Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:41, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение такого понятия, как активность на занятиях физической культуры, в особенности у студентов первокурсников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать взаимосвязь физической и умственной деятельности человека;
рассмотреть физическую активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации;
проанализировать утомление при физической и умственной работе;
раскрыть средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность студентов.

Содержание

Введение 4

1 Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека 4
2 Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации 5
3 Утомление при физической и умственной работе 6
4 ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ…………………10
5 Средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность 11

заключение 12
список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

реферат по физре.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ аЛТгтУ ИМ. и.И. пОЛЗУНОВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           РЕФЕРАТ

                                          НА ТЕМУ:

«ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ПЕРИОД НАПРЯЖЕННЫХ УМСТВЕННЫХ НАГРУЗОК. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ». 

                                                                                                    Выполнила: Фидиркина Ю.Н. ДИЗ-81

                                                                                                    Проверила: Арсентьева И.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Г. Барнаул 2011 год

Содержание:

стр. 

Введение 4 
 

1 Взаимосвязь физической  и умственной деятельности человека 4 

  2 Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации 5 

3 Утомление при  физической и умственной работе 6 

         4 ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ…………………10 

5 Средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность  11 
 

заключение 12 

список  литературы 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение

       Функциональная  активность организма человека характеризуется различными двигательными процессами и способностью поддерживать высокий уровень психических функций при выполнении напряженной интеллектуальной (умственной) деятельности.

       В последние годы возросло внимание к  использованию средств физического  воспитания для совершенствования  учебного труда студентов.

       Учебный день студентов, в особенности первокурсников, насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия не только на отдельные мышечные группы, но и на определенные системы организма.

       Установлено, что у студентов, которые систематически активно занимаются физическими упражнениями, существенно повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

       Целью данной работы является изучение такого  понятия, как активность на занятиях физической культуры, в особенности у студентов первокурсников.

       Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать взаимосвязь физической и умственной деятельности человека;
  • рассмотреть физическую активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации;
  • проанализировать утомление при физической и умственной работе;
  • раскрыть средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность студентов.

                          1 Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека

 

       Доказано, что систематические занятия  физическими упражнениями, не говоря уже об учебно-тренировочных занятиях в спорте, оказывают существенное положительное воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности студентов, в особенности первокурсников.

       Результаты  многочисленных исследований по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности у адаптированных (тренированных) к систематическим физическим нагрузкам лиц  и у не адаптированных к ним (нетренированных) убедительно показывают прямую зависимость всех названных параметров умственной работоспособности от уровня как общей, так и специальной физической подготовленности.

       Способность к выполнению умственной деятельности в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если в процессе ее выполнения целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т. п.).

       Результаты  исследований показывают, что устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к устному счету различной сложности, некоторых других сторон мышления может оцениваться по уровню сохранения этих параметров под влиянием различной степени утомления. [1, с. 28-30] 
 
 

       2 Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации

       Учебный день студентов, в особенности первокурсников, насыщен значительными умственными  и эмоциональными нагрузками. В совокупности с вынужденной рабочей позой, при которой значительное время  в напряженном состоянии находятся мышцы, удерживающие туловище в определенном положении, частые нарушения рационального режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки могут приводить к нежелательным явлениям, служить причиной утомления, которое, в свою очередь, может накапливаться и переходить в переутомление.

       Для того чтобы этого избежать, один вид деятельности должен сменяться  другим, или необходим отдых. Наиболее эффективен активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

       Последние годы возросло внимание к использованию  средств физического воспитания для совершенствования учебного труда студентов, но многое еще остается нереализованным.

       Проблемным  вопросом являются средства физической культура (специфические и неспецифические упражнения), которые непосредственно влияют на функциональное состояние головного мозга при напряженной умственной деятельности.

       В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного  воздействия не только на отдельные мышечные группы, но и на определенные системы организма.

       Однако  сохранение активной деятельности головного  мозга человека требует особых подходов, внимания, методов сочетания физических нагрузок и их целенаправленного воздействия на функцию центральной нервной системы.

       Изменение умственной работоспособности и  сенсомоторики студентов под  влиянием занятий физкультурой зависит  от времени их проведения в режиме учебного дня. Занятия с 8 до 10 и с 12 до 14 ч в большей степени способствуют повышению умственной работоспособности, быстроте сенсомоторных движений, а координация микродвижений при этом снижается.

       Наибольшее  повышение умственной работоспособности  и быстроты движений отмечается в начале и в конце учебной недели. В эти дни также отмечено наименьшее снижение координации микродвижений.

       Следовательно, в течение недели есть два периода  наиболее эффективного влияния занятий  по физическому воспитанию на умственную работоспособность студентов.

       Занятия физической культурой оказывают  разный эффект положительного воздействия на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов разных курсов и факультетов: больший на студентов I курса, меньший на студентов II и III курсов. Это говорит о том, что первокурсники больше подвержены утомлению в процессе учебных занятий в условиях адаптации к обучению.

       Поэтому для них занятия по физическому  воспитанию особенно важны. Утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе - все эти средства благоприятно влияют на организм человека, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен организма.

       Немаловажную  роль играет активный отдых в каникулярное время: после отдыха в спортивно-оздоровительном  лагере учащиеся начинают учебный год  с более высокой работоспособностью.  
 
 
 
 
 

                                     3 Утомление при физической и умственной работе

 

       Любая мышечная деятельность, занятия физическими  упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительно сказывается на умственной и физической работоспособности человека.

       Однако  следует помнить, что при выполнении любого вида деятельности в зависимости  от увеличения объема информации, интенсификации многих сторон жизни в условиях современного общества в организме может развиваться особое состояние, называемое утомлением.

       Утомление – это вид функционального состояния организма человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности.

       Состояние утомления проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энергии при выполнении однообразной работы, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания.

       Развитие  процесса утомления связано с  ощущением усталости. В то же время  утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения.

       Вместе  с тем утомление, возникающее  в процессе физического или умственного  упражнения, является также и стимулятором, мобилизующим резервы организма, его органы и системы, восстановительные процессы.

       Таким образом, утомление может наступить  как при физической, так и при умственной деятельности. Оно бывает острым и хроническим, т. е. может проявляться в короткий промежуток времени, носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим и локальным, т. е. характеризующим изменение функции организма в целом или какой-либо ограниченной группы мышц, органа, какого-либо анализатора и т. п.

       Кроме того, различают две фазы развития утомления: компенсированную (без явно выраженного снижения работоспособности за счет подключения к напряженной деятельности резервных возможностей организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпываются и работоспособность явно снижается).

       Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению и, как следствие, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенной болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологическая основа всех этих явлений - нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.

       Умственное  переутомление особенно опасно для  психического здоровья человека, так  как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения в ее корковых и подкорковых структурах, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.

       Устранение  и профилактика утомления при  умственных и физических нагрузках возможны за счет повышения уровня общей и специальной тренированности организма, оптимизации его физической, умственной и эмоциональной активности.

       Мобилизация других сторон психической активности и двигательной деятельности, не связанных с теми, которые привели к утомлению, способствует отдалению умственного утомления и даже его профилактике. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование арсенала средств восстановления.

Информация о работе Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок.