Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:15, реферат

Описание

Здоровье является критерием - взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов. Поэтому, для гигиенистов наиболее близким по духу является определение здоровья, принятое Уставом ВОЗ “Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием в нем болезней и физических дефектов”.

Содержание

1. Показатели оценки состояния здоровья, факторы формирования здоровья детей и подростков
2. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей
3. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

гигиена подростков.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

       

     Содержание 

    1. Показатели оценки состояния здоровья, факторы формирования здоровья детей и подростков
    2. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей
    3. Список используемой литературы
 
 

 

      1. Показатели оценки состояния здоровья, факторы формирования здоровья детей и подростков 

     Здоровье  является критерием --------- взаимоотношений  детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов.

     Поэтому, для гигиенистов наиболее близким  по духу является определение здоровья, принятое Уставом ВОЗ “Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся динамическим равновесием  организма с окружающей средой, а также отсутствием в нем болезней и физических дефектов”.

     Здоровье, как мера жизненности, способности  организма к оптимальному функционированию, характеризуется в этом случае не только отсутствием клинически выраженной симптоматики болезней, но и отсутствием начальных их проявлений, состояний предболезни, и так называемой, “малой патологии”, выявляемых часто на уровне функциональных, легко обратимых изменений, свидетельствующих о снижении общей сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

     Выявляемые  по итогам демографических исследований показатели здоровья (заболеваемость, смертность, инвалидность и др.) - это  лишь видимая вершина айсберга, подводную  часть которого составляют предпатологические (донозологические) состояния, отражающие стадии движения от здоровья к болезни. Изучение этих состояний, как основы определения “уровня” здоровья здорового ребенка является предметом гигиенической диагностики (“гигиенического мониторинга”), изучающей среду, здоровье и связь между ними. Именно здоровье коллектива выступает в этом случае критерием донозологической диагностики, “маркером” отрицательного влияния среды на человека, критерием эффективности всей профилактической работы, проводимой органами санитарно-эпидемиологической службы.

     Чтобы приблизить первичную профилактику к основной задаче - увеличению продолжительности  жизни людей, гигиеническая диагностика, имея 3 объекта исследования (состояние  здоровья, среду обитания, их взаимосвязь), призвана идентифицировать стадии шкалы здоровья

     - полное здоровье

     - практическое здоровье

     - предболезнь

     Это необходимо для предотвращения перехода состояний в различные заболевания.

     Взаимодействие  гигиенической диагностики и  диспансеризации должно осуществляться в 4 этапа

     1 этап - изучение экологической ситуации, условий жизнедеятельности, образа жизни

     2 этап - медицинское обследование

     3 этап - оздоровительные мероприятия

     4 этап - динамическое диспансерное  наблюдение

     Всесторонняя  оценка характера развития и состояния  здоровья ребенка требует обязательного учета физического и нервно-психического развития, степени и гармоничности полноценности функционального состояния его организма.

     Наличие методов диагностики предпатологических (донозологических) состояний, количественная оценка глубины и степени обратимости этих процессов, могут стать научной основой таких профилактических мер, которые будут соответствовать задачам первичной и вторичной профилактики. Исходя из этого, профилактика становится направленной не на предупреждение конкретных заболеваний, а на снижение вероятности их развития в целом. Выделяют следующие факторы влияющие на состояние здоровья детей и подростков.

     Схема 1

     Факторы, формирующие здоровье детского населения 

  Социально экономические  условия  
Окружающая  среда Наследственность физическое  воспитание
Питание    
Условия быта Состояние здоровья детского населения

Показатели

смертность

заболеваемость

инвалидность

физ. развитие

Режим дня
    Условия обучения
  Медико-санитарная помощь  
 

     Необходимо  обратить внимание на роль таких факторов, влияющих на формирование здоровья, как биологический (возраст матери, состояние ее здоровья, длина тела, число родов, масса ребенка при рождении, наличие отклонений в акте - ---------- - и раннем постнатальном периодах и др. 0 и социальных (площадь квартиры, подушевой доход, образование родителей, общественное и семейное воспитание ребенка, режим дня в т. ч. продолжительность сна и пребывание на открытом воздухе). 

     2. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей 

     Одной из важнейших задач врача-педиатра является контроль за формированием и динамикой состояния здоровья ДиП.

     Контроль  за динамикой состояния здоровья регламентируется приказом МЗ РФ от 14. 03. 95 № 60 “Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов”.

     Контроль  за состоянием здоровья в настоящее  время проводится на основе массовых скрининг-тестов и представляет собой  новый принцип организации углубленных  осмотров детей и подростков. Он проводится в несколько этапов:

     1 этап - обследование всех детей  по скрининг-программе, которое  проводится в основном медицинской  сестрой детского учреждения;

     2 этап - обследование детей, выполненных  по скрининг-тестам, врачом детского  учреждения;

     3 этап - обследование узкими специалистами  поликлиники детей, направленных  из дошкольного учреждения (школы)  на консультацию.

     Данный  принцип организации медосмотра обеспечивает значительное повышение  роли среднего мед. персонала детского учреждения в контроле за состоянием здоровья детей, а также обеспечивает рациональное использование рабочего времени врачей и узких специалистов при дифференцированном контроле за состоянием здоровья детей.

     Скрининг-программа  включает в себя:

     1. Анкетный тест - опрос родителей или учащихся с помощью специальной анкеты. Опрос направлен на выявление анамнестических данных и жалоб, характерных для изменений в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной системах, а также типичных для заболеваний носоглотки и аллергических заболеваний и состояний (приложение 1).

     В данной анкете в виде простых вопросов сгруппированы основные “ключевые” жалобы, возникающие у детей и  подростков при наличии отклонений в состоянии здоровья по ведущим  системам. При обследовании дошкольников и учащихся 1-4 классов анкету заполняют родители, с 5 класса - сами учащиеся.

     Вопросы направлены на выявление возможной  патологии со стороны нервной  системы - возможной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы, - со стороны носоглотки, - органов пищеварения, - почек, - аллергии.

     Результаты  анкетного опроса обобщаются медсестрой, которая отмечает знаком (+) номера вопросов, на которые получен положительный  ответ. После этого врач детского учреждения анализирует результаты опроса и отбирает детей, нуждающихся в обследовании, и после их осмотра решает вопрос о необходимости консультации узких специалистов для дополнительных обследований.

     2. Индивидуальная оценка физического  развития по шкалам регрессии.

     3. Измерение артериального давления (у учащихся младших классов - с учетом возрастных поправок на стандартную манжетку) для выявления гипертонических и гипотонических состояний.

     Объективизация  значений артериального давления у  детей 8-12 лет достигается только при использовании “возрастных” манжеток или дополнительных расчетов с поправкой на размер окружности плеча каждого ребенка, которая тесно коррелирует с массой тела. Величины поправок, стандартизованные на базе индивидуальной оценки физического развития детей, приведены в таблице:

     Поправки (в мм рт. ст.) к цифрам систолического* давления, полученного при измерении стандартной манжеткой (для детей 8-12 лет с разной массой тела) 

     Таблица 1

Возраст (в годах) Масса тела по отношению к стандарту
8 + 10 + 15 + 5
9 + 10 + 15 + 5
10 + 10 + 15 0
11 + 5 + 10 0
12 + 0 + 5 0
13** 0 0 0
 

     Примечание: * - цифры диастолического давления следует рассматривать без поправок, т. к. различия в значении диастолического  давления при изменении стандартной  и возрастной манжетками несущественны.

     ** - у детей 13 лет и старше (независимо от массы тела) истинные цифры артериального давления при изменении стандартной и возрастной манжетками не отличаются.

     Артериальное  давление измеряется общепринятым способом - сидя, на правой руке, после 10-минутного  отдыха, по методу Короткова. Для большей точности рекомендуется 3-х кратное измерение с фиксацией показателей последнего измерения.

     Выявление нарушений опорно-двигательного  аппарата с помощью комбинированного визуального инструментального  исследования.

     Тест  для выявления нарушений осанки.

     Данное  тестовое обследование проводится врачом детского учреждения и включает осмотр ребенка с ответом на 10 вопросов тест-карты (таблица 2). 

     Таблица 2

     Тестовая  карта для выявления нарушений  осанки

1. Явное  повреждение органов движения связанное с врожденными пороками, травмой, болезнью Да Нет
2. Голова, шея отклонены от средней линии:  плечи, лопатки, бедра установлены  несимметрично Да Нет
Грудная клетка “сапожника”, “деформированная” Да Нет
4. Чрезмерное  уменьшение или увеличение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза Да Нет
5. Чрезмерное  отставание лопаток Да Нет
6. Чрезмерное  выпячивание живота Да Нет
Нарушение осей нижних конечностей

(О-образное, Х-образное)

Да Нет
8. Неравенство треугольников талии Да Нет
9. Вальгусное  положение пятки или обеих  пяток Да Нет
10. Явное  отклонение в походке Да Нет

Информация о работе Гигиена детей и подростков