Шпаргалка по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:07, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Товароведению".

Содержание

1.Сущность и содержание стандартизации. Роль стандартизации в повышении качества продукции (услуг)
2. Предмет стандартизации. Решение типовой задачи стандартизации
3.Цели стандартизации
4. Функции стандартизации
5. Объекты стандартизации, их характеристика
6. Принципы стандартизации
7. Нормативные документы по стандартизации и требования к ним
8. Категории и виды стандартов
9. Основные положения и условия разработки стандартов
10.Обновление, изменение и пересмотр стандартов
11. Организация работ по стандартизации в РК Контроль и надзор за соблюдением требований, предъявляемых к стандартам
12. Методы стандартизации
13. Параметрическая стандартизация. Ряды предпочтительных чисел.
14.Международные организации по стандартизации. Международные организации, участвующие в стандартизации
15. Система классификации и кодирование технико-экономической информации
16. Штриховое кодирование
17. Правовые основы стандартизации
18. Сущность и значение сертификации
19. Основные понятия сертификации
20. Цели и принципы сертификации
21. Методы сертификации
22. Формы сертификации
23. Порядок проведения сертификации продукции
24. Объекты сертификации
25. Правовые основы сертификации в РК
26. Орган по сертификации и испытательные лаборатории
27. Знаки соответствия
28. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
29. Схемы сертификации продукции
30. Основные функции участников сертификации.
31. Роль измерений и значение метрологии
32. Сущность метрологии. Предмет и разделы метрологии
33. Физические свойства и величины. Физические величины как объект измерений
34.Качественная и количественная характеристика измеряемых величин
35.Единицы физических величин. Международная система единиц СИ. Основные и производные единицы.
36. Способы получения измерительной информации. Виды измерений
37. Классификация измерений по способу получения информации
38. Неметрические и метрические шкалы измерений
39. Методы измерения
40. Средства измерений
41. Поверка и калибровки средств измерений
42. Cредства измерений. Метрологические характеристики средств измерений. Погрешности средств измерений.
43. Передача размеров единиц величин. Методы передачи размеров единиц
44. Классификация погрешностей
45. Систематические и случайные погрешности, промахи
46. Основные понятия теории погрешностей. Погрешности химического анализа. Правильность, воспроизводимость и точность
47. Случайные погрешности измерений. Описание случайных погрешностей с помощью функций распределения.
48. Нормальное распределение Гаусса. Функция Лапласса
49. Нормальное распределение при ограниченном числе наблюдений Интегральная и дифференциальная функции распределения.
50. Математическое ожидание, дисперсия. Их свойства
51 а. Случайная погрешность измерений. Численные характеристики воспроизводимости.
51 б. Метод статистических гипотез
52. Проверка нормальности распределения результатов химического анализа. Построение гистограмм. Критерий Пирсона
53. Статистика малых выборок. Распределение Стьюдента
54. Сравнение дисперсий. Критерий Фишера. Критерии Бартлера и Кохрана
55. Сравнение средних результатов анализа. Критерий Стьюдента
56.Систематические погрешности. Оценка методов анализа по правильности .
57. Промахи .Выбраковки результатов химического анализа
58. Градуировочные графики, коэффициент чувствительности, нижняя граница определяемых содержаний, предел обнаружения.
59.Критерий Стьюдент Метод наименьших квадратов и его применение в химико-аналитических исследованиях
60. Корреляционный анализ. Линейная корреляция и ее применение в химико-аналитических исследованиях.

Работа состоит из  1 файл

метрология(1).docx

— 266.85 Кб (Скачать документ)

58 Градуировочные графики, коэффициент чувствительности, нижняя граница определяемых содержаний, предел обнаружения. Функциональная зависимость между численным значением данного физического или физико-химического свойства и содержанием анализируемого вещества может быть выражена графиком или формулой.

Основой для построения градуировочного графика является приготовление стандартных растворов.

Градуировочный график строят на миллиметровой бумаге, откладывая на оси абсцисс, указанную в методике определения концентрацию, а по оси ординат – измеренные значения оптической плотности.

Количественное значение оптической плотности для каждой точки градуировочного графика определяется как среднее арифметическое результатов параллельных измерений 3-х шкал.

Градуировочный график должен нести следующую информацию:

·         название определения;

·         НД на метод проведения исследования;

·         метод определения;

·         марка КФК, его заводской номер;

·         длина волны;

·         длина рабочей грани кюветы;

·         раствор сравнения (растворитель, нулевой раствор и т.д.), т.е. относительно чего снимались показания испытуемого раствора;

·         дата построения;

·         даты поверки;

·         на графике должны присутствовать данные 3-х параллельных измерений и среднее арифметическое значение (в виде таблицы).

Чувствительность. Простейшей численной характеристикой чувствительности служит коэффициент чувствительности (S). Он определяется как производная аналитического сигнала по концентрации определяемого компонента:

Если градуировочная функция линейна (y=kx+b), то коэффициент чувствительности - это тангенс угла наклона градуировочной прямой k. Чем выше коэффициент чувствительности, тем меньшие содержания вещества соответствуют одной и той же величине аналитического сигнала и тем выше - при прочих равных условиях - чувствительность методики в целом.

 Для характеристики  чувствительности используют еще  две величины, называемые пределом обнаружения и нижней границей определяемых содержаний.

Предел обнаружения (cmin) - это наименьшее содержание вещества, которое может быть обнаружено данной методикой с заданной степенью достоверности. Таким образом, предел обнаружения (как это и следует из названия) характеризует методику с точки зрения возможностей качественного анализа.  Для характеристики возможностей методики с точки зрения количественного анализа используют величину, называемую нижней границей определяемых содержаний (cн). Это минимальное содержание компонента, которое можно определить с заданной степенью точности, характеризуемой предельно допустимой величиной относительного стандартного отклонения sr(c)max. Очевидно, что cн>cmin.

57выбраковка  в хим анализе является выявлением промахов.

Промах — это результат хn отдельного наблюдения, входящего в ряд из п наблюдений, который для данных условий измерений резко отличается от остальных результатов этого ряда. Если оператор в ходе измерения обнаруживает такой результат и достоверно находит его причину, он вправе его отбросить и провести (при необходимости) дополнительное наблюдение взамен отброшенного.

Промахи являются следствием неправильных действий экспериментатора. Это может быть описка при записи результатов, неправильно снятые показания  прибора и т.д. Выявление промахов. Q-тестАлгоритм Q-теста состоит в следующем. Серию данных упорядочивают по возрастанию: x1 £ x2 £ ... £ xn-1 £ xn. В качестве возможного промаха рассматривают одно из крайних значений x1 или xn - то, которое дальше отстоит от соседнего значения, т.е. для которого больше разность x2-x1 либо, соответственно, xn-xn-1. Обозначим эту разность как W1. Размах всей серии, т.е. разность между максимальным и минимальным значением xn-x1, обозначим W0. Тестовой статистикой является отношение

Эта величина заключена в  пределах от 0 до 1. Чем дальше отстоит "подозрительное" значение от основной массы данных, тем выше вероятность  того, что это промах - и тем  больше, в свою очередь, величина x. Критической величиной служит табличное значение Q-коэффициента Q(P, n) (табл. 3, приложение), зависящее от доверительной вероятности и общего числа данных в серии

56 Систематические погрешности. Оценка  методов анализа по правильности

Систематической погрешностью называется составляющая погрешности измерения, остающаяся постоянной или закономерно меняющаяся при повторных измерениях одной и той же величины. Совершенствование методов измерения, использование высококачественных материалов, прогрессивная технология – все это позволяет на практике устранить систематические погрешности настолько, что при обработке результатов наблюдений с их наличием зачастую не приходится считаться.

Для выбора между точным и приближенным вариантом модифицированного  теста Стьюдента необходимо предварительно установить, есть ли значимое различие между величинами и , т.е. воспроизводимостями обеих серий данных. Разумеется, задача сравнения воспроизводимостей имеет и вполне самостоятельное значение.Как и средние , дисперсии s2 тоже представляют собой случайные величины. Поэтому и их сравнение тоже нужно производить с использованием соответствующих статистических тестов. Тест для сравнения двух дисперсий был предложен английским биологом Р.Фишером и носит его имя.

В тесте Фишера тестовой статистикой служит отношение большей  дисперсии к меньшей:

Подчеркнем, что необходимо, чтобы  и, соответственно, x³1, в противном случае индексы следует поменять местами. Критическим значением служит специальный коэффициент Фишера F(P, f1, f2), зависящий от трех параметров - доверительной вероятности P и чисел степеней свободы f1 и f2 дисперсий и , соответственно.

Если отношение дисперсий (25) меньше, чем соответствующее значение F(P, f1, f2), это означает, что различие между и незначимо - воспроизводимость обеих серий одинакова, - или, как говорят, "дисперсии однородны". В этом случае можно вычислить среднюю дисперсию по формуле (20) и пользоваться ею как общей характеристикой воспроизводимости обеих серий. Число степеней свободы этой дисперсии равно f1 + f2. Если же дисперсии неоднородны, вычисление средней дисперсии, очевидно, лишено смысла.

55 Сравнение  средних результатов анализа.  Критерий Стьюдента

Необходимо сравнить два результата анализа одного и того же образца, полученные разными методами, и при этом оба результата содержат сравнимые между собой случайные погрешности. Для решения этой задачи используют модифицированный тест Стьюдента. Он существует в двух вариантах: точном и приближенном. Точный вариант применяют тогда, когда дисперсии соответствующих величин и различаются незначимо. При значимом различии и применяют приближенный вариант В точном варианте модифицированного теста Стьюдента тестовая статистика вычисляется какКак видим, по способу вычисления она весьма похожа на тестовую статистику простого теста Стьюдента n1 и n2 - числа параллельных значений, из которых рассчитаны величины и , соответственно, а - среднее стандартное отклонение, вычисляемое какВеличины f1 и f2 - числа степеней свободы соответствующих дисперсий, равные n1-1 и n2-1. Критическим значением служит коэффициент Стьюдента t(P,f) для выбранной доверительной вероятности P (обычно 0.95) и числа степеней свободы f=f1+f2=n1+n2-2

Таким образом, значимое различие между  и имеет место тогда, когда В     приближении Уэлча тестовая статистика вычисляется следующим образом:  Критическим значением вновь служит коэффициент Стьюдента t(P,f). Число степеней свободы в этом случае вычисляется как и округляется до ближайшего целого числа.

54 Сравнение  дисперсий. Критерий Фишера. Критерии  Бартлера и Кохрана

В тесте Фишера тестовой статистикой служит отношение большей  дисперсии к меньшей: необходимо, чтобы и, соответственно, x³1, в противном случае индексы следует поменять местами. Критическим значением служит специальный коэффициент Фишера F(P, f1, f2), зависящий от трех параметров - доверительной вероятности P и чисел степеней свободы f1 и f2 дисперсий и , соответственно. Значения коэффициентов Фишера для стандартной доверительной вероятности P=0.95 приведены в табл. 2 (приложение). Обратите внимание, что F(f1, f2)¹F(f2, f1), поэтому при пользовании этой таблицей надо быть очень внимательными.Если отношение дисперсий меньше, чем соответствующее значение F(P, f1, f2), это означает, что различие между и незначимо - воспроизводимость обеих серий одинакова, - или, как говорят, "дисперсии однородны". В этом случае можно вычислить среднюю дисперсию по формуле (20) и пользоваться ею как общей характеристикой воспроизводимости обеих серий. Число степеней свободы этой дисперсии равно f1 + f2. Если же дисперсии неоднородны, вычисление средней дисперсии, очевидно, лишено смысла.

Критерий Кохрена — используют при сравнении трёх и более выборок одинакового объёма n.Расхождение между дисперсиями считается случайным при выбраном уровне значимости p, если:

где  — квантиль случайной величины G при числе суммируемых дисперсий m и числе степеней свободы f = n − 1.Критерий Бартлетта – статистический критерий, позволяющий проверять равенство дисперсий нескольких (двух и более) выборок. Нулевая гипотеза предполагает, что рассматриваемые выборки получены из генеральных совокупностей, обладающих одинаковыми дисперсиями. Критерий Бартлетта является параметрическим и основан на дополнительном предположении о нормальности выборок данных. Поэтому перед применением критерия Бартлетта рекомендуется выполнить проверку нормальности. Критерий Бартлетта очень чувствителен к нарушению данного предположения.

53 Статистика малых выборок. Распределение Стьюдента Численные значения коэффициентов пропорциональности t были впервые рассчитаны английским математиком В.Госсетом, подписывавшим свои труды псевдонимом Стьюдент, и потому называются коэффициентами Стьюдента. Они зависят от двух параметров: доверительной вероятности P и числа степеней свободы f, соответствующего стандартному отклонению s(x).Причина зависимости t от P очевидна: чем выше доверительная вероятность, тем шире должен быть доверительный интервал с тем, чтобы можно было гарантировать попадание в него значения величины x. Поэтому с ростом P значения t возрастают. Зависимость t от f объясняется следующим образом. Поскольку s(x) - величина случайная, то в силу случайных причин ее значение может оказаться заниженным. В этом случае и доверительный интервал окажется более узким, и попадание в него значения величины x уже не может быть гарантировано с заданной доверительной вероятностью. Поэтому с уменьшением f величины t возрастают.Коэффициенты Стьюдента для различных значений P и f приведены в табл. 1 (приложение). Проанализируйте ее и обратите внимание на отмеченные закономерности в изменении величин t в зависимости от P и f.Если единичные значения x имеют нормальное распределение, то и среднее тоже имеет нормальное распределение. Поэтому формулу Стьюдента для расчета доверительного интервала можно записать и для среднего: Величина меньше, чем s(x) (среднее точнее единичного). Можно показать (с. 27), что для серии из n значений . Поэтому доверительный интервал для величины, рассчитанной из серии n параллельных измерений, можно записать как где f=n-1, а величины и s(x) рассчитывают по формулам (9) и (11).

44.Классификация погрешностей

Погрешности средств  измерений - отклонения метрологических свойств или параметров средств измерений от номинальных, влияющие на погрешности результатов измерений (создающие так называемые инструментальные ошибки измерений). 
Погрешность результата измерения - отклонение результата измерения от действительного (истинного) значения измеряемой величины , определяемая по формуле - погрешность измерения. 
Погрешности делятся:

По характеру проявлений: 
1.Систематическая погрешность измерения - составляющая погрешности измерения, остающаяся постоянной или закономерно изменяющаяся при повторных измерениях одной и той же физической величины. Систематические погрешности являются в общем случае функцией измеряемой величины, влияющих величин (температуры, влажности, напряжения питания и пр.) и времени 2.Случайной погрешностью называют составляющие погрешности измерений, изменяющиеся случайным образом при повторных измерениях одной и той же величины.  
3.Промахи- случайная погрешность результата отдельных результатов,которые резко отличаются от всех значений измерений. (устранимы).

По способу выражения:

1.Абсолютная погрешность - алгебраическая разность между номинальным и действительным значениями измеряемой величины. Абсолютная погрешность измеряется в тех же единицах измерения, что и сама величина, в расчетах её принято обозначать греческой буквой - ∆.

2.Относительная  погрешность — отношение абсолютной погрешности к тому значению, которое принимается за истинное. Относительная погрешность является безразмерной величиной, либо измеряется в процентах, в расчетах обозначается буквой - δ.

3.Приведённая  погрешность — погрешность, выраженная отношением абсолютной погрешности средства измерений к условно принятому значению величины, постоянному во всем диапазоне измерений или в части диапазона. Вычисляется по формуле

По зависимости абсолютной погрешности от значения измерения  В. :

1.Аддитивной погрешностью называется погрешность, постоянная в каждой точке шкалы.

2.Мультипликативной  погрешностью называется погрешность, линейно возрастающая или убывающая с ростом измеряемой величины. 
45. Систематические и случайные погрешности, промахи

1.Систематическая  погрешность измерения - составляющая погрешности измерения, остающаяся постоянной или закономерно изменяющаяся при повторных измерениях одной и той же физической величины. Систематические погрешности являются в общем случае функцией измеряемой величины, влияющих величин (температуры, влажности, напряжения питания и пр.) и времени 2.Случайной погрешностью называют составляющие погрешности измерений, изменяющиеся случайным образом при повторных измерениях одной и той же величины.  
3.Промахи- случайная погрешность результата отдельных результатов, которые резко отличаются от всех значений измерений. (устранимы).

Систематические погрешность  делятся на: 1.по причинам возникновения: инструментальные-обусловлена погрешностью средства измерения (весы, градусник); методическая – обусловлена несовершенством метода (влияние формул); изменения условий измерений яв-ся следствием отклонение одного из параметров (t); субъективная(личная) – обусловлена погрешностью по шкалам, диаграммам.

Информация о работе Шпаргалка по "Товароведению"