Керамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание

Керамика это древнейшее искусство лепки из глины. Слово керамика происходит от двух греческих: «keramike» - гончарное искусство и «keramos» - глина. Под керамикой понимают искусственные силикаты, вырабатываемые из глинистых материалов с различными минеральными добавками и обожженными до камневидного состояния. За высокое качество, функциональность, дизайн и декор, кроме признания у потребителей, современная керамика, также получила уважение всего мирового сообщества на международном уровне.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 536.00 Кб (Скачать документ)

2. ООО «Бакинский Фарфор». Азербайджан.

3. ОАО «Бориславский фарфор». Украина.

4. ООО Фаянсовый завод «Серп и молот». Украина.

5. ООО «Добвышский фарфор». Украина.

6. Ереванский фаянсовый завод. Армения.

7. ООО «Кировабад-фарфор». Азербайджан.

8. ОАО «Минский фарфор». Белоруссия.

9. ОАО «Полтавский фарфор». Украина.

10. «RPR RIGA». Латвия.

11. «Целиноградский фарфор». Казахстан.

12. «SCARLETE». Германия.

13. «Villeroy I Boch». Франция.

2). Товароведная экспертиза качества изделий из керамики.

2.1 Методика определения размеров, емкости, плотности, и просвечиваемости изделий из керамики.

Определение размеров керамических изделий. Габаритные размеры изделия определяют измерением диаметра и высоты (овальное изделие измеряют по большой и малой осям). диаметр изделия измеряют миллиметровой линейкой, высоту — двумя линейками, из которых одну устанавливают вертикально рядом с изделием, а другую кладут горизонтально сверху изделия. Место пересечения двух линеек является высотой изделия.

Определение емкости керамических изделий. Емкость изделия определяют с помощью мерного цилиндра. Емкость полого изделия определяют по количеству воды, заполняющей изделие до верхнего края, а также изделий, как чайники, кофейники и т.п., - до прикосновения крышек, емкость глубоких тарелок — по количеству воды, заполняющей тарелку до уровня, отстоящего на 25 мм от наружного края изделия.

 

2.10 Требования к качеству, предъявляемые к изделиям из керамики.

Качество керамических изделий устанавливают по их соответствию требованиям ТУ, ГОСТов и других нормативных документов. Общими требованиями являются: рациональность формы и размеров, удобство пользования изделиями и простота ухода за ними. Особое внимание обращают на сочетание в изделии красоты и полезности. Посуда керамическая должна соответствовать требованиям ГОСТ 28390-89, ГОСТ

28391-89, ГОСТ 25093-82. Все материалы, используемые для изготовления посуды должны быть допущены к применению Министерством здравоохранения РФ. Поверхности изделий, соприкасающиеся с пищевыми продуктами не должны содержать свинец и кадмий в количествам превышающих нормы, установленные в ГОСТах. Посуда должна быть прочной, не должна разрушаться при хранении в стопах более 50 — 100 единиц. Приставные детали должны быть прочно прикреплены к основному изделию. Каждое изделие должно быть устойчиво на горизонтальных поверхностях. Наличие видимых дефектов не должно превышать их количество, установленное в ГОСТах и ТУ. В изделиях не допускаются:

подрыв приставных деталей, односторонние трещины и царапины, матовость глазурей, летелый край, сухость глазури, плешины на лицевой и оборотной сторонах изделий, цек и волос, пузырь, выгорки и закопченность.

В соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми к посуде, черепок фарфоровой и фаянсовой посуды должен быть белым, равномерно покрытым глазурью. Требуется, чтобы рисунок был выполнен тщательно, без помарок, сборок. Незаглазурованные места, следы от подставок должны быть отшлифованы, отполированы. Крышки на изделиях должны плотно, без зазоров прилегать к борту. Посуда из фарфора должна иметь определенную белизну: изделия 1 сорта - не менее 63%, 2 сорта - 60%, 3 сорта - 55%; тонкостенные изделия соответственно 68, 65, 60%, а из костяного фарфора до 80%. Белизна изделий из фаянса не нормируется. Изделия из фарфора должны просвечивать в слоях толщиной 2-2,5 мм. Изделия должны быть механически прочными и термически устойчивыми. В зависимости от внешнего вида, физико-технических показателей, характера и количества дефектов посуду из фарфора и фаянса делят на 1,2 и 3 сорта; посуду из майолики - на 1,2,3 сорта; посуду из гончарной керамики на 1 и 2 сорта. Сортируют керамические изделия в определенной последовательности. Вначале определяют вид черепка посуды, способ изготовления изделий. Затем устанавливают вид дефектов, определяют их количество и месторасположение на изделии. Одни и те же дефекты по-разному влияют на качество изделий в зависимости от того, где они расположены. У керамической посуды различают лицевую сторону, т.е. образующую внешнюю поверхность полых изделий, и оборотную. дефекты, расположенные на внешней стороне, больше влияют на качество изделий. Оценивают качество изделий по системе допусков для 1,2 и 3 сортов. Не допускаются дефекты, превосходящие допуски 3 сорта и значительно снижающие качество изделий.

Дефекты изделий из керамики

Дефекты формования. Пороки пластического формования являются результатом несовершенства методов формования, оборудования и недостаточной гомогенизацией массы.

Трещины возникают при неоднородной влажности массы, использовании тощих масс, недостаточном помоле компонентов массы, неравномерном увлажнении пласта при его разводке, неправильном режиме формования, преждевременной выбивке полых изделий из формы, завышенной частоте вращения шпинделя, неисправности шаблона, плохом вакуумировании, слишком тонком помоле массы и пониженной ее влажности.

Морщины появляются при излишке подаваемой на пласт воды, выработке подшипников вала шпинделя, заниженном количестве оборотов шпинделя, накладке пласта на вращающуюся форму, плохой подготовке массы, чрезмерно пересушенных гипсовьтх формах.

> Разнотолщинность формовок возникает при использовании изношенных форм, биении вала шпинделя и форм в формодержателе, неправильной калибровке форм.

Звездочки на дне изделий образуются при неправильном ходе полуавтомата и использовании массы с пониженной влажностью.

> Концентрические круги на изделии возможны при выработке шаблона или ролика.

> Лизуньт (языки) возникают при преждевременном подъеме шаблона.

> Раковины и бугры на поверхности изделий образуются при использовании изношенных форм с нечистой поверхностью или вследствие плохой очистки их перед формованием.

Провисание или выпуклость дна возможны при неправильной установке шаблона или ролика, неправильной конструкции изделия.

> Бороздьт и царапины образуются при наличии в массе крупных частиц, пользовании грубой стеклянной или наждачной бумагой, неаккуратном обращении с резаком и др.

деформация наступает вседствии чрезмерной растяжки заготовки при ф ормовании, а также при отклонениях во влажности массы, кривых бомзах, повышенном содержании глинистых компонентов в массе, слишком влажных краях, изношенных формах, неравномерном высушивании форм, засоренности гипса посторонними примесями, приводящими к выкрошиванию поверхности форм. Заусениц края или ножки возникает при неправильном срезе излишка массы или при использовании заготовок малого размера и недостаточном увлажнении.

дефекты литья.

Литейное пятно появляется в местах удара струи шликера о стенку гипсовой формы. Их образованию способствует: повышенное давление подачи шликера и его чрезмерная текучесть, увеличенная высота заливки шликера в форму, повышенное содержание в шликере глинистых материалов.

> Наколы и пузырьки на изделиях могут образовываться при быстрой заливке шликера в форму и его вспенивании, а также при отсутствии вакуумирования шликера.

Полосность появляется при недостаточной текучести шликера, неправильной заливке и неравномерной пористости формы, а также в местах ее сужения.

Неоднородность структуры черепка возникает при использовании шликера, склонного к коагуляции, а также излишнем содержании в нем воды.

Неравномерность толщины изделий образуется при медленном сливе шликера из формы при сливном способе, а также при неправильном изготовлении и сборке форм при наливном способе.

Выплавки образуются при нарушении условий отливки гипсовых форм и их эксплуатации, от чего возможно засорение отливки выкрошивающимися кусочками гипса.

деформация изделий из-за недостаточной прочности может возникнуть при преждевременном извлечении их из форм, нарушении принятого рецепта массы, излишней влажности шликера.

Трещины после сушки появляются в результате недостаточной пластичности массы, а также из-за разной воздушной усадки в местах резкого перехода от одной толщины стенки к другой. Трещины также образуются при заливке форм с перерывами, при отливке в очень сухие или влажные формы, наличии пузырьков воздуха в начале использования новых гипсовых форм, а также свежеприготовленного шликера.

дефекты декорирования.

Растекание краски возможно при излишнем содержании плавней в краске и глазури.

Вскипание красок в виде вздутий и наколов на поверхности глазури, покрывающей декор, указывает на повешенное содержание в составе краски оксидов, выделяющих при обжиге изделий много кислорода.

Изменение тона краски происходит при отклонении газового режима при политом обжиге от заданного. Вскип красок проявляется в образовании шагреневой поверхности, матовости, пористости, неоднородности краски, является результатом науглероживания глазури и краски.

> Сухость краски проявляется в виде матовости, что указывает на низкое содержание в краске флюса и недостаточную температуру обжига, несоблюдение оптимальной толщины слоя краски.

Обесцвечивание тона краски возникает при нарушении температурного и газового режимов обжига.

Вспучивание краски возможно при нанесении ее тонким слоем, нарушении режима обжига, что приводит к несвоевременному выгоранию органических веществ, имеющихся в краске.

> Сборка краски и деколи возникает при быстром подъеме температуры, плохой промывке и сушке изделий с нанесенной деколью, смачивании рисунка глицерином, использовании высокозольной олифы при нанесении деколи.

> Потек краски возможен при слишком большой добавке скипидара или масел при расплавке краски на палитре.

Разрыв рисунка деколи образуется при невнимательном наклеивании лепков на изделия, длительном их увлажнении, небрежном снятии бумажной подложки и плохой мойке изделий после декорирования, а также при быстром подогреве изделий при обжиге.

Царапины на рисунках результат небрежной укладки декорированных изделий на транспортные средства.

Матовость краски проявляется при несоблюдении режима обжига и попадания газов в печи, в результате чего происходит кристаллизация краски.

Недожог краски возможен при недостаточной температуре обжига, при этом краска легко стирается фланелевой тканью.

Цек и волос краски появляются при нанесении краски толстым слоем, несоответствии флюса, большой скорости охлаждения изделий после обжига.

Чернота возникает при попадании сажистого углерода от выгорания органических растворителей краски.

Засорка происходит из-за низкого качества огнеупорного припаса и плохой его обмазки.

Помарка краски — результат низкой технологической дисциплины.

дефекты глазурования.

Цек и волос глазури возникает при плохой подготовке глазурной суспензии. Он проявляется сразу после обжига, или после длительной эксплуатации фаянсовых и майоликовых изделий вследствие дополнительного расширения их черепка в результате поглощения влаги. Возникновение цека и волоса возможно из-за термических напряжений, возникающих при охлаждении изделий, так как глазурь охлаждается быстрее черепка. Появление цека и волоса способствуетповышенная плотность глазурной суспензии, нанесение суспензии толстым слоем, недостаточно тонкий помол кварца в массе, недостаточное развитие переходного слоя.

Отслаивание глазури возникает при чрезмерно тонком помоле глазури, пережоге фаянсовых изделий. Для устранения этого явления в глазурную суспензию в процессе приготовления вводят карбонаты натрия, бария и криолит. Отслаивания глазури можно избежать, если смачивать края изделий карбонатом натрия.

Трещины на глазури появляются в результате модификационных превращений кварца и кристобаллита в черепке изделия. Повышенное поверхностное натяжение глазури в пластическом состоянии, являющееся чаще всего следствием излишней тонкостью помола, приводят к возникновению внутренних напряжений в слое глазури и образованию трещин.

> Сборка глазури — стягивание в капельки и складки, возникает при чрезмерном измельчении компонентов глазурной суспензии, плохой обдувке изделий от пыли перед глазурованием, повышенном содержании в глазури сырого каолина и глины.

> Плохой розлив глазури возможен при недостаточном помоле ее компонентов, недожоге изделий, несоответствие состава глазури температуре обжига, низком качестве фриттования. При этом глазурь имеет слабый блеск и возможна волнистость поверхности.

Наколы в виде точечных впадин размером 1-2 мм, незаполненных глазурью, возникают в результате разрыва газовых пузырьков в период розлива глазури, а также впитывания глазури крупными порами черепка.

Пузырь — газовые включения в виде вэдутий на поверхности. Количество пузырьков в глазури возрастает с увеличением толщины слоя глазури. С увеличением продолжительности и температуры обжига растут и размеры пузьтрьков, и их количество в поверхностном слое глазури.

Сухость глазури понижение блеска и глянцевитости поверхности — возникает из-за большой и преждевременной впитываемости глазури черепком. Это часто происходит при недожоге фаянсовых и майоликовых изделий во время первого обжига, а также при очень большой влажности глазурной суспензии возможно образование таких дефектов, как наплывьт и натеки.

Плешины — непокрытые глазурью места могут появится при чрезмерной вязкости глазурной суспензии, малом содержании в глазури пластичной глины, а также попадании на поверхность изделия жирных веществ, плохой обдувки от пыли и др.

Матовость глазури возникает вследствие поглощения паров компонентов глазури, например борной кислоты, стенками каселя или этажерным огнеупорным припасом, расслоения глазурного шликера, от воздействия сернистых газов печной атмосферы, удаления летучих прииспользовании сырых глазурей. Матовость глазури появляется и в том случае, когда температура розлива глазури выше температуры обжига изделий.

Пятнистость возникает под влиянием дубильных экстрактов — танина, если они добавляются в глазурную суспензию, воздействия сернистых газов печной атмосферы, попадания в глазурь обрывков проволочной сетки.

Литейные пятна образуются на крупных изделиях от удара струи глазурной суспензии о стенку гипсовой формы. В месте удара возникает некоторое уплотнение массы, которое после обжига оказывается настолько плотным, что плохо воспринимает или совсем не воспринимает глазурную суспензию. Пятно имеет окраску, отличающуюся от окраски всего изделия.

Слипыш — приплавление изделий друг к другу, к капселю или плитам этажерки — результат неправильной установки изделий в капсели и на этажерку печной вагонетки.

Засорка возникает в результате использования некачественных капселей и этажерного припаса, плохой их промазки, неисправностей толкателей туннельных печей.

Задувка — образование темных пятен и полос на глазури возникает вследствие поглощения черепком сажистого углерода, золы и углеводородов из печных газов в период, предшествующий восстановлению.

МушЁа — небольшие темно-коричневые пятна на черепке или глазури — результат наличия железистых соединений в массе или глазури, попадания металлического железа вследствие износа технологического оборудования или огнеупорного припаса.

Вскипание глазури возможно в том случае, когда температура ее плавления значительно ниже температуры обжига изделия. Вскипание глазури может произойти при наличии в ее составе низкокачественного полевого шпата.

Рябизна — неровность поверхности. Крупноволнистая рябизна может быть обнаружена невооруженным глазом. Микрорябизна видна только под микроскопом. Рябизна бывает глубокая и мелкая, интенсивная, т.е. покрывающая поверхность целиком, и неинтенсивная — разреженная.

Информация о работе Керамика