относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются, как правило, в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности.

       Названные физические качества дополняются такими понятиями, как гибкость и ловкость, зачастую во многом определяющие успешность выполнения некоторых видов физических упражнений.

       Значительная  группа видов физических упражнений выполняется хотя и относительно, но все же в строго постоянных (стандартных) условиях, как на тренировках, так и на соревнованиях двигательные акты при этом выполняются в определенной последовательности.  
 
 
 
 

                                                                  Заключение

       Занятия физической культурой оказывают  разный эффект положительного воздействия на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов разных курсов и факультетов: больший на студентов I курса, меньший на студентов II и III курсов. Это говорит о том, что первокурсники больше подвержены утомлению в процессе учебных занятий в условиях адаптации к обучению.

       Поэтому для них занятия по физическому воспитанию особенно важны. Утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе - все эти средства благоприятно влияют на организм человека, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен организма.

       Умственное  переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения в ее корковых и подкорковых структурах, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.

       Устранение  и профилактика утомления при  умственных и физических нагрузках возможны за счет повышения уровня общей и специальной тренированности организма, оптимизации его физической, умственной и эмоциональной активности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                Список литературы: 

Информация о работе Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок.