Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:59, реферат
Понятие ассортимента и его составляющих. Особенности формирования ассортимента в крупном торговом предприятии. Теоретические аспекты оценки и анализа товарного портфеля фирмы.
Раздел 1. Теоретические основы формирования ассортимента
Множество товаров, представленных на рынке и классифицированных по признаку производственного происхождения или потребительского назначения называют ассортиментом. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня.
Ассортимент товаров - совокупность их видов и разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам (например, по сырьевому или потребительскому назначению). В основу классификации товаров по сырьевому назначению положен признак однородности сырья, из которого изготовлены продукты.
По признаку потребительского назначения можно классифицировать такие изделия, как, например, строительные материалы, детские товары и т.д. Ассортимент строительных материалов комплектуется из товаров, вырабатываемых многими отраслями промышленности (лесной, цементной, стекольной, химической, металлообрабатывающей и др.). То же самое можно сказать и о детских товарах (легкой, обувной, пластмасс, стекольной и т. д.). В товароведении чаще всего классификация товаров строится по товарно-сырьевому признаку. Например:
     1. 
товарная отрасль (швейные 
2. товарная группа (мужская одежда, хлеб и хлебобулочные изделия, детская одежда и др.);
3. товарная подгруппа (сухарные изделия, пряники, печенье и т.д.);
     4. 
отдельные разновидности 
В коммерческой работе товары народного потребления подразделяют на производственный и торговый ассортимент.
Производственный ассортимент - это номенклатура товаров, выпускаемых промышленным или сельхозпредприятием.
          Торговый ассортимент 
- номенклатура товаров, реализуемых 
в магазинах. В торговых предприятиях 
должен быть сосредоточен широкий ассортимент 
товаров, представляющий собой сочетание 
продукции, вырабатываемой различными 
промышленными и 
С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента в торговый (подсортировка товаров). Преобразование производственного ассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговыми предприятиями прежде всего по товарам сложного ассортимента. По некоторым продовольственным товарам (особенно скоропортящимся), а также непродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых предприятиях. Таким образом, торговый ассортимент - это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети. [15, с.31-35]
          Технический прогресс 
и рост потребностей людей вызывает 
к жизни все больше новых товаров, 
приводит к непрерывному расширению 
и обновлению их ассортимента. В 
торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей 
товаров, ассортимент которых постоянно 
расширяется и обновляется. По оценкам 
экспертов, ассортимент 
Все эти колоссальные изменения ассортимента, его обновление, расширение должен учитывать коммерсант в своей торговой работе, предвидеть, прогнозировать и соответствующим образом готовиться к ним - своевременно регулировать ассортимент в магазинах, торговых складах, оптовых предприятиях. [1, с.24]
Следует также различать ассортимент товаров, торговый ассортимент и товарную номенклатуру. Товарная номенклатура - это перечень всех производимых товаров, предлагаемых фирмой-изготовителем для продажи. В отличие от ассортимента товаров товарная номенклатура не ставит целью классифицировать товары по какому-либо признаку; она ограничивается простым перечислением однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Торговый ассортимент - это набор товаров, сформированный по определенным признакам, призванный удовлетворить спрос в некоторый момент времени и подлежащий реализации в магазинах. В рамках товарного ассортимента товары делятся на группы которые представлены в таблице 1.
          Внутри товарного 
ассортимента выделяют классы, группы, 
виды и разновидности.  
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 1
Группы товарного ассортимента
| 1. По назначению товара | продовольственные и непродовольственные товары | 
| 2. По назначению | хозяйственные, спортивные товары, одежда, мебель и т.п. | 
| 3. 
  По ограниченности сроков  | 
  скоропортящиеся и нескоропортящиеся товары. | 
| 4. 
  По признаку сложности  | 
  товары простого 
  ассортимента - товары, имеющие небольшое 
  число видов или сортов, например, 
  хлеб, хозяйственное мыло и др.; классифицируются 
  не более чем по трем признакам; 
   товары сложного ассортимента - товары, имеющие внутреннюю классификацию по большому количеству критериев, например, одежда характеризуется цветом, размеров, фасоном, видом ткани.  | 
| 5. 
  По частоте предъявления  | 
  товары частого 
  спроса (товары, которые приобретаются 
  на ежедневной или еженедельной основе); 
   товары периодического спроса (приобретаются раз в один или несколько месяцев); товары редкого спроса (приобретаются раз в один или несколько лет). Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года.  | 
| 6. По характеру спроса: | товары твердо 
  сформулированного спроса - товары, 
  спрос на которые определился 
  до посещения магазина и предъявляется 
  на конкретный товар или его разновидность; 
   товары импульсного (импульсивного) спроса - товары, спрос на которые возник во время посещения магазина под влиянием различных стимулов: реклама, выкладка товаров, интерес других покупателей; товары альтернативного спроса - товары, спрос на которые возник до поседения магазина, но окончательно формируется (выбор модели, марки и т.п.) во врем ознакомления с ассортиментом и выбора товара.  | 
| 7. 
  По значению товаров для  | 
  основной ассортимент 
  - ориентирован на обычные потребности 
  потребителей и характерен для данной 
  торговой организации (например, обувь 
  в магазинах обуви); 
   сопутствующий 
  ассортимент - набор товаров, которые 
  выполняют вспомогательные   | 
           Класс - совокупность 
товаров, имеющих аналогичное 
функциональное назначение (одежда, 
мебель, культтовары). Группа товаров 
- совокупность товаров одного 
товарного класса, обладающих сходным 
составом потребительских 
Вид товаров - одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги - женские, мужские и детские; мебель - для кухни, жилой комнаты и т.д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться на разновидности.
          Разновидность товаров 
- совокупность товаров, выделенных по 
ряду частных признаков, представляется 
в виде конкретных марок, артикулов, 
моделей. Выделяют укрупненный и 
развернутый ассортимент. Укрупненным 
считается ассортимент, детализированный 
до уровня классов, групп или подгрупп 
товаров. Развернутым является ассортимент, 
детализированный до уровня разновидностей. 
Структура ассортимента индивидуальна 
в каждом конкретном случае. Ассортимент 
универмага или супермаркета может 
включать несколько товарных групп; 
ассортимент 
          Свойство 
Рисунок 
1. Свойства торгового ассортимента 
     Широта 
ассортимента - количество предлагаемых 
групп (подгрупп) товаров. Глубина определяется 
общим количеством 
     Коэффициент 
полноты ассортимента рассчитывают 
по формуле:  
 
где:
КП - коэффициент полноты ассортимента;
Рф - фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;
Рн - количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.
     Структура 
ассортимента определяется количественным 
соотношением различных групп, подгрупп 
или разновидностей товаров, а также 
удельным весом товаров, сходным 
по какому-либо признаку. Для характеристики 
структуры можно рассмотреть, например, 
соотношение продовольственных 
или непродовольственных 
     Гармоничность 
(согласованность) ассортимента - отражает 
степень совместимости 
Обновляемость ассортимента характеризуется количеством новых товарных позиций в ассортименте.
     Коэффициент 
обновления рассчитывается по формуле:  
где:
ПН - количество новых ассортиментных позиций, появившихся за год;
ПОбщ. - общее количество ассортиментных позиций, выпускающееся в год.
    Устойчивость 
определяется постоянным наличием товаров 
определенного вида (потребитель 
должен быть уверен, что в продаже 
окажется данный товар). Коэффициент 
устойчивости ассортимента определяется 
по формуле:  
где:
Ку - коэффициент устойчивости ассортимента;
Рф1, Рф2, ..., Рфn - фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных обследований;
РН - количество разновидностей в соответствии с ассортиментным перечнем;
n - количество обследований.
Информация о работе Теоретические основы формирования ассортимента