Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими упражнениями и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов.
Самостоятельные занятия должны быть обязательной составной частью здорового образа жизни студентов. Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врача, или во врачебно-физкультурном диспансере, или как в нашем случае в студенческой поликлинике у своего факультетского терапевта.

Содержание

Введение
3
1.Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.
4
2..Врачебный контроль, его содержание и периодичность
8
3. Оценка функционального состояния систем организма.
10
4. Контроль за физической подготовленностью.
12
5. Содержание педагогического контроля.
13
6. Самоконтроль и его задачи
13
Заключение

Работа состоит из  1 файл

физкультура.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

Регулярные занятия  физическими упражнениями и спортом  оказывают значительное влияние  на органы и системы человека и  чтобы они не вредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. К основным видам диагностики относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.

Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его  гармоничному развитию. 

 

2. Врачебный контроль, его содержание и периодичность 

 

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий. Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с “Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе”. Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

-регулярные медицинские  обследования и контроль занимающихся  физическими упражнениями и спортом;

-врачебно-педагогические  наблюдения за занимающимися  во время занятий и соревнований;

-санитарно-гигиенический  контроль за местами, условиями  занятий и соревнований;

-санитарно-просветительская  работа, пропаганда физической культуры  и спорта, здорового образа жизни;

-профилактика спортивного  травматизма и заболеваний;

-проведение комплексных  и восстановительных мероприятий.

Для студентов медицинское  обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год. Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов. По результатам врачебного контроля занимающиеся распределяются по следующим группам: -основная (без отклонений в состоянии здоровья); -специальная (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения физических нагрузок).

Это позволяет правильно  дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.

Углублённой формой  врачебного наблюдения является диспансеризация, направленная на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния. Диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в год и включают обследование физического развития по таким показателям, как рост, масса, осанка, форма спины, окружность грудной клетки.

Кистевая динамометрия - метод определения сгибательной силы кисти. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два-три измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин - 35-50 кг, у женщин - 25-33 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше. Любой показатель силы всегда тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела, зависит от возраста, пола и уровня физической подготовленности обследуемого.

Становая динамометрия определяет силу разгибателей мышц спины и измеряется она становым динамометром. Исследуемый становится на площадку со специальной тягой так, чтобы 2/3 каждой подошвы находились на металлической основе. Ноги вместе, выпрямлены, туловище наклонено вперед. Цепь закрепляется за крюк так, чтобы руки находились на уровне колен. Исследуемый, не сгибая рук и ног, должен медленно разогнуться, вытянув тягу. Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, женщин-80-90 кг

Антропометрические показатели дыхания - это  частота дыхания (ЧД) и жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ). Частота дыхания (ЧД) измеряется следующим образом: испытуемый кладет ладонь так, чтобы она захватила нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, дыхание должно быть равномерным. Средний показатель частоты дыхания - 14-18 дыхательных движений в минуту, у спортсменов - 10- 16.   Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. При нагрузке частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза.  

Важным показателем  функции дыхания является жизненная  емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Определить ЖЕЛ позволяет  метод спирометрии. Исследуемый берёт мундштук спирометра с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха   и плавно выдувает его в мундштук до отказа. Необходимо следить чтобы воздух не выходил через нос. Проводят замеры три раза подряд и фиксируют лучший результат. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин 3500-4200 см, у женщин 2500-3000 см.  У спортсменов особенно занимающихся циклическими видами спорта (плавание, бег, лыжные гонки и т.п.) ЖЕЛ может достигать у мужчин 7000 мл и более, а у женщин 5000 мл и более.

Частота сердечных сокращений (ЧСС, или пульс) – важный интегральный показатель функционального состояния организма.  В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут. Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

О приспособлении организма  к нагрузкам (ходьбе, бегу, плаванию и  др.) судят по реакции восстановления пульса за 3 мин., для этого рассчитывают коэффициент восстановления пульса КВП по формуле

КВП = ЧСС (через 3 мин. после нагрузки) * 100%  делится на ЧСС (сразу после нагрузки).

Если КПВ менее 30%, то это свидетельствует о хорошей  реакции восстановления организма  после нагрузки, о хорошей приспособленности к ней.    

 

 

 

3.  Оценка функционального состояния систем организма 

 

Уровень функционального  состояния организма можно определить с помощью функциональных проб и  тестов.

Функциональная проба - способ определения степени влияния на организм дозированной физической нагрузки. Проба имеет значение для оценки функционального состояния систем организма, степени приспособляемости организма к физическим нагрузкам для определения их оптимального объема и интенсивности, а также для выявления отклонений, связанных с нарушением методики учебно-тренировочного процесса. Оценить уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы можно с помощью различных функциональных проб.

Индекс Рюффье. Для оценки деятельности сердечнососудистой системы можно пользоваться пробой Рюффье. После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 10с (Р 1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 10 с (Р2) и через минуту (Р 3) после нагрузки. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:     

 Индекс Рюффье = (Р1+Р2+РЗ)-200)/10

Оценка работоспособности  сердца: индекс Рюффье

0  - 1  -   атлетическое сердце; 1 - 5    -  очень хорошее сердце;

6 - 10   -  хорошее сердце; 11 - 15 - сердечная недостаточность;

15 - 20 - сердечная недостаточность  сильной степени. 

Тест не рекомендуется  выполнять людям с заболеваниями  сердечно-сосудистой системы.

Центральная нервная система (ЦНС) - самая сложная из всех функциональных систем человека. В мозгу находятся чувствительные центры, анализирующие изменения, которые происходят как во внешней, так и во внутренней среде. Мозг управляет всеми функциями организма, включая мышечные сокращения и секреторную активность желез внутренней секреции. Главная функция нервной системы состоит в быстрой и точной  передаче информации. О психическом состоянии человека можно судить по результатам исследования ЦHС и анализаторов.

Проверить состояние  ЦHС можно при помощи ортостатической  пробы, отражающей возбудимость нервной системы. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-10 мин отдыха, далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 минуту определяется состояние ЦHС. Возбудимость ЦHС: слабая - 0-6, нормальная - 7-12,  живая 13-18,  овышенная - 19-24 уд/ мин.

Представление о функции  нервной вегетативной системы можно  получить по кожно-сосудистой реакции. Определяется она следующим образом: по коже каким-либо не острым предметом   с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска, кожно-сосудистая реакция в норме, белая - возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов повышена, красная или выпукло-красная - возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов высокая.

Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Проба Ромберга проводится в четырех режимах при постепенном уменьшении площади опоры. Во всех случаях руки у обследуемого подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. «Очень хорошо», если в каждой позе спортсмен сохраняет равновесие в течение 15 с. и при этом не наблюдаются пошатывания тела, дрожание рук или век (тремор). При треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если равновесие в течение 15 с. нарушается, то проба оценивается «неудовлетворительно». Этот тест имеет практическое значение в акробатике, спортивной гимнастике, прыжках на батуте, фигурном катании и других видах спорта, где координация имеет важное значение. При переутомлении, травме головы и других состояниях эти показатели существенно изменяются.

Тест Яроцкого позволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом обследуемый по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери обследуемым равновесия. У здоровых лиц время сохранения равновесия в среднем 28 с, у тренированных спортсменов - 90 с и более. Порог уровня чувствительности вестибулярного анализатора в основном зависит от наследственности, но под влиянием тренировки его можно повысить.                 

 

4.  Контроль за физической подготовленностью  

 

В практике физического  воспитания  на учебных занятиях используются контрольные упражнения и нормативы учебной программы,  в частности, подтягивание в висе лежа, сгибаниё и выпрямление рук в упоре на брусьях, силовой переворот в упор на перекладине, поднимание ног в висе до касания перекладины, подъем туловища из положения лежа на спине (руки за головой, ноги закреплены), приседания на одной ноге. Контроль за общей выносливостью осуществляется с помощью контрольных упражнений 2-х типов: преодоления средней, длинной дистанции или преодоления возможно большего расстояния за определенное время. Примерами этих упражнений являются: бег и кросс на 1000, 2000, 2500, 3000, 5000м; плавание на 200, 400, 500 м.

Контроль за гибкостью. Гибкостью называют способность выполнять движения с широкой амплитудой. Мерой гибкости является максимум амплитуды движений. С практической точки зрения наибольшее значение имеет гибкость позвоночника, которую определяют измерением амплитуды движений при максимальном сгибании, разгибании, наклонах в стороны и поворотах туловища вокруг продольной оси тела. Обычно гибкость определяют по способности человека наклониться вперед, стоя на простейшем устройстве. Перемещаются планка, на которой в сантиметрах нанесены деления от нуля (на уровне поверхности скамейки), показывает уровень гибкости.

Контроль за ловкостью  предполагает определение способности занимающихся быстро осваивать новые движения, точно выполнять координационно-сложные физические упражнения, быстро перестраивать двигательную деятельность при изменении внешних условий. Одним из тестов по оценке ловкости является количество попаданий при бросках баскетбольного мяча в корзину со штрафной линии или с другой постоянной точки. Оценка производится по проценту попадания от количества бросков в зависимости от степени владения техникой бросания баскетбольного мяча в корзину.

5. Содержание   педагогического контроля  

 

Педагогический  контроль - процесс получения информации о влиянии занятий физическими  упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения  эффективности учебно-тренировочного процесса. Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям: степень усвоения техники двигательных действий; уровень развития физических качеств.

Информация о работе Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими упражнениями и спортом