Коммерческое товароведение как учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:38, контрольная работа

Описание

Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то, нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов.

Работа состоит из  1 файл

коммерческое товароведение как учебная дисциплина.docx

— 25.86 Кб (Скачать документ)

     коммерческое  товароведение как  учебная дисциплина

     Продукция — материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.        

     Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то, нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов.

     Товар — материальная продукция, предназначенная  для купли-продажи.

     Таким образом, товар выступает как  один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно  отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией.

Товар — сложное  понятие и не менее сложный  материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами.

Товароведение — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения.

     Товароведение — наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

     Термин  «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее  слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение — знания о товарах.

     Цель  товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а  также их изменений на всех этапах товародвижения.

     Для достижения этой цели товароведение  как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

четкое  определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;

установление  принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;

систематизация  множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

изучение  свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;

управление  ассортиментом организации;

определение номенклатуры потребительских свойств  и показателей товаров;

оценка  качества товаров, в том числе  новых отечественных и импортных;

выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

определение количественных характеристик единичных  экземпляров товаров и товарных партий;

обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла  путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

установление  видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

информационное  обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;

товароведная  характеристика конкретных товаров.

     Товароведение относится к основополагающим учебным  дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетологов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.

     Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах.

     Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.

     Принципами  товароведения являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.                                

     Безопасность  — основополагающий принцип, который  заключается в отсутствии недопустимого  риска, связанного с возможностью нанесения  товаром, или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

     С позиций товароведения товар  должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.

     Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

Этот принцип  имеет важное значение при формировании ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах.

     Совместимость,—  принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также  оптимального режима. Совместимость деталей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуатации сложнотехнических и других товаров — непременное условие сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей.

     Взаимозаменяемость  — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Взаимозаменяемость  товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время это позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию.

     Способность товара или отдельных комплектующих  его изделий быть использованными  вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров.

     Систематизация  — принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.

     С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, построенную по определенному плану.

Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят идентификация, классификация, обобщение и кодирование.

     Системный подход к управлению товародвижением, базирующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи. 

Классифика́тор, или (от лат. classisразряд и facereделать) — систематизированный перечень наименованных объектов, каждому из которых в соответствие дан уникальный код. Классификация объектов производится согласно правилам распределения заданного множества объектов на подмножества (классификационные группировки) в соответствии с установленными признаками их различия или сходства. Применяется в Автоматизированных системах управления и обработке информации. Классификатор является стандартным кодовым языком документов, финансовых отчётов и автоматизированных систем.

Классификаторы  разрабатываются как на уровне отдельных  предприятий (организаций), так и  на уровне государств. Существуют следующие уровни классификаторов:

  • международные — стандартные классификаторы, используемые по всему миру;
  • межгосударственные — классификаторы, используемые в рамках экономических союзов и других межгосударственных объединений: например, классификаторы используемые в ЕС, СНГ и т. д.
  • национальные, или межотраслевые — классификаторы, используемые в пределах государства. Не должны противоречить международным классификаторам;
  • отраслевые — классификаторы, используемые в рамках одной отрасли;
  • системные — классификаторы, принятые отдельным предприятием (организацией) для применения в рамках своей автоматизированной системы. Они содержат информацию, необходимую для решения задач в конкретной АС и отсутствующую в национальном или отраслевом классификаторе.

В классификаторах  применяется два метода классификации: иерархический и фасетный. Выбор между этими двумя методами зависит от особенностей конкретной предметной области. Существуют следующие требования для выбранной системы классификации:

  • достаточная емкость и необходимая полнота, которые гарантируют охват всех объектов классификации в заданных границах;
  • оправданная глубина;
  • обеспечение возможности решения комплекса задач различного уровня;
  • возможность расширения множества классифицируемых объектов и внесения необходимых изменений в структуры классификации;
  • обеспечение возможности сопряжения с другими классификациями однородных объектов;
  • обеспечение простоты ведения классификатора.

Иерархический метод классификации

Под Иерархическим  методом классификации понимается метод, при котором заданное множество  последовательно делится на подчиненные  подмножества, постепенно конкретизируя  объект классификации. При этом основанием деления служит некоторый выбранный  признак. Совокупность получившихся группировок  при этом образует иерархическую  древовидную структуру в виде ветвящегося графа, узлами которого являются группировки.

Выбор последовательности признаков зависит, прежде всего, от характера информации. При построении классификации выбор последовательности признаков зависит от вероятности  обращения к тому или иному  признаку. При этом наиболее вероятным  обращениям должны соответствовать  высшие уровни классификации.

Требования к  классификатору, построенному на иерархическом  методе классификации: Классификационные  группировки, расположенные на одной  ступени классификатора, не должны пересекаться, то есть не должны включать в себя аналогичных понятий. На каждой ступени классификатора для разделения вышестоящей группировки должен использоваться только один признак. Сумма  подмножества всегда должна давать делимое  множество объектов; не должна оставаться часть объектов, не вошедших в состав классификационной группировки.

Основными преимуществами иерархического метода является большая  информационная емкость, традиционность и привычность применения, возможность  создания для объектов классификации  мнемонических кодов, несущих смысловую  нагрузку.

Значительным  недостатком иерархической классификации  является слабая гибкость структуры, обусловленная  фиксированным основанием деления  и заранее установленным порядком следования, не допускающим включение  новых объектов и классификационных  группировок. Таким образом, при  изменении состава объектов классификации  и характеристик с помощью  классификационных задач, требуется  коренная переработка всей классификационной  схемы.

Информация о работе Коммерческое товароведение как учебная дисциплина