Шпаргалка по "Товароведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:14, шпаргалка

Описание

Экспертиза - это исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.
Проведение экспертизы поручается экспертам. Экспертами по товарам могут быть специалисты, ученые, которые владеют специальными (профессиональными) знаниями, необходимыми для решения вопросов, связанных с товарной массой и качеством товаров. Эксперты-товароведы должны хорошо знать исследуемые группы товаров, иметь опыт работы по оценке их качества.

Работа состоит из  1 файл

товаровед. непрод..docx

— 147.80 Кб (Скачать документ)

Основными источниками информации при установлении базовых образцов являются отчеты научно-исследовательских  и проектно-конструкторских организаций, научно-технические прогнозы развития отдельных отраслей промышленности, описания отечественных и зарубежных патентов, отчеты о проведении патентных  исследований, государственные, отраслевые, международные, зарубежные стандарты, отечественные и зарубежные периодические  научно-технические издания.

В аналоговую группу могут  входить лучшие образцы спроектированной или промышленно освоенной отечественной  и зарубежной продукции, составляющей значительную часть общего объема продукции, реализуемой на внешнем рынке  и пользующейся устойчивым спросом. Лучший образец из группы принимается  за базовый.

Для продукции одного вида (одного класса и назначения) используют следующие методы оценки ее качества: дифференциальный, комплексный и смешанный.

Дифференциальный  метод заключается в сравнении показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями, т.е. показатель качества оцениваемой продукции сопоставляется с показателем качества базового образца.

В первую группу следует включить показатели, определяющие наиболее существенные свойства продукции, а во вторую -- второстепенные. Если в первой группе все относительные показатели больше или равны единице, а во второй большая их часть также не меньше единицы, то можно сказать, что качество оцениваемой продукции не ниже базового. В противном случае оценку качества необходимо проводить другим методом, например комплексным.

Комплексный метод предусматривает использование обобщенного показателя качества и применяется в случаях, когда целесообразно результат представить в виде одного значения. Оценка в этом случае производится по отношению обобщенного показателя качества оцениваемой продукции к обобщенному показателю качества базового образца.

При оценке сложной продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей  качества, с помощью дифференциального  метода практически невозможно сделать  конкретный вывод, а использование  только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все  значимые свойства оцениваемой продукции. В этом случае для оценки применяют  и единичные, и комплексные показатели качества, т.е. оценку производят смешанным  методом, сущность которого заключается  в следующем. Единичные показатели качества объединяют в группы, для  каждой из которых определяют групповой  комплексный показатель качества. Наиболее значимые единичные показатели можно  в группы не включать, а рассматривать  отдельно. Объединение показателей  в группы должно производиться в  зависимости от цели оценки. Например, при аттестации качества продукции  по назначению, надежности, технологичности, стандартизации, унификации показатели группируются по характеризуемым свойствам. Найденные значения групповых комплексных  и отдельно выцеленных наиболее важных единичных показателей сравнивают с соответствующими значениями базовых показателей, т. е. применяют принцип дифференциального метода.

Для оценки качества продукции  создается экспертная комиссия, состоящая  из экспертной и рабочей групп. В экспертную группу включаются высококвалифицированные специалисты по созданию и реализации оцениваемой продукции: исследователи, технологи, конструкторы, дизайнеры, товароведы и др. Для исключения необъективности оценки в состав групп не должны входить специалисты, имеющие отношение к созданию (проектированию, изготовлению) продукции. Число экспертов зависит от требуемой точности средних оценок, допустимой емкости оценочных процедур, возможностей управления группой и возможностей организации, в которой формируется группа, но их должно быть не менее семи. При заочном опросе число экспертов не ограничивается.

Экспертная группа принимает  решение на основе усреднения оценок экспертов или голосованием. Для  избегания субъективности суждений проводят несколько туров опроса.

Заключение

Уровень качества продукции  определяется совокупностью единичных  и (или) комплексных показателей, в  результате сравнения которых с  базовыми значениями в зависимости  от цели оценки можно сделать соответствующие  выводы.

Качество продукции оценивается  на основе количественного измерения  определяющих ее свойств. К основным показателям качества относятся назначение, надежность, технологичность, стандартизация и унификация, эргономичность, эстетичность, транспортабельность, экологичность, безопасность, патентно-правовые показатели.

Значение показателей  качества продукции определяется различными методами, приоритетность и значимость которых меняется в зависимости  от поставленных перед исследователем задач. Методы определения показателей  качества различаются по уровням  достоверности. Таким образом, к  самому достоверному следует отнести  измерительный метод. Тогда социологический будет диаметрально противоположным ему.

Иногда использование  одного метода является недостаточным. В таком случае их используется несколько. Тогда, проводя комплексный анализ, можно сделать более адекватные выводы.

20 вопрос и 21 вопрос

 

В товароведении используется несколько видов классификации  товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая.

Торговая классификация

Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.

В практике торговли все  товары разделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные товары.

Общие правила  и методы классификации


Классификация позволяет  разделить товары на определенные категории  или ступени в соответствии с  принятым методом классификации. Деление  осуществляется от высшей ступени классификации  к низшей. Число ступеней классификации зависит от ее целей, задач, от сложности и количества классифицируемых объектов.

Высшими ступенями классификации  являются раздел и класс. Средними ступенями  классификации — группа и вид. После "вида" располагаются низшие ступени классификации, к которым  относятся: разновидность, артикул. При  классификации применяют также  вспомогательные категории: подраздел, подкласс, подгруппа и др.

Вид - это основная классификационная характеристика товаров. Он представляет собой конечный продукт производства, имеет конкретное назначение и собственное название, которое отражает его внешнюю особенность или внутреннее содержание. Например, стакан, диван, ситец, яблоко, треска относятся к категории вида. Но, посуда, мебель, ткани, плоды и рыба к этой категории не относятся, так как объединяют несколько видов.

Общими правилами построения классификации следует считать:

  • установление цели классификации;
  • выбор метода классификации;
  • определение классификационных признаков;
  • установление последовательности классификационных признаков от более существенного к менее существенному;
  • определение числа ступеней классификации (количество фасет).

Количество признаков  и ступеней классификации зависит  от сложности и количества классифицируемых объектов, от целей классификации. Ступень классификации — это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т. е. числом использованных признаков.

Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Различают два метода классификации: фасетный и иерархический. Деление множества объектов каждым методом подчиняется определенным правилам. Методы и правила классификации составляют систему классификации.

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы — фасеты (от франц. facette — грань отшлифованного камня) (рис. 1).

Иерархический

Фасетный

Отдельные фасеты не зависят  и не подчиняются друг другу, но они  связаны тем, что относятся к  одному и тому же множеству. Каждый фасет характеризует одну из сторон распределяемого множества. Таким  образом, фасетная система классификации представляет собой систему отдельных независимых (не подчиненных друг другу) группировок.

Использование фасетной системы во многих случаях облегчает составление классификаторов и кодирование объектов классификации.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества (рис. 1). Иерархическая система классификации отличается большой стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков, но в то же время создает много трудностей при построении.

Сравнительная характеристика иерархического и фасетного методов классификации

Метод

Достоинства

Недостатки

Иерархический

Последовательное деление  множества на подмножества с взаимосвязанным  подчинением. Ясно прослеживается соподчиненность. Каждая ступень классификации представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов. Фиксируются различия между объектами на разных ступенях классификации. Классификация хорошо приспособлена для ручной обработки информации

Малая гибкость. Трудность  построения. Определенность признаков  и установлен-ный порядок их следования. Трудность включения новых признаков деления и новых товаров

Фасетный

Каждый фасет характеризует  одну особенность распределяемого  множества. Возможность охвата или  ограничения всех характеристик  объектов классификации. Гибкость и  приспособленность для компьютерной обработки

Группировки не подчинены  друг другу. Трудность в определении  весомости классифицируемых характеристик  объекта


Обязательным правилом построения иерархической классификации является то, что объекты на каждой ступени  классификации группируют только по одному классификационному признаку. Например, нельзя одновременно делить посуду на стеклянную, столовую и эмалированную, а обувь — на резиновую, спортивную и лакированную, так как в этих группировках использовано несколько классификационных признаков (материал, назначение, характер покрытия).

Каждый метод классификации  имеет свои плюсы и минусы. Поэтому  при практическом решении классификационных  задач наиболее целесообразно сочетать преимущества и фасетного, и иерархического методов классификации.

Основные классификационные  признаки


Распределение совокупности товаров по категориям (звеньям) происходит в соответствии с признаками классификации.

Важнейшими классификационными признаками товаров являются назначение, исходные материалы (сырьевой состав), область применения, способ производства (особенности технологии), особенности происхождения, транспортабельность и др. Эти признаки служат основанием для объединения (или выделения) товаров в отдельные категории (группы).

Признак назначения определяет цель использования товара. Он может  быть использован как на высших, так и на низших ступенях классификации (например, продовольственные и непродовольственные  товары). На следующих ступенях классификации  этот признак может конкретизироваться. Так, ножи, входящие в группу ножевых  изделий вместе с ножницами, по назначению делятся на столовые, буфетные, кабинетные, хозяйственные, ремесленно-промысловые  и складные.

Разделение по виду исходного  сырья (материалов) позволяет выделить категории товаров с определенными  потребительскими свойствами. Например, обувь с подошвой из натуральной  кожи, обувь на резиновой подошве, обувь с верхом из натуральных  и искусственных материалов.

По составу сырья колбасные  изделия классифицируют на мясные, субпродуктовые и кровяные.

Деление товаров по признаку конструкции характерно для непродовольственных  товаров. Так, в зависимости от особенностей конструкции стиральные машины могут  быть барабанного и активаторного типа.

Для многих групп товаров  важен классификационный признак  деления их по способу производства. Способ производства предопределил  формирование таких товарных групп, как ткани и трикотажные полотна.

Близкие к способу производства классификационные признаки — способ выращивания, способ обработки, особенности  технологии. По этим признакам классифицируют в основном продовольственные товары. Например, по способу выращивания  овощи подразделяются на грунтовые, тепличные, парниковые.

По происхождению продовольственные товары бывают растительного происхождения (плоды, овощи, грибы, зерновые и др.), животного происхождения (мясные, рыбные и др.), минерального происхождения (поваренная соль), биосинтетического происхождения (уксус).

Очень часто товары делят  по таким признакам, как срок и  способ хранения, транспортабельность  и т. п. Например, в зависимости  от сроков хранения и качества яйца бывают диетическими и столовыми.

К классификационным признакам, которые встречаются реже и не во всех товарных группах, можно отнести: половозрастное деление (например, женская, мужская, детская обувь); условия  эксплуатации (холодильники для тропического и умеренного климата); сезонность пользования (одежда зимняя, летняя, демисезонная, всесезонная); размерные признаки (размеры, габариты); комплектность (наборы, приборы, сервизы, гарнитуры); агрегатное состояние (мыло твердое и жидкое); способ упаковки (карамель фасованная, весовая, штучная) и др. Очевидно, что эти классификационные признаки предпочтительнее использовать на низших ступенях классификации.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Товароведение"