Школьное питание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – школьное питание.
Цель курсовой работы определила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть особенности рационального питания для школьников;
- рассмотреть пищевую и биологическую ценность основных продуктов, используемых для приготовления блюд и кулинарных изделий школьного питания;
- рассмотреть особенности технологического процесса производства полуфабрикатов, кулинарных изделий и блюд;

Содержание

Введение 4
1. Особенности рационального питания для школьников 6
2 Пищевая и биологическая ценность основных продуктов, используемых для приготовления блюд и кулинарных изделий школьного питания 9
3 Особенности технологического процесса производства полуфабрикатов, кулинарных изделий и блюд 19
4 Физико-химические процессы, происходящие с пищевыми веществами при технологической обработке продуктов, их роль в формировании качества продукции 26
5 Разработка технологических нормативов (ТК, ТТК) на ассортимент продукции. Расчет пищевой и энергетической ценности 28
6 Контроль качества продукции 31
7 Составление рационов питания 35
Заключение 40
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

3496 кур.р. Школьное питание.doc

— 482.00 Кб (Скачать документ)

Супы заправочные (борщи, щи, рассольники) необходимо чередовать с супами картофельными, овощными, крупяными, молочными. Ассортимент супов можно расширить с учетом особенностей национальных кухонь.

Вторые блюда для детей готовят  из разнообразных продуктов: мяса, рыбы, творога, яиц, круп, муки и овощей.

Из натуральных блюд можно рекомендовать  мясо и куры отварные, мясо, шпигованное  овощами, жаркое по-домашнему, плов, гуляш, а из субпродуктов — язык отварной, печень, тушенная в сметане.

Разнообразить блюда можно, комбинируя мясо с овощами, крупами, а также приготовляя различные соусы. В детском питании можно использовать белые молочные, сметанные, томатные и сладкие соусы.

Особой любовью у детей пользуются тушеные мясные блюда — мясо, тушенное с картофелем, печень, тушенная в сметане, мясо тушеное в молочном соусе. Любят дети фаршированные запеченные блюда — зразы овощные, с мясом, фаршированные мясом кабачки, голубцы.

Рыбные блюда в школьных столовых готовят из нежирной малокостистой  рыбы — трески, хека, щуки. Для варки и жарки разделывают рыбу с кожей без реберных костей. Большую часть блюд приготовляют из рыбной котлетной и кнельной массы. Рыбные котлеты, биточки, зразы, как и мясные, желательно для младших школьников готовить на пару.

Для улучшения вкуса отварной и припущенной рыбы порционные куски заливают горячей водой, добавляют лук, белые коренья, специи, соль и варят при слабом кипении. Рыба получится более нежного вкуса, если в отвар добавить немного огуречного рассола или раствора лимонной кислоты.

Для повышения усвояемости и улучшения вкуса мясных блюд лучше использовать сложные гарниры, состоящие из двух-трех видов овощей, например отварной картофель, тушеную капусту, припущенный зеленый горошек, морковное или свекольное пюре. К рыбе лучше подавать картофель отварной или в виде пюре, к блюдам из птицы — рис отварной. Крупяные гарниры необходимо сочетать со свежими или консервированными овощами.

В рацион детей необходимо включать большое количество блюд из разных овощей. К сожалению, ассортимент  овощных блюд из-за их трудоемкости в школьных столовых беден и ограничивается чаще всего овощными гарнирами (картофельное пюре, капуста тушеная) и в лучшем случае такими блюдами, как рагу овощное, картофельные котлеты и голубцы овощные. К тому же дети часто отказываются от овощных блюд, так как с детства не приучены к ним.

Расширение ассортимента овощных  блюд возможно в условиях индустриальной технологии производства овощных полуфабрикатов высокой степени готовности; это  — запеканки капустные, морковные, овощные и картофельные, биточки капустные, морковные, свекольные и картофельные, голубцы, капуста тушеная.

Овощи подвергают различным видам  тепловой обработки, разнообразя тем  самым рацион.

Наиболее ценные вещества картофеля  и большинства корнеплодов находятся  в верхнем слое под кожицей. Поэтому предпочтительнее варить картофель, свеклу, морковь в кожице. Можно варить эти овощи и в очищенном виде на пару в специальных пароварочных шкафах. Это способствует максимальной сохранности витаминов и минеральных солей.

Для корнеплодов применяют и другой вид тепловой обработки. Очищенную морковь и свеклу нарезают ломтиками или кубиками. Затем к свекле для сохранения цвета добавляют раствор лимонной кислоты и припускают до размягчения. Морковь для лучшего сохранения каротина припускают с растительным маслом.

Незаслуженно забыты в детской  кулинарии блюда из тыквы. По словам педиатров, тыква благодаря значительному  содержанию Сахаров удовлетворяет  потребность ребенка в сладком, не нарушая аппетита. К тому же она  в любом виде хорошо усваивается организмом. Нежная, сочная, аппетитная мякоть тыквы может успешно использоваться в детском питании в вареном, тушеном и запеченном видах.

В питании детей широко применяют  разнообразные по вкусу и технологии блюда из круп и макаронных изделий. Наиболее распространены различные каши, пудинги, запеканки, биточки. Для детей младшего школьного возраста желательно включать в рационы завтраков жидкие и вязкие каши из гречневой, овсяной, манной и рисовой крупы, а также из искусственных круп с повышенной биологической ценностью (Пионерская, Здоровье, Спортивная).

Вязкие каши можно готовить с  морковью, тыквой, сливами. Хорошо разнообразят меню пудинги, запеканки, биточки из круп со сладкими соусами, вареньем, а  также пловы с овощами и  фруктами.

Незаменимы в детском питании молочные блюда. Молоко дается детям как самостоятельное блюдо и как добавка во многие блюда — каши, овощные пюре, соусы, супы, молочные кисели, кремы и т. д.

Большой удельный вес в рационах детей занимают блюда и изделия  из творога. Творог натуральный с сахаром и сметаной, сырковая масса, сырники, вареники, запеканки, пудинги, блинчики, ватрушки с творогом — вот неполный перечень блюд, которые широко используют при составлении завтраков, обедов и ужинов для детей. Обязательным условием при переработке творога является его притирание. Блюда, приготовленные из протертого творога, более нежные, сочные. Для детей младшего школьного возраста пудинги и запеканки лучше готовить на пару — это повышает их вкусовые свойства, улучшает усвояемость.

Значительное место в детском питании отводится мучным кулинарным и кондитерским изделиям. Они отличаются большим разнообразием и высокой питательной ценностью. Широким спросом у детей пользуются блины, блинчики, пельмени, вареники, пирожки, расстегаи, пироги, слоеные языки и другие изделия.

Любой прием пищи должен завершаться  сладким блюдом (компоты, желе, сладкие  пудинги и др.) или напитком, свежими  фруктами. В свежем виде можно использовать только созревшие, неповрежденные плоды  и ягоды. Их перебирают, отрывают плодоножки (кроме вишен и черешен), промывают холодной проточной водой, а затем ополаскивают 2—3 раза холодной кипяченой водой.

Школьное питание может выполнять  свою роль, содействовать здоровому  физическому и умственному развитию детей в том случае, если еда будет не только высокого качества, соответствовать требованиям рационального физиологически обоснованного питания, но и отвечать требованиям гигиены питания. Основной задачей гигиены питания применительно к школьному питанию является обеспечение учащихся доброкачественной и безвредной пищей, предупреждение пищевых острых кишечных инфекций и пищевых отравлений.

Соблюдение требований гигиены  применительно к пищевым продуктам  направлено в первую очередь на то, чтобы предупредить перенос болезнетворных микроорганизмов или вредных продуктов их обмена на человека, а также проникновение этих микроорганизмов в пищевые продукты и их размножение в них.

 

Технологические схемы приготовления  блюд в школьном питании.

 

Салат “Весна”

 

Суп-лапша домашняя.

 

 

Голубцы с мясом и рисом.

 

Кисель из плодов шиповника (витаминизированный)

4 Физико-химические процессы, происходящие с пищевыми веществами при технологической обработке продуктов, их роль в формировании качества продукции

При тепловой обработке  происходит размягчение овощей, изменение массы,  
изменение цвета, пищевой ценности, изменение активности ферментов.

При тепловой обработке в начальный период нагревания активизируются ферменты (до (40 – 50)0С) при этом происходит изменение основных пищевых веществ продуктов. При дальнейшем нагревании ферменты инактивируются (50-70)0С, цитоплазма и мембраны разрушаются, компоненты клеточного сока и других структурных элементов клетки смешиваются.

Размягчение овощей частично обусловлено деструкцией клеточных стенок, но при этом клеточные стенки  сохраняют свою целостность, кроме того и при последующей механической обработке (протирании) не разрушаются. Это объясняется прочностью и эластичностью оболочек клеточных стенок. При протирании ткань разрушается по срединным пластинкам. Основным изменениям подвергаются пектиновые вещества и гемицеллюлозы, а также структурный белок экстенсин, целлюлоза в процессе тепловой обработки  лишь набухает. Изменение механической прочности овощей при тепловой обработке зависит от степени деструкции полисахаридов клеточных стенок и растворимости продуктов деструкции.

Деструкция протопектина и гемицеллюлоз. При тепловой обработке происходит расщепление протопектина и гемицеллюлоз, образование веществ с меньшей молекулярной  массой, растворимых в воде. Процесс расщепления протопектина и гемицеллюлозы зависит  
от строения пектиновых веществ и  гемицеллюлозы, от рН среды,   от воздействия фермента пектинметилэстеразы. Механизм деструкции клеточных стенок различных овощей и плодов определяется прежде всего степенью этерификации полигалактуроновой кислоты в протопектине.

Высокометоксилированные пектиновые вещества, содержащие незначительное количество свободных остатков галактуроновой кислоты подвергаются гидролизу легче, чем низкометаксилированные. В процессе деструкции высокоэтерифицированных продуктов обязательно присутствие воды, поэтому овощи имеющие степень этерификации выше 60% жарить не рекомендуется, так как при жарке влага  испаряется. Деструкция  гемицеллюлозы  происходит  при температуре (70 – 90) С и выше с образованием растворимых продуктов.

Деструкция структурного белка клеточных стенок экстенсина начинается при температуре 500С происходит с высвобождением оксипролина, при этом уменьшается механическая прочность растительной ткани.

Деструкция протопектина  идет тремя путями: разрушение солевых мостиков у низкоэтерифицированного пектина; распад водородных связей между этерифицированными остатками галактуроновой кислоты; гидролиз гликозидных связей в цепи протопектина.

Распад водородных связей между этерифицированными остатками  галактуроновой  
 кислоты возможен при наличии определенного количества влаги.

Солевые мостики разрушаются  в результате ионообменной реакции. Для прохождения этой реакции  необходимы ионы одновалентных металлов и осадители кальция и магния (щавелевая кислота, фитиновая, лимонная,  
растворимый пектин), которые содержатся в клеточном соке и после т.о. могут участвовать в этих реакциях после разрушения мембран растительных клеток.

Гидролиз гликозидных  связей происходит при наличии воды, с повышением температуры, легче подвергается гидролизу высокометоксилированный пектин. Интенсивность гидролитического расщепления зависит от рН среды.

Продукты деструкции пектиновых веществ имеют разную способность к растворению: пектовая кислота - нерастворима или слаборастворима, пекти 
новая кислота - растворима в воде, а метоксилированные и ионизированные  
остатки полигалактуроновой кислоты легко растворимы в воде.

Продолжительность тепловой обработки овощей и плодов зависит от свойств самого продукта, способа тепловой обработки, степени измельчения продукта, температурного режима обработки, рН среды, строения пектиновых веществ, гемицеллюлозы, экстенсина, от наличия в клеточном соке органических кислот и их солей с катионами щелочных металлов, которые участвуют в ионообменных реакциях расщепления хелатных связей протопектина (Са-осадительная способность сока, которая определяется содержанием органических кислот и  
их солей).

5 Разработка  технологических нормативов (ТК, ТТК)  на ассортимент продукции. Расчет  пищевой и энергетической ценности

 

Технологическая карта № 19 

Салат  «Летний»

Наименование

продуктов

Норма расхода продуктов  на  порцию массой нетто 100 г

вес

брутто, г

вес

нетто, г

Картофель молодой

23,9

20/18,7

Огурцы свежие

неочищенные

 

21

 

20

Помидоры свежие

18,8

16

Лук зеленый

15

12

Фасоль стручковая

13,3 

Яйца вареные

3/10шт.

12

Соус салатный для  школьного питания

14

14

Соль поваренная

0,25

0,25

Выход порции, г

 

100


 

Наименование салата

Пищевая ценность порции массой нетто 100 г

Калорийность,

ккал

белки, г

жиры, г

углеводы, г

Салат «Летний»

6,6

5,7

7,0

106


Технология приготовления: картофель молодой очищают, отваривают в воде в течение от 30 до 40 мин, воду сливают, картофель охлаждают до температуры от 8 до 100С. Горошек зеленый консервированный или фасоль стручковую консервированную проваривают в собственном отваре в течение 5 мин после закипания, после чего отвар сливают, горошек или фасоль охлаждают до температуры 8-100С. Подготовленные овощи нарезают: картофель и огурцы – ломтиками, помидоры – тонкими дольками, фасоль стручковую – ромбиками. Лук зеленый шинкуют. Картофель, овощи и фасоль или горошек зеленый консервированные перемешивают с добавлением соли поваренной йодированной. При отпуске салат заправляют соусом салатным, оформляют дольками яиц и посыпают луком зеленым.

Информация о работе Школьное питание