Гжельская керамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:02, реферат

Описание

Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 2.50 Мб (Скачать документ)

Гжельская керамика

Гжель - это название живописного  подмосковного региона, что в 60-и  километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С  ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия  привлекают к себе всех, кто любит  прекрасное, богатой фантазией и  гармоничностью, высоким профессионализмом  их создателей. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты  и проявились высшие достижения народного  искусства.

Гжель - это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель  следует за старыми Российскими  традициями в искусстве народа. Мастера  Гжели расписывают каждое изделие  только вручную. У Гжели собственный  стиль - синие и голубые узоры  и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который  в ходе технологического процесса приобретает  характерный для Гжели синий  цвет.

 

История промысла. 

 
     Начиналось всё с глины. Сама природа  одарила эту местность. Здесь  находится Гжельско-Кудиновское  месторождение жирных огнеупорных  глин. Это под землей, а на его  поверхности раскинулись маленькие  деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо –  глина есть, руки есть – вот и  славно! Издревле жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, то есть все от мала до велика в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Тяжёлое это  дело и грязное. Копали ямами или "дудками". Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями, либо позднее  артели. Всем хотелось напасть на «жилу». Глина залегает прослойками, между  глиняными пластами находятся слои песка, которые достигают «несколько сажен толщины». Различают несколько  сортов глины. Первый слой это глина  простая красная - «ширёвка»; далее  «пушнина» - жёлтая, средняя по качеству; а в самом низу лучшая тонкая белая  глина – «мыловка», которая используется для изготовления фарфора и фаянса. 
     Да поди ж ты докопайся лопатой до хорошей глины. «Пушнины» накопали и то дело. Домой приташшыли, в сарай положили. Там же, стоя на коленях, разувлажнили водичкой, тщательно перемяли, перебили ручками. А потом завертел мастер гончарный круг, положил шматочек глины и чего-только из-под умелых рук не выходит: молочные крынки, тарелки, миски, медовницы, квасники и кумганы - кувшины похожие на птицу, с выгнутым носиком, ручкой-хвостом. 
     Когда мастер свою работу заканчивал, звал сыновей-подмастерьев и дочек-писарих. Мальчишки помогали облить лепнину блестучей глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг или «жгель» в большой горн-печку – технология! - а раньше ведь деды горшок в жирных щах вываривали для глянцу. Понятное дело, что окромя хозяйственной утвари лепил папанька-гончар детишкам на забаву ещё и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Так создавались семейные династии «точильщиков», «писарих», а самые деловые мечту осуществляли заветную крестьянскую - «Ф-А-АбРИКУ» открывали.

 

            Промысел очень древний. Археологи накопали в этой местности черепков и удивились – мало того, что краски не поблёкли, так мастерицы наизображали ещё не просто условную травку, а луговую овсяницу или полевицу, не просто листики, а листья папоротника, не просто завитки-усики с ягодками. А вот и самое «поразительное» открытие, сделанное археологами - «данное изображение имеет сходство с земляникой». Ну, надо же, а мы думали, что древние русичи лаптем щи хлебали :) 
     В 17 веке. вышел Аптекарский указ царя Алексея Михайловича Тишайшего, чтобы «тае глины дела никуда не давать, а держать тае глину на аптекарские дела и впредь тае глину изо Гжельской волости имать и возить тое же в волости крестьянами кака та глина в аптекарский приказ надобна будет». Гжельские крестьяне по этой причине никогда не были крепостными – ведь вся Гжель вместе с крестьянами была закреплена за Аптекарским приказом специально в целях изготовления посуды. Царская грамотка! 
     В 18 веке Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и изучал гжельские глины, писал: «Едва ли есть самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственницей называют. Какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее». Так и повелось: при Петре тут «приискивали» глину для кирпича, а при его дочери императрице Елизавете – для первого в России фарфорового завода. Однокашник великого Михайлы, учёный-химик Дмитрий Виноградов «умыл» немцев с их мейсеновским фарфором - разгадал таки «китайский» секрет фарфора и привёз из Гжели глину, из которой были впервые изготовлены русские фарфоровые изделия. 
     Ну а что крестьяне? В 19 веке одиночек становится всё меньше и меньше, всё больше артелями работают или поднакопили на свои собственные крошечные фабрики. Гжель цвела и пахла! По переписи 1871 года в 16 деревнях Гжели было: 11 лавок, 15 питейных домов, 11 харчевен, 5 постоялых дворов и 88 производственных заведений. Гжельские крестьянские семейства выходили «в люди»! Жизнь кипела!

 

 

     Но вообще, фарфоровый заводик, хоть и кустарный, оно еть требует  какого труда! Простую банку аптекарскую  сделать или тарелку какую, делов-то сколько - невпроворот. Твёрдых материалов для фарфору попробуй размоли  – тут конный привод нужон. Дров разных сжигают 800 сажен; свечей сальных  расходуют 13 пудов; на жалование рабочим  идёт до 10 тысяч рублёв, а посуды выпускается на 32 тысячи рублёв. Етыть  твою в дышло! 
      Но Императорский двор крестьянский фарфор жаловал, заказы солидные размещал на посуду «фасона заморского самоилутшей доброты». За работу местных заводчиков награждали серебряными медалями «за полезное» и «нарядными кафтанами». 
     К слову сказать, сервизы гжельские выпускались разные по количеству предметов: знаменитый «Гурьевский» на 150 персон, «Тет-а-тет» на двоих, «Эгоист» - для одного себя любимого. Гжельские заводчики с крестьянской закваской марку держали, иностранцам нос утирали - Гжель стала «русским Стаффордширом». 
     А дальше пришло красное время и понеслось - «раскулачивание кулачества как класса», национализация. Представьте себе, сколько эмоций находится в сухой энциклопедической информации: «После Октябрьской революции, в 1918-1919 гг., в Гжельском керамическом районе были национализированы все фабрики и мануфактуры. Из них 7 наиболее крупных и хорошо оснащенных - стали государственными заводами». Поясняю – отобраны фаянсовые заводики, заработанные потом и кровью прадедов, у братьев Барминых, братьев Храпуновых-Новых, братьев Акулиных, братьев Дунашовых, братьев Тереховых и Киселёвых, у гжельцев Куринова, Качинкина, Фартального, Фомина, Самсонова и многих-многих других. 
     Вот и ещё ответ на вопрос «Что такое Гжель?». Гжель – это трудовые крестьянские династии. Гончарство – тяжелый труд. Согласитесь, что в белых перчатках посуду не полепишь. 
     Донационализировались до того, что гжельские мастера открыто говорили: «Если в скором времени никто Гжелю не окажет помощи, то помяните наше слово, и горшки-то у нас точать разучатся и их будут привозить из других мест». Спасли ситуацию уникальные люди, пришедшие на производство. В 1933г. основали Гжельский керамический завод в д. Турыгино (помните Дунашовых, это их детище). Сюда пришёл работать учёный-искусствовед Александр Салтыков и художница Наталья Бессарабова. Эти люди буквально возродили гжельского Феникса из пепла, они придумали и разработали новый стиль – те самые известные нам синие узоры на белом фоне. Раньше то Гжель была разноцветной..

 

Перечень изделий

Посуда: чашки, тарелки, чайники сахарницы, бокалы, маслёнки, супницы, сахарницы, вазы, пепельницы и др.

 

 

Игрушки, статуэтки

 

 

 

Предметы интерьера: камины, люстры, подсвечники, часы и др.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология изготовления

 

Технология изготовления керамических художественных изделий своеобразна и включает в себя формовку, живопись и глазурование.

Изделия вырабатываются из мергелевых гжельских глин с добавлением  кварца, известняка и углекислой извести. В сыром виде масса имеет темный цвет, а после обжига готовая продукция приобретает желтоватый, золотистый или почти белый цвет.

Посуду формуют в  гипсовых формах или на гончарном  круге при помощи нужных шаблонов. Сформованное изделие сушится на воздухе, затем обжигается в горнах при температуре от 900 до 1500°.

Обожженное изделие  покрывается глазурью и снова  обжигается. Некоторые изделия выпускаются  с подглазурной росписью кобальтом. В этих случаях до второго обжига по бисквиту (неглазурованному фарфору) наносится рисунок. Часто после глазурования производится надглазурная роспись золотом (дорисовка). В последнее время применяется надглазурная роспись статуэток коричневым, зеленым и синим цветом (растворами азотнокислого кобальта). Роспись этими красками отличается мягкими тонами, краски как бы растекаются к краям, дают нечетко очерченный контур рисунка.

Роспись выполняется вручную, беличьими кистями, что обеспечивает более высокое декоративное качество изделий по сравнению с механическими способами нанесения рисунка (деколькоманией, печатью, трафаретом и т. д.), применяемыми при массовом производстве.

Гжельские изделия, как  правило, насыщены богатством и сочностью  красок. Живописцы часто расписывают  всю поверхность изделия, так  называемое крытье; в других случаях  по белому фону расписывается только центральная часть изделия.

Гжельские мастера выпускают  чайные сервизы, отдельно чашки, чайники, сахарницы, бокалы, пепельницы, большое  количество фарфоровых ваз для цветов. Основным видом отделки остается подглазурная роспись кобальтом  с легкой разделкой по белому фону. Реже применяется роспись золотом  по темно-синему кобальтовому фону.

 

 

Характерные элементы

Характерные черты сине-белой  росписи - округлые мазки, плавные цветовые переходы, сгущение синего цвета в  крупных бутонах цветов и центральных  фигурах, изящные мелкие детали в  периферии. Все линии декора перекликаются  друг с другом и являются единым орнаментальным целым. При этом– никакой пестроты.

Элементы Гжельской  росписи: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка –сеточка, жилка, завитки.

 

 

Гжельская роспись делится на  три вида . 

Орнаментальная: самые  именитые это шашечки, «усики», «жемчужинки», «капельки». Ими и заполняют свободное  место внутри изделия.

Сюжетная роспись: сценки из повседневной городской и деревенской  жизни, герои российских легенд и  сказок (Кот Баюн, птица Сирин  и голубая птица, русалки), природа  ивремена года.

Растительная роспись: травы, ягодки, злаки, букеты, листья, цветочки,  не считая главенствующего узора - гжельской  розы, изделия расписывают георгинами, лилиями, маками, астрами.

Цветовые сочетания

Художник для росписи  гжели имеет лишь одну краску –  кобальт, которая затем приобретает  характерный для гжели сини цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все  они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Хотя гжельскими мастерами  изготавливалась и цветная майолика, наиболее известна роспись кобальтовой  краской по белому фону. Это цветовой сочетание – синий кобальтовый  и белый –и является главным отличительным знаком того, что можно назвать «стилем гжель».

 

 

Дымковская игрушка

 

Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

 

История промысла

Дымковская игрушка  является оригинальным глиняным промыслом, который появился и сохраняется  в наши дни исключительно на землях Вятского края (Кировская область), а именно в слободе Дымково, которую  издавна населяли печники и мастера  гончарного дела. Этот регион как никакой  другой в России обладает таким ярким  и самобытным символом, как дымковская игрушка. 

Производство дымковской игрушки продолжается уже более 400 лет. Первые дымковские игрушки –  всевозможные свистульки в виде животных – выпускали для ежегодного праздника  «Свистуньи» («Свистопляски»), который  проводили в честь павших в  битве между вятчанами и устюжанами возле стен Хлыновского (Кировского) кремля. 

Как гласит предание, два  дружественных отряда под покровом ночи не признали друг друга, поэтому  произошел кровопролитный бой. По погибшим каждый год справляли тризну, которая  позже переросла в народные гуляния. Праздник длился в течение нескольких дней и был наполнен свистом жителей  из свистулек разнообразных форм и цветов. 

Раньше промысел дымковской игрушки являлся семейным промыслом. В летнее время мастера добывали глину, а также толкли или растирали  в специальных краскотерках мел. В остальное же время занимались лепкой, сушкой и обжигом изделий. Ближе к праздничным дням игрушки  белили мелом, предварительно разведенным  в молоке, а затем раскрашивали яичными красками и украшали поталью. По весне дымковскую игрушку на лодках доставляли в город на праздник, чтобы дети и взрослые могли порадоваться искусству. 

В конце девятнадцатого века ремесло пришло в упадок. В 30-х  года двадцатого столетия ремесленной  традиции была оказана поддержка  для восстановления и развития промысла. Несколькими потомственными мастерицами  была открыта артель с названием  «Вятская игрушка», поддерживаемая первым исследователем этого промысла - художником А.И. Деныпиным.

 

 

 За 400 лет, в течение которых  развивался промысел, в процессе изготовления дымковских игрушек к ним применялось  множество композиционных решений. Устоялись часто используемые сюжеты изделий, а также некоторые приемы оформления и строго определенная цветовая гамма. 

В наши дни мастера чтят традиции промысла дымковской игрушки, но каждая мастерица (а промыслом  занимаются исключительно женщины) старается создать свой неповторимый авторский стиль.

Добавлено: 20 сентября 2011 

Перечень изделий

 

Свистульки и игрушки. Исторически сложилось так, что основной тематикой игрушки были именно животные и фигурки женщин. Но с развитием промысла появились и городские мотивы. Дымковская игрушка до сих пор несколько иронична: бараны и козлы изображаются в ярких шароварах, а медведи - играющими на музыкальных инструментах.

Как и раньше, основными  мотивами для игрушки служат различные  животные, такие как кони, петухи, индюки, бараны, а также их совместные композиции. Современный каталог дымки очень разнообразен.

 

 

 

Технология изготовления

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Информация о работе Гжельская керамика