Керамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание

Керамика это древнейшее искусство лепки из глины. Слово керамика происходит от двух греческих: «keramike» - гончарное искусство и «keramos» - глина. Под керамикой понимают искусственные силикаты, вырабатываемые из глинистых материалов с различными минеральными добавками и обожженными до камневидного состояния. За высокое качество, функциональность, дизайн и декор, кроме признания у потребителей, современная керамика, также получила уважение всего мирового сообщества на международном уровне.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 536.00 Кб (Скачать документ)

В эпоху средних веков особенно значительно было развитие керамики в странах Арабского Халифата, Средней Азии, Персии. Наибольшей известности достигли изготовлявшиеся в этих районах вазы, кувшины, блюда и ряд других изделий, а также архитектурные плитки, покрытые многоцветными глазурями и «люстрой».

Мусульманская религия (ислам) запрещала использовать в быту посуду из драгоценных металлов и тем самым невольно оказала положительное влияние на работу керамистов. После долгих поисков мастерам удалось изготовить специальные керамические покрытия - люстры, наносившиеся на глазурованную поверхность изделий и придававшие ей после обжига своеобразный металлический радужный блеск с перламутровым, золотистым отливом. В то время наиболее развитой стала испано-мавританская керамика. Основой, которой стали сосуды различных форм и люстровые изразцы, украшающие наряду с разноцветным мрамором, раскрашенные алебастром своды и стены мусульманских дворцов. Керамика украшалась орнаментной росписью, изображение живых существ было запрещено исламом.

Орнамент керамики мусульманских стран считают «музыкой для глаз», ведь он отличался удивительным богатством художественных форм. Здесь сложилось замечательное искусство узора, родился такой новый орнаментный мотив, как «арабеска», состоящий из сложных переплетений и пересечений условных растительных и геометрических форм с богато и тонко разработанными деталями, нередко включавших надписи арабскими буквами. В Европу испано-мавританская керамика перевозилась по Средиземноморью через остров Майорка.

В Западной Европе, после упадка в период средних веков, когда из посуды преобладали печные горшки, а для строительства керамика практически не применялась, возрождение керамического производства начинается с 15 века в Италии. В эпоху итальянского Ренессанса (15-16 вв.) наряду с общим цветом искусства высокого подъема достигает и художественная керамика. Ввоз испано-мавританских изделий в 15 веке содействовал развитию местного производства в городах Фаэнца, Сиена, Урбино и др., где изготовлялись различные расписные изделия - вазы, блюда, тарелки с изображением пейзажей, портретов, сюжетных композиций в орнаментном обрамлении, т.е. сюжетная роспись, впервые после античности, стала господствующим видом декорирования изделий.

Получила развитие и архитектурная декоративная майолика - цветные керамические вставки украшали общественные помещения, дворцы и храмы. Широко известны рельефная вставка «Мадонна с младенцем» Луки делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев на фасаде воспитательного дома во Флоренции. Итальянская майолика оказала заметное влияние на развитие майолики в других европейских странах, в первую очередь Германии и Франции.

Параллельно с майоликой с 16 века начинают выделывать фаянс. Первое европейское фаянсовое производство появилось во французском городке Сен-Поршер. Здесь изготовлялись оригинальные сосуды с росписью и лепниной, по тонкости черепка приближавшиеся к прославленной древнегреческой терракоте.

Наиболее близкими по составу к современному фаянсу были произведения французского мастера Бернара Палисси - глазурованные блюда и вазы с изображением животных и растений.

В 17 веке большой известностью пользовался дельфтский фаянс (Голландия). Плитки, вазы, блюда украшались как многоцветным декором, так и синей подглазурной росписью. В 18 веке талантливый керамист Джордж Веджвуд усовершенствовал технологию фаянса, прочно ввел в практику разнообразные приемы декорирования. Примером служит сервиз, выполненный по заказу Екатерины Великой в 1774 году, который хранится в Государственном Эрмитаже и состоит более чем из 900 предметов, на которых коричневым тоном по фону «цвета сливок» сделаны рисунки, воспроизводящие достопримечательные места Англии - замки и красивые поместья.

В Германии в конце 15-16 веках получило широкое распространение изготовление печных изразцов, кружек, ваз с рельефным узором, покрытых соляной глазурью. Изделия из каменных масс отличались исключительной прочностью и тонкостью обработки. Цветные каменные массы - базальтовая и особенно яшмовая - широко использовались для изготовления разнообразных изделий в связи с распространением моды на античные мотивы. Это были копии античных ваз, рельефов, чаще же создавались более свободные подражания.

В течение многих лет в Европе пытались разгадать секрет изготовления фарфора. Впервые китайский фарфор привез в Европу знаменитый исследователь Марко Поло в конце 13 века, а в 15-16 веках большое количество фарфора стали завозить венецианские и португальские купцы. Фарфор по своей белизне, просвечиваемости, твердости, богатству красок значительно превосходил все европейские керамические изделия. Фарфор был «на вес золота» и очень сильно ценился. Иметь его хотели короли, герцоги, придворные и многие другие.

Настоящий твердый фарфор был получен в начале 18 века в Германии. Открыл его Иоганн Бетгер в городе Мейсен, на своей фарфоровой мануфактуре. В 1709 году по разработкам ученого Чирнхауза были изготовлены первые образцы фарфоровых изделий, однако сам ученый не дожил до создания и умер в 1708 году.

Самый знаменитый фарфор в то время выпускала Мейсенская мануфактура, отличавшаяся высоким техническим уровнем фарфора и разнообразным ассортиментом изделий. В декорировании фарфора отразились черты стиля Рококо с присущими ему легкостью, узорностью, прихотливостью очертаний и асимметричностью композиций. Изделия расписывались подглазурными и надглазурными красками, декорировались золотом, дополнялись скульптурными изображениями цветов.

Глазурованная и расписная скульптура отличалась тончайшей моделировкой фигур и тщательной проработкой деталей. Выпускались также целые скульптурные группы, объединенные единым сюжетом.

К концу 18 века фарфоровое производство было освоено во многих европейских странах и фарфор как художественный материал повсеместно оттеснил другие виды керамики. Глазурованная скульптура постепенно вытесняется скульптурой из неглазурованного «бисквитного» фарфора. Причем особенно славятся изделия Севрской французской мануфактуры. В 19 веке художественное качество фарфора постепенно снижается, что было связано с общим упадком художественной промышленности, особенно сильно проявившимися во второй половине века.

На территории нашей страны керамическое производство развивается с глубокой древности, о чем свидетельствуют раскопки в селе Триполье близ Киева (3 тыс. лет до н.э.). Вблизи Керчи обнаружены остатки печей для обжига керамики, сооружение которых относится к 4 веку, но относительная сложность конструкций печей указывает на то, что керамическое производство возникло здесь значительно раньше.

Уже в период раннего Средневековья, в 5 веке, в Киевской Руси был хорошо известен гончарный круг. Изготовлялись различные гончарные изделия: миски, блюда, ковши, фонари, светильники и кувшины. В этот период совершенствовались обжигательные печи, температура обжига в которых была достаточно высокой - до 1200°С. высшим достижением этого периода было изготовление глазурованной посуды, а также плит для стен и потолков, для декорирования применялись разноцветные глазури и эмали. Пример высоко технического искусства и качества керамики Киевской Руси - это чаша, найденная во 2 веке в Тамани. На чаше изображены две птицы на священном дереве. Характерно трехчастное симметричное построение и четкий контурный рисунок, залитый яркими красками. Эта манера росписи керамики говорит о влиянии техники ювелирных перегородчатых эмалей. В изображении преобладают зеленые и синие цвета, положенные на светло-желтоватый фон черепка. По степени тонкости черепка эта чаша близка к фаянсовой керамике.

Монголо-татарское нашествие, губительно сказалось на керамическом производстве, почти полностью уничтожив высокие достижения русских гончаров.

С 16 века начинает развиваться русское керамическое производство, которое достигает своего подъема в 17 веке. Распространенными видами керамики становятся чернолощеная и глазурованная посуда, а также изделия, покрытые белыми ангобами по красному черепку и расписанные коричневой краской. Высоким достижением чернолощеной керамики 17 века были кувшины-кумганы, их отличали энергичные красивые очертания, очень выразительные пропорции, прекрасное лощение, чистый черный цвет. Лощили всю поверхность или лощеные участки красиво оттенялись матовыми.

От древней Руси до нас дошло и значительное количество глиняных игрушек - это глазурованные или расписанные ангобом свистульки, фигурки животных. Из них особенно интересны московские коники 16-17 веков. Отточенные по силуэту, обобщенные по форме они напоминают изображения коней на древних иконах.

Наиболее значительным периодом в истории развития русской керамики был 18 век - век напряженный технических и художественных исканий, интересных находок и изобретений. Высокий уровень керамического производства конца 17 века и первой половины 18 века подготовили переход к следующей ступени керамической технологии - освоению выпуска тонкой майоликовой посуды. Такую керамику начали изготавливать в 1748 - 1749 гг. в Москве на заводе Афанасия Гребенщикова, сын которого Иван был талантливым керамистом-изобретателем. Успехи Гребенщикова вызвали появление ряда аналогичных предприятий и мастерских в Гжельской волости Московской губернии, которые сыграли главную роль в дальнейшем развитии керамического производства. Гжельские мастера в большом количестве изготовляли посуду, игрушки, декоративную скульптуру, отличавшуюся простотой форм и реалистической меткостью характеристик.

В 18 веке русские мастера овладели техникой изготовления фаянса, но важнейшим достижением русского производства стало освоение фарфоровых технологий изготовления. При Петре первом были сделаны результативные попытки выведать секрет фарфора у китайских мастеров. Над изысканием фарфоровых составов работали М.В. Ломоносов, И.А. Гребенщиков, а в последствии разработал точную технологию великий ученый Д.И. Виноградов.

В России императорского периода наиболее прогрессивно стал выпускать фарфор и фаянс знаменитый Ломоносовский фарфоровый завод, основанный в 1744 году. Продукция данного завода была достаточно дорога и поэтому покупалась царским дворцом и заморскими гостями. Безусловными шедеврами фарфоровой промышленности этого завода стали огромные кофейные, чайные и столовые сервизы. Для одного человека - «Солитер», «Эгоист», для двух «Тет-а-тет», свыше пятидесяти – «Незабудка», «Царский», «Императорский», «Колокольный», «Парадный» и другие.

Со второй половины 18 века возникают и частные фарфоровые предприятия, среди которых самым знаменитым был завод Ф.Я. Гарднера в Вербилках, основанный в 1766-1767 годах. В начале 19 века начинают работать заводы Попова, Батенина, братьев Корниловых и т.д., а также многочисленные мелкие заводы и мастерские Гжели. В 1889 году промышленник М.С. Кузнецов создает акционерное общество Кузнецовский фарфор. Продукцию этого объединения отличали художественный уровень исполнения, прекрасные технические качества изделий, преобладали изделия с вычурной лепкой и пестрой крикливой росписью под стили всех времен и народов.

Наиболее заметные события в развитии керамики в 20 веке в России

1) В начале века на Императорском заводе работают талантливые художники В.В. Кузнецов, С.В. Чехонин, сестры Данько, технолог-керамист Н.Н. Качалов.

2) Скульптурные композиции В.А. Серова и К.А. Сомова, были интересны своим колористическим решением, пластические формы понимались в них чисто живописно.

3) Деятельность художников М.А. Врубеля и П.К. Ваулина Абрамцевской и Талашкинской мастерских, старавшихся противопоставить эклектике предшествующего периода поиски нового художественного стиля, отдельные черты которого создавались под воздействием народного искусства.

4) Разработка нового вида керамики «агитационного фарфора», ярко выразившего революционный пафос новой эпохи.

5) В 1930 году выработка Имперским заводом увеличенного производства массовых художественных изделий.

6) Активная работа ведущих российских заводов: Ломоносовского, Дмитровского и Дулевского с перевыполнением плана в 2,5 раза.

Характеристика основных видов керамики

Все керамические товары по структуре и физико-техническим свойствам обожженного черепка делят на изделия из грубой и тонкой керамики.

Грубая керамика - это изделия с неоднородной структурой, имеющие естественную желтовато-коричневую окраску. В эту группу относят строительные материалы (кирпич, черепицу) и посуду гончарную.

Тонкая керамика - это фарфор, фаянс, майолика, полуфарфор, тонкокаменные изделия. Тонкая керамика отличается однородностью структуры, тщательностью обработки и отделки поверхности, имеет механическую и термическую стойкость, устойчивость к химическим воздействиям. По степени плотности все изделия тонкой керамики бытового назначения делят на две группы - изделия со спекшимся черепком, не пропускающим жидкости и газы, и изделия с пористым черепком. Плотный спекшийся черепок имеет фарфор и тонкокаменные изделия. Они издают при ударе чистый звук, имеют блестящую поверхность, и водопоглощение от 0,2 до 4%. Изделия с пористым черепком - фаянс, майолика, полуфарфор, гончарные изделия - в изломе имеют шероховатую поверхность и непрозрачны, при ударе издают глухой звук, водопоглощение их до 15%.

ФАРФОР

Фарфор - это белый, плотный, спекшийся, непроницаемый для жидкостей и газов керамический материал с раковистым изломом. Фарфор просвечивает в тонких слоях - 1-3 мм (через такие слои виден, например силуэт пальцев). Легкие удары деревянной палочкой о край фарфорового изделия вызывают чистый и продолжительный звон.

Помимо белого фарфора в отдельных случаях приготовляют крашеный фарфор, для чего в фарфоровую массу вводят керамические пигменты. Исходя из состава основных исходных материалов и максимальной температуры обжига, фарфор разделяют на твердый и мягкий. Типичный твердый фарфор содержит 40-55% глинистого вещества, 20-30% полевого шпата, 20-30% кварца. Температура его обжига составляет 1320 - 1450°С. Типичный мягкий фарфор содержит 20-40% глинистого вещества, 20-30% полевого шпата, 20-40% кварца. Температура его обжига 1250-1300°С.

Информация о работе Керамика