Теоретические основы формирования ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:59, реферат

Описание

Понятие ассортимента и его составляющих. Особенности формирования ассортимента в крупном торговом предприятии. Теоретические аспекты оценки и анализа товарного портфеля фирмы.

Работа состоит из  1 файл

Раздел 1.docx

— 79.42 Кб (Скачать документ)

     Чем ближе значение коэффициентов к  единице, тем полнее и устойчивее ассортимент. Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:

          - для универсамов  и гастрономов - 0,90;

          - для универмагов  - 0,80;

          - для магазинов  обуви и одежды - 0,75;

          - для магазинов  по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров  - 0,85.[3. с. 25-36 ] 

    1. Оссобенности формирования ассортимента в крупном торговом предприятии

     Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки  зрения ассортимент может быть простым  или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает  выделение групп однородной продукции  или товаров по признаку вида, марки  и т.п.

     Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых предметы имеют  определенное сходство.

     Планирование  номенклатуры и ассортимент продукции  может и должно базироваться на знании предпринимателем потребностей рынка  и его состояния. Такое знание достигается в результате осуществления  деятельности, получившей название маркетинга.

     Используется  множество определений, посвященных  маркетингу в разное время и разными  авторами. В совокупности все они, несмотря на многообразие формулировок, сводятся к одному суждению - изучение рынка, анализ спроса, прогноз продаж, обеспечение наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Удовлетворение же, в свою очередь, достигается разработкой  и производством соответствующих  сложившемуся спросу и новых товаров, налаживанием коммуникаций сбыта продукции, созданием служб сервиса, сопровождающих процесс использования товара.

     Формирование  ассортимента представляет собой процесс  подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов  и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс  формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы  его товарной специализации и  размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей  и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

     В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться  рядом общих принципов.

     Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его  соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами  покупателей. Так как успешное проникновение  и закрепление торгового предприятия  на потребительском рынке связано  с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.

     Рациональное  построение ассортимента товаров в  магазине предусматривает комплексное  удовлетворение спроса покупателей  в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности  их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или  микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".

     Важным  принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение  достаточной его широты и глубины.

     Под широтой ассортимента понимают число  товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень.

     Показатель  широта (Ш) существует, как действительный (Шд) так и базовый (Шб). Различия идёт лишь в том, что действительная широта идёт в наличии, а базовая применяется для сравнения.

     Коэффициент широты (Кш) – выражается, как отношение  действительного количества, видов, разновидностей и наименований товаров  однородных и разнородных групп  к базовому. 
 

     

     где, Шд – широта действительная,

     Шб – широта базовая,

     Кш  – коэффициент широты.

     Широта  ассортимента зависит от насыщенности рынка и спроса. В ситуации, когда  спрос превышает предложение  производитель и продавец диктует  свои цены на рынке. С увеличением  ассортимента возрастают расходы на сырьё, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки и т.п. Этот показатель является критерием  конкурентно – способности торгового  розничного предприятия.

     Под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским  или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям).

     Ширина  и глубина ассортимента товаров  в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма  товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения  на потребительском рынке.

     Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его  устойчивости. При реализации товаров  повседневного спроса соблюдение этого  принципа имеет первостепенное значение.

     Устойчивый  ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени  покупателей на поиск товаров, позволяет  стандартизировать все важнейшие  торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

     И, наконец, одним из принципов правильного  формирования ассортимента товаров  в магазине является обеспечение  условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике  рентабельность является необходимым  условием функционирования любого торгового  предприятия. В связи с этим, при  построении ассортимента необходимо учитывать  издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.

     Процесс формирования ассортимента товаров  в магазине осуществляется по следующим  этапам:

  1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
  2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
  3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
  4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

     В процессе распределения отдельных  групп и подгрупп товаров в  разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.

     Основным  фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

     Результаты  проведенного специального исследования по этому вопросу позволяют рекомендовать  следующую примерную номенклатуру потребительских комплексов для  универмагов:

  • товары для детей;
  • товары для женщин;
  • товары для мужчин;
  • товары для дома;
  • культура в быту и организация досуга;

     Наряду  с постоянными в рамках потребительских  комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.

     В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена  специальная площадь для организации  сезонных микрокомплексов.

     Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения  количества разновидностей товаров  в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние  предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое  количество разновидностей товаров  для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1. 

 

     Таблица 1 Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации

Формы специализации магазинов  Размеры торговой площади, кв. м.
до 250 251-630 631-1000 свыше 1000
1. Универсам  - до 700 700-1000 1001-1500
2. Кондитерские  товары до 300 301-500 - -
3. Товары  для детей  - до 1000 1001-1500 св.1500
4. Товары  для молодежи - до 800 801-1200 св.1200
5. Товары  для женщин  - до 1000 1001-1500 св.1500
6. Товары  для мужчин  - до 800 801-1200 св.1200
7. Одежда  - до 600 601-1000 св.1000
8. Обувь  до 300 301-500 501-800 св.800
9. Техника  до 500 501-800 801-1200 св.1200
10.Галантерея  до 600 601-900 свыше 900 -

     Заключительным  этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня  товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного  ассортиментного перечня товаров  в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском  рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов.вый ассортимент спрос покупательский

     Чем более качественно подобран ассортимент  товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет  получена. Ассортиментная политика торгового  предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного  обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворении спроса потребителей с учётом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечении рентабельности всей деятельности.

     Задачами  ассортиментной политики служит:

  • Удовлетворение запросов потребителей;
  • Эффективное использование технологических знаний и опыта фирмы;
  • Оптимизация финансовых результатов фирмы, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объёме прибыли;
  • Завоевание новых покупателей путём расширения сферы применения существующей производственной программы (применяется жизненный цикл товара);
  • Соблюдение принципа гибкости за счёт диверсификации сфер деятельности фирмы и включения, нетрадиционных для неё отраслей в портфель стратегических зон хозяйствования;
  • Соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг фирмы, связанных между собой определённой технологией единой квалификацией кадров др. логической зависимостью, дающей значительную экономию затрат.

     На  построение ассортиментной политики в  розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и др. факторов.

     К экономическим факторам относят  денежные доходы населения и распределение  их между отдельными группами населения, уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; степень обеспеченности населения предметами длительного  пользования.

Информация о работе Теоретические основы формирования ассортимента