Фитбол – гимнастика для детей и подростков с ограниченными возможностями (из опыта работы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:24, методичка

Описание

Физическое воспитание детей и подростков с ограниченными возможно-стями отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей и подростков с ограниченными возможностями требует разработки особых методов и приемов их физического воспитания.
Актуальность методики работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой способствует коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития детей и подростков с ограниченными возможностями, достаточно высока. Фитбол-гимнастика позволяет индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения у детей и подростков с ограниченными возможностями. Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа постуральных мышц по удержанию позы в правильном статическом положении, что очень важно для наших детей. Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях. Упражнения в исходном положении сидя на мяче тренируют мышцы тазового дна, выравнивают «косое» положение таза, что также важно для коррекции.

Работа состоит из  1 файл

быстрякова т.л. фитбол.doc

— 634.00 Кб (Скачать документ)

Фитбол  – гимнастика для  детей и подростков

с ограниченными возможностями (из опыта работы)

Быстрякова  Т.Л.

учитель физкультуры ГУ РМЭ  «Йошкар-Олинский реабилитационный центр для детей  и подростков с  ограниченными возможностями» 

     Физическое  воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей и подростков с ограниченными возможностями требует разработки особых методов и приемов их физического воспитания.

     Актуальность методики работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой способствует коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития детей и подростков с ограниченными возможностями, достаточно высока. Фитбол-гимнастика позволяет индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения у детей и подростков с ограниченными возможностями. Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа постуральных мышц по удержанию позы в правильном статическом положении, что очень важно для наших детей. Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях. Упражнения в исходном положении сидя на мяче тренируют мышцы тазового дна, выравнивают «косое» положение таза, что также важно для коррекции.

     Физические  упражнения, как важнейшее средство физического воспитания, должны использоваться в самых разнообразных формах проведения занятий. Форма занятий существенно влияет на их содержание. Постоянное использование одних и тех же стандартных занятий задерживает совершенствование оптимальных двигательных навыков. Различные формы проведения занятий с использованием новых современных методик нового оборудования, музыки, индивидуального подхода – важнейшее условие коррекционной работы с детьми и подростками с ОВ.

     В рамках работы по формированию двигательных навыков у детей и подростков с ОВ идея показалась мне очень интересной, так как мяч имеет определенные  свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость, т. к. он имеет форму шара. Никакое другое тело такой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Шар посылает оптимальную информацию в мозг к анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

     Большое разнообразие упражнений фитбол-гимнастики дает возможность классифицировать их по назначению (использованию) мяча.

     При использовании мяча как предмета можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т. д.

     Мяч как опора применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т. д.)

     Можно использовать мяч и как ориентир при выполнении различных игр, эстафет (обежать мяч и т. д.), а также при выполнении таких упражнений, как наклон назад прогнувшись из положения стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения в седее ноги врозь и т. д.

     Как амортизатор и  тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц, рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия.

     Мяч как отягощение (в руках, ногах) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа и т. д. для различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры.

     Мяч можно использовать как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и различных видов прокатывания на нем (на животе – вперед и назад, в седее – вправо и влево).

     Фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера (прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения).

     Упражнения  с фитболами  включаются в обычные  физкультурные занятия во всех возрастных группах как часть занятия, а  также в специальные занятия  лечебной гимнастикой, проводимые с группой детей (5-7 человек) или индивидуально в оздоровительных и ортопедических группах.

     Предлагаю примерные  комплексы общеразвивающих  упражнений с использованием фитболов. 

     Рекомендуемые комплексы общеразвивающих

     Упражнений на фитболах для детей и подростков с ОВЗ

     1-й  комплекс

  1. ИП – сидя на фитболе, руки к плечам. 1 – руки на фитболе; 2 - вернуться в ИП.
  2. ИП – стоя лицом к фитболу, руки за спину, ноги врозь. 1-2 – наклон вперед не сгибая ног, ладони на фитбол; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 5 раз).
  3. ИП – сидя на фитболе, руки с двух сторон на фитболе сбоку. 1-2 – правую ногу согнуть и поставить стопой на фитбол; 3-4 – вернуться в ИП. То же другой ногой. (Повторить 3-5 раз).
  4. ИП – сидя на фитболе, руки на поясе. 1-2 – наклон вперед, рукой коснуться правой ноги; 3-4 – вернуться в ИП. То же в другую сторону. (Повторить 3-4 раза).
  5. ИП – сидя на полу спиной к фитболу, придерживая фитбол руками. 1-2 – выпрямить ноги; 3-4 – согнуть ноги. (Повторить 4-6 раз).
  6. Подскоки с ноги на ногу вокруг фитбола и ходьба на месте. Смена направлений.
  7. Повторить упражнение 1.

     2-й  комплекс

  1. «Хлопок». ИП – стоя лицом к фитболу. 1-2 – руки через стороны вперед, хлопнуть, сказать: «ХЛОП»; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 6 раз).
  2. «Дотянись». ИП – сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе, сделать вдох. 1-2 – руки через стороны вверх, наклон вперед, коснуться носков - выдох; 3-4 – вернуться в ИП – вдох. (Повторить 3-5 раз).
  3. «Приседание». ИП – стоя лицом к фитболу. 1-2 – поднимая пятки и разводя колени, присесть, руки прямые на фитболе, спина прямая; 3-4 - вернуться в ИП. (Повторить 6 раз).
  4. «Поворот». ИП – спиной к фитболу, руки на пояс. 1-2 – поворот направо, правой рукой коснуться фитбола; 3-4 – вернуться в ИП. То же влево. Ноги не сгибать, смотреть в сторону поворота. (Повторить 3-4 раза).
  5. «Ноги врозь» ИП – сидя на полу, лицом к фитболу, ноги врозь, руки в упоре сзади. 1 – согнуть ноги ближе к себе; 2 – ноги врозь, не задевая фитбола. (Повторить 4-6 раз).
  6. «Шаги и прыжки». ИП – стоя боком к фитболу. Сделать 10-12 шагов, не отрывая носков ног, прыжки вокруг фитбола, ходьба на месте. (Повторить 3-4 раза).

     Диагностика за последние годы показывает, что  фитбол-гимнастика способствует улучшению физического развития детей с ограниченными возможностями. 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

Информация о работе Фитбол – гимнастика для детей и подростков с ограниченными возможностями (из опыта работы)