Диагностика и самодиагностика организма занятиях физическими упражнениями и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:26, контрольная работа

Описание

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Работа состоит из  1 файл

физ-ра.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Введение.

Физическая культура — сфера  социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура —  часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

      • уровень здоровья и физического развития людей;
    • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. На их большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей и философов в своих произведениях и высказываниях. Так, Аристотель говорил: "Жизнь требует движения" ..."Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие". 
Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями являются могучим профилактическим и лечебным фактором. Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается неспецифическая устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям и др. 
         Важно также подчеркнуть, что нерациональное применение физических упражнений не только не позволяет укрепить состояние здоровья, но может нанести значительный вред организму занимающегося. Чтобы этого избежать, должен осуществляться врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями. Методы, которые при этом используются, позволяют оценить физическую подготовленность человека, реакцию организма на занятие спортом и в случае необходимости скорректировать нагрузку.

 

1. Диагностика и самодиагностика  организма занятиях физическими  упражнениями и спортом.

Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах  и системах организма человека. Для  того чтобы занятия физическими  упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. 
      Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.

К основным видам диагностики относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.

Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его  гармоничному развитию.

Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния  и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения  и построения диагноза. Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Спортивно-педагогическая диагностика  органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов. Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций:

    • центральной нервной системы,
    • вегетативной нервной системы,
    • сердечнососудистой и дыхательной систем,
    • нервно-мышечного аппарата,
    • внутренней среды,
    • физического развития,
    • соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),
    • психофизиологического состояния.

Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы  исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок.

Так, например, комплекс исследований в состоянии покоя включает:

    • врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;
    • электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);
    • ультразвуковое исследование сердца (при необходимости - внутренних органов: печени, почек и т.д.);
    • биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);
    • антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.

При исследованиях с физическими  нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания  тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:

    • ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы (типа PWC170) и " до отказа";
    • предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);
    • с переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;
    • моделирование соревновательной деятельности.

При проведении диагностики тщательно  фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных  сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика  также применяется для определения  тренированности занимающегося.

Оценка реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению  частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого  мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:

    • физическое развитие,
    • функциональные возможности основных физиологических систем организма,
    • иммунный статус,
    • психологический статус,
    • Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:
    • спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта,
    • продолжительность занятий,
    • успешность в достижении спортивных результатов.

Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:

    • режимом тренировок,
    • объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок,
    • соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью,
    • календарем и регламентом соревнований.

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью  спортсменов, опирающегося на объективную  диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.

 

2. Врачебный контроль, как условие допуска, его содержание  и периодичность

Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом. Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.

Врачебный контроль в процессе занятий  физической культурой направлен на решение трех основных задач:

1. выявление противопоказаний к  физической тренировке;

2. определение уровня физического  состояния (УФС) для назначения  адекватной тренировочной программы; 

3. контроль за состоянием организма  в процессе занятий (не менее двух раз в год).

В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения  определены следующие основные формы  работы:

1. Врачебные обследования всех  лиц, занимающихся физической  культурой и спортом (первичные,  дополнительные, повторные).

2. Диспансеризация занимающихся  физической культурой, спортом  и туризмом.

3. Врачебно-педагогическое наблюдение  в процессе учебно-тренировочных  занятий и соревнований.

4. Осуществление оздоровительных,  лечебных и профилактических  мероприятий в процессе занятий физкультурой и спортом.

5. Врачебная консультация по  вопросам физкультуры и спорта.

6. Проведение анализа проделанной  работы по врачебному контролю  за занимающимися физкультурой  и спортом.

7. Санитарный надзор за местами  и условиями проведения соревнований, занятий по физической культуре и спорту.

8. Медико-санитарное обеспечение  учебно-тренировочных сборов, соревнований  и массовых видов физической  культуры.

9. Профилактика спортивного травматизма  и патологических состояний, возникающих  при нерациональных занятиях физической культурой и спортом.

10. Организация и проведение  мероприятий по восстановлению  физической работоспособности после  соревнований, после сдачи нормативов, учебно-тренировочных физических  нагрузок, реабилитация физкультурников и спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.

11. Санитарно-просветительная работа  среди физкультурников и спортсменов.

12. Пропаганда оздоровительного  влияния физической культуры  и спорта среди населения. 

13. Повышение квалификации медицинских работников по вопросам врачебного контроля.

14. Использование в работе современных  методов диагностики и применение  аппаратуры, компьютерное программирование, функциональные и биохимические  методы исследования, психологическое  тестирование и т. п.

2.1 Система организации врачебного контроля

Врачебный контроль обеспечивается специалистами  лечебно-профилактических учреждений, диспансерами спортивной медицины и  под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений. Допуск к организованным занятиям физической культурой и спортом осуществляется на основании медицинского освидетельствования с применением методов врачебного контроля. Разрешение на участие в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль. Руководители коллективов физической культуры и спортивных клубов, директора и ректоры учебных заведений, преподаватели, тренеры и инструкторы физической культуры должны следить за своевременным проведением медицинского освидетельствования.

Врачебное обследование и диспансеризация  занимающихся физкультурой и спортом  осуществляются в следующем порядке:

- дети детских дошкольных учреждений  обследуются у врачей, обслуживающих  данные коллективы;

- учащиеся общеобразовательных  школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений - на базе лечебно-профилактических учреждений;

- студенты высших учебных заведений  - на базе студенческих поликлиник, лечебно-профилактических учреждений.

Все они должны проходить медицинское обследование не реже одного раза в течение учебного года. Лица, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам - два раза в год. Результаты медицинских обследований представляются не позднее 1 сентября текущего года в учебные заведения. Члены физкультурных коллективов проходят обследования не реже одного раза в год у врачей, обслуживающих данные коллективы, или по месту жительства. в спортивной секции, а также о характере и режиме тренировок.

2.2 Содержание обследования

Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния  здоровья, физического развития и  физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу  рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма. При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности.

Информация о работе Диагностика и самодиагностика организма занятиях физическими упражнениями и спортом