Теоретические основы формирования ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:59, реферат

Описание

Понятие ассортимента и его составляющих. Особенности формирования ассортимента в крупном торговом предприятии. Теоретические аспекты оценки и анализа товарного портфеля фирмы.

Работа состоит из  1 файл

Раздел 1.docx

— 79.42 Кб (Скачать документ)

     Социальные  факторы к ним относятся социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования  и культурного развития людей, праздники, мода и др.

     К демографическим факторам изменение  численности населения и его  состава по полу, возрасту, месту  проживания; размеру состава семьи.

     Природно-естественные факторы – это климатические  условия, продолжительность времён года, физиологические особенности  человеческого организма в зависимости  от пола, возраста и т. д.

     Специфические факторы оказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретном магазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, технической оснащённости, условий  товароснабжения (наличия стабильности источников, отдалённости, вида, поставщика), численности и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие  др. розничных магазинов в зоне деятельности данного магазина.

     Ассортиментная  политика магазина предполагает знание жизненных циклов производства и  реализации товаров, без которого нельзя правильно управлять торговым ассортиментом. Надо обратить внимание на стадии жизненного цикла товара:

  • На первой стадии внедрения производят самые ходовые и базовые модели, которые пользуются спросом покупателей;
  • К стадии зрелости выходит всевозможный ассортимент;
  • В стадии спада остаётся самый лучший и ходовой товар

     Ассортиментная  политика выделяет набор изделий, находящихся  одновременно на рынке, в разных жизненных  циклах. Номенклатура товара находящегося в спаде жизненного цикла, но по степени  новизны, гарантирует фирме относительно стабильные объёмы реализации, покрытие расходов и уровня прибыли.

     Следует выделить товарные группы:

  • основная – товары, приносящие предприятию основную прибыль и находящиеся в стадии роста.
  • Поддерживающая – товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости.
  • Стратегическая – товары, призванные обеспечивать будущую прибыль предприятия.
  • Тактическая – товары призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящихся, как правило, в стадии роста и зрелости.

     При определении ассортиментной политики выделяют два принципа:

     Принцип синергизма товары и услуги внутренне  увязаны и дополняют друг друга. Масштаб деятельности фирмы определяет широкую экономию.

     Принцип стратегической гибкости преодолевает недостаток, построение стратегических зон хозяйствования и товарной номенклатуры, которые зависят от различных  технологий, требуют разнородных  экономических, культурных и политических условий, уравновешивают рисковые и  устойчивые товарные группы, что сказывается  на деятельности фирмы. Такой принцип  требует финансовых затрат и под  силу крупным фирмам.

     Принципы  подбора ассортиментных групп товаров  должны гармоничны всем ассортиментным группам.

     Принципы  формирования ассортимента торговой организации:

     Ориентируются на одну ассортиментную группу характерна для специализированных магазинов. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обуславливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов (обувь, одежда, галантерея).

     Ориентация  на место производства товара (это  менее распространено), подходит тем  торговым организациям, которые ориентируются  на производство в определённом географическом регионе (одежда из Италии, Германии, Белорусский  трикотаж и т. д.). Обеспечивает соответствие ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами  покупателей.

     Ориентация  на самообслуживание может сочетаться с другими принципами формирования ассортимента, но чтобы товары имели  несущую информацию о нём и  достаточно просты, и не требовали  дополнительной консультации продавца. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс  ознакомления с предлагаемыми к  продаже товарами, сокращает затраты  времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".

     Ориентация  на широту и глубину ассортимента товара. Ширина и глубина ассортимента в магазине зависят от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма  товарной специализации, размер торговой площади, а также состояние предложения  на потребительском рынке.

     Одним из принципов правильного формирование ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его  рентабельной деятельности. Рентабельность является главным фактором для функционирования торгового предприятия. При построении ассортимента необходимо учитывать  издержкоёмкость и налогоёмкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы. 

1.3 Теоретические аспекты оценки и анализа товарного портфеля фирмы

     В последнее время одним из условий  устойчивого развития предприятий  является обеспечение ими наилучшего использования доступных производственных и финансовых ресурсов при максимальном соответствии ассортимента выпускаемой  продукции запросам потребителей. Такое  состояние может быть достигнуто за счет создания механизма формирования ассортиментной политики, используемого в практике внутрифирменного планирования. Однако в сложившихся условиях в предпринимательских структурах подчас не хватает внутренних ресурсов для своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения. Усложняющиеся условия современного механизма планирования требуют постоянного развития и изменения ассортиментного портфеля предприятия.

     Формирование  ассортиментной политики одно из основных направлений деятельности каждого  предприятия, и лидерство в конкурентной борьбе получают предприятия, владеющие  методами, позволяющими определить эффективную  ассортиментную политику. Основными  задачами управления ассортиментной политикой  являются: удовлетворение запросов потребителей, завоевание новых покупателей и  оптимизация финансовых результатов  предприятия [14, с.35].

     Одним из комплексных подходов к формированию ассортимента розничной точки, является создание «товарных портфелей» компании.

     Портфель  предприятия или корпоративный  портфель – это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных  подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному и  тому же владельцу [22; с.156].

     В зависимости от вида задач, на достижение которых ориентирована структура  товарного портфеля предприятия  и временного горизонта, в который  планируется достижение целевых  показателей, могут быть выявлены следующие  типы товарного портфеля:

    • портфель дохода, портфель максимума объема, портфель максимума доли рынка; - с точки зрения вида используемого критерия оптимальности;
    • страховой портфель - с точки зрения отношения к возможности снижения риска;
    • специализированный и диверсифицированный портфели - с точки зрения типа охвата сегментов целевого рынка, отраслевой и технологической однородности;
    • однородно целевой и многоцелевой портфели – с точки зрения состава целевого показателя;
    • портфель максимума текущего результата, портфель роста – с точки зрения длительности охватываемого периода достижения целевого показателя, ожидаемой динамики.

     Стратегическая  бизнес-единица (СБЕ) – это внутрифирменная  организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы  в одном или нескольких сегментах  целевого рынка [36, c.30].   Бизнес-единицы должны давать возможность охватить все решения, шансы и риски, связанные с определенным «бизнесом», это могут быть и целые направления деятельности. В идеальном случае каждая бизнес-единица имеет собственную рыночную цель, является самостоятельным подразделением компании, имеет миссию, собственные товарные линии, специфических для нее конкурентов и свои рынки сбыта. Стратегическому руководству фирмы предстоит решить, какие СБЕ поддерживать в первую очередь, за счет каких подразделений черпать средства для такой поддержки, а какие СБЕ оценивать как неперспективные.

     Все виды деятельности фирмы разбиваются  на СБЕ, которые должны:

  • обслуживать рынок, а не работать на другие подразделения;
  • иметь своих потребителей и конкурентов;
  • руководство бизнес – единицы должно контролировать факторы, определяющие успех на рынке.

     Когда каждое самостоятельное подразделение  компании (СБЕ) имеет миссию, собственные  товарные линии, специфических для  нее конкурентов и свои рынки  сбыта, используется портфельный анализ. Анализ портфеля (портфельный анализ) – это инструмент, с помощью  которого руководство предприятия  выявляет и оценивает свою хозяйственную  деятельность с целью вложения средств  в наиболее прибыльные и перспективные  ее направления и сокращения (прекращения) инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная  привлекательность рынков и конкурентоспособность  фирмы на каждом их этих рынков [14, с.36]. Предполагается, что портфель фирмы  должен быть сбалансирован, т.е. должно быть обеспечено правильное сочетание подразделений или товаров, испытывающих потребность в капитале для обеспечения роста, с хозяйственными единицами, располагающими некоторым избытком капитала (Приложение 1).

     Для проведения портфельного анализа применяются  методы, предназначение которых в  том, чтобы понять бизнес, создать  ясную картину формирования затрат и прибылей фирмы. Большинство крупных  и мелких компаний  с различным  ассортиментом и комплексом услуг  используют методы портфельного анализа  для формирования своей стратегии, ориентированной на долгосрочные цели.

     Портфельный анализ предназначен для решения  следующих проблем [22, с.135]:

    • согласование стратегий хозяйственного подразделения фирмы для их равновесия;
    • распределение кадровых и финансовых ресурсов между подразделениями;
    • анализ портфельного баланса;
    • установление задач и контроль за их исполнением.

     Процесс проведения портфельного анализа можно  представить в виде схемы (Приложение 2).

     Главными  достоинствами портфельного анализа  являются возможность отражения  стратегических проблем; определение  СБЕ фирмы, их положение и вклад  в корпоративный портфель.

     Главный недостаток портфельного анализа заключается  в использовании данных о текущем  состоянии фирмы, которые не всегда можно экстраполировать в будущее.

     Анализ  портфеля продукции представляет собой  один из важнейших инструментов стратегического  управления. Анализ портфеля продукции  дает наглядное представление о  том, что отдельные части бизнеса  очень взаимосвязаны между собой  и что портфель, как сумма, существенно  отличается от простой суммы его частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей. С помощью анализа портфеля продукции могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание. Выделяется следующие шаги проведения анализа портфеля продукции [9; с.35]:

     Первый шаг — выбор уровней в организации для проведения анализа портфеля бизнесов. Фирма не может осуществлять анализ только на фирменном микроуровне. Необходимо определить иерархию уровней анализа портфеля бизнесов, которая должна начинаться на уровне отдельного продукта и завершаться на верхнем уровне организации.

     Второй  шаг — фиксация единиц анализа, называемых стратегическими единицами бизнеса (СЕБ), для того чтобы использовать их при позиционировании на матрицах анализа портфеля бизнесов. Очень часто СЕБ отличаются от производственных единиц. СЕБ могут охватывать один продукт, могут охватывать несколько продуктов, удовлетворяющих схожие потребности, некоторые фирмы могут рассматривать СЕБ как продуктово-рыночные сегменты.

     Третий  шаг — определение параметров матриц анализа портфеля бизнесов, для того чтобы иметь ясность  в отношении сбора необходимой  информации, а также для выбора переменных, по которым будет проводиться  анализ портфеля. Например, при изучении привлекательности отрасли в  качестве таких переменных могут  служить размер рынка, степень защищенности от инфляции, прибыльность, темп роста  рынка, степень распространенности рынка в мире.

Информация о работе Теоретические основы формирования ассортимента