Исследование структуры ассортимента косметических средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является исследование структуры ассортимента косметических средств на примере концерна «Калина».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить потребительские свойства косметических товаров.
Ознакомиться с классификацией и групповой характеристикой косметических средств.
Изучить факторы, формирующие и сохраняющие качество косметических товаров.
Изучить способы продажи косметических товаров.
Рассчитать показатели ассортимента.
Проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение 3

1 Товароведная характеристика косметических средств 5

1.1 История возникновения косметических средств 5

1.2 Потребительские свойства косметических средств 7

1.3 Классификация и групповая характеристика косметических товаров 13

1.4 Факторы, формирующие и сохраняющие качество косметических средств 16

1.5 Способы продажи косметических товаров 28

2 Исследование структуры ассортимента косметических средств 30

2.1 Расчет показателей ассортимента 30

2.2 Анализ полученных результатов 31

Заключение 33

Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая. Юзова Лена.docx

— 69.65 Кб (Скачать документ)

     Вязкие  эмульсии (например, густые кремы) более  устойчивы, чем жидкие. Большое влияние на стойкость эмульсии оказывает температура. При температуре выше 30°С устойчивость эмульсии понижается.

     Типовая технологическая  схема получения  эмульсионных кремов предусматривает выполнение следующих операций: приготовление водных растворов водорастворимых компонентов; плавление и разогревание твердых и застывших компонентов крема; приготовление жировой основы, перемешивание водной и жировой фаз кремов, варка и эмульгирование крема; охлаждение и парфюмирование крема; введение биологически активных веществ и других термонеустойчивых полезных компонентов крема; фасовка и упаковка кремов.

     Из  перечисленных операций наиболее важными, определяющими стабильность, срок годности и другие характеристики кремов являются приготовление жировой основы и приготовление эмульсии (перемешивание двух фаз компонентов и эмульгирование). Для приготовления жировой основы для кремов предварительно подготавливают жировое и жироподобное сырье путем расплавления и перемешивания в аппарате для приготовления жировой основы. Готовая основа (жировая фаза крема) насосом подается в основной реактор, в котором готовят кремы.

     Вторую  фазу эмульсии — водную — также  готовят отдельно: в водной фазе растворяют водорастворимые вещества. Чаще всего для облегчения растворения  жидкости нагревают.

     Вязкость  эмульсий можно регулировать с помощью  карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ) или одного из ее многочисленных производных. При  эмульгировании следят за тем, чтобы  в процессе производства в эмульсию не попал воздух, способствующий окислению  продукта. Это нередко происходит, когда стержень мешалки при движении не находится постоянно в жидкости. Маленькие пузырьки воздуха удаляют  путем вакуумирования. Размер капель готовой эмульсии и другие ее характеристики проверяют под микроскопом обычно сразу же после изготовления.

     Процесс производства косметических средств  в виде растворов, например жидких и  желеобразных шампуней, заключается  в основном в смешении всех компонентов в соответствии с рецептурой. Активные компоненты — ПАВ — смешивают с водой в варочном котле при температуре 40— 60 °С. Затем массу охлаждают и вводят в нее загустители, регуляторы кислотности среды, отдушку, краситель, кон-сервант и другие добавки. Последовательность введения компонентов, время перемешивания влияют на свойства готового продукта — вязкость, стабильность, однородность и т. д.

     Брикетированные массы твердой консистенции, как, например, пудру, перемешивают в сухом  виде и спрессовывают механическим способом в холодном состоянии до определенных размера и формы. На качество пудры больше всего влияет степень и однородность измельчения  массы.

     Технологический процесс получения любой косметической  продукции определяется техническим  документом производства — технологическим регламентом, в котором определяются последовательность проведения операций и их параметры, влияющие на качество: температура, время и скорость перемешивания, давление и т. д.

     Санитарно-гигиенические  условия.

     Санитарно-гигиеничес¬кие требования к производству косметической  продукции приводятся в СанПиН 1.2.68-97. Производство косметических товаров  должно проходить в стерильных условиях, исключающих попадание извне  болезнетворных бактерий, плесневых  грибков и т. п. Наличие микроорганизмов  и их рост в косметической продукции  нежелательны по двум причинам:

     1)возможна  порча продукции, поскольку метаболическая  нестабильность микроорганизмов  может вызвать разложение ингредиентов;

     2)присутствие  их в продукции представляет  опасность для потребителей, так  как возможно их инфицирование.

     Создание  абсолютно стерильных условий стоит  очень дорого. В связи с этим в косметической промышленности стремятся создать оптимальные  условия производства, для чего:

     3)все  сырье проверяют на содержание  микроорганизмов;

     4)емкости,  используемые для изготовления  составов, стерилизуют, например, еженедельно  путем длительного прогревания  при температуре 100—120°С или  химической стерилизации (например, раствором формальдегида или  другого антисептика);

     5)используемую  воду стерилизуют перед употреблением,  например, с помощью ультрафиолетового  облучения или дистилляцией;

     6)при  изготовлении составов соблюдают  максимальную чистоту (спецодежду  меняют ежедневно, расфасовка  автоматическая и герметичная  и т. д.);

     7)в  рецептуре используют достаточно  эффективные, разрешенные к применению  консерванты.

     Следует отметить, что натуральные продукты особенно чувствительны к действию микроорганизмов, кроме того, при  изготовлении композиций на их основе часто нельзя использовать высокие  температуры, поэтому сроки годности такой продукции непродолжительны.

     Существенную  информацию о качестве продукции  дает оценка по внешнему виду. Путем  измерения рН продукции определяют возможные ошибки при взвешивании  на стадии перемешивания компонентов- В некоторых видах продукции (например, зубные пасты, шампуни) технологический  процесс контролируют путем измерения  вязкости. Микробиологический анализ может выявить и наличие наиболее часто встречающихся инфекций, которые  заносят микроорганизмы. Обычно проводят контроль на микробиологическую загрязненность всей водоэмульсионной продукции. Однако если па предприятии существуют микробиологический контроль поступающего сырья и высокая  культура производства, оно может  исключить микробиологическую проверку готовой продукции. Как, например, французские  фирмы "К. Диор" и "Живанши".

     Готовый продукт обычно исследуют перед  тем, как отправить в продажу. Такой контроль называется приемочным и проводится в соответствии с техническими условиями, в которых определены его периодичность и контролируемые показатели.

     Некоторые фирмы вводят свои методы оценки качества продукции. Так, только на фирме "К. Диор" губную помаду проверяют на слом у  основания при выдвинутом пенале. После испытаний губные помады, даже если карандаш не сломан, переплавляют, так как на карандаше остается след от нажатия.

     Большое значение имеет также контрольное  взвешивание продукции, при котором  определяют полноту заполнения флаконов и туб, а также наличие воздуха  в продукции, например, в зубных пастах.

     Результаты  приемочного контроля фиксируют  в журнале, на партию товара выписывают паспорт качества (протокол, сертификат). Для продукции, забракованной по обязательным показателям (рН, микробиологическая загрязненность и др.), на предприятии  отводится специальное место  хранения — изолятор брака.

     Фасовка и упаковка косметических  товаров.

     Фасовка и упаковка косметических товаров  — конечная технологическая операция производства косметики, так¬же влияет на ее качество и прежде всего —  на ее сохраняемость. При порче косметических  средств могут выделяться газ, изменяться окраска, вкус и консистенция, снижаться  активность введенных в препарат животных и растительных экстрактов. Часто причиной порчи является вода, поэтому бактериальному загрязнению  в наибольшей степени подвергаются эмульсионные кремы и шампуни.

     Косметическая продукция относится к таким  товарам, которые промышленность вырабатывает полностью в фасованном виде. Особенность  тары, используемой для этой продукции, заключается в том, что она  является одним из самых важных элементов  ее художественного оформления.

     Вид тары для фасовки косметических  изделий определяется в зависимости  от консистенции, вида и уровня качества продукции. Так, стеклянные флаконы используют для фасовки жидкой косметики: лосьонов, эмульсионных кремов. Товары кремообразной консистенции расфасовывают чаще всего в пластмассовую тару: баночки, флаконы, тубы. Средства пастообразной консистенции — кремы для бритья, краски и др. — выпускают в тубах, обеспечивающих герметичность укупорки. Герметичность — основное требование фасовки, так как при потере влаги в процессе хранения продукты могут затвердеть, потерять текучесть и стать непригодными к применению. На стабильность качества косме-тических товаров влияют свет, кислород воздуха, упаковочный материал, побочные продукты распада растительных и животных экстрактов, которые образуются под воздействием микробов и энзимов. В присутствии воздуха, при нарушении герметичности тары количество микроорганизмов возрастает.

     Фасовка жидких косметических препаратов во флаконы аналогична розливу парфюмерных жидкостей, однако некоторые технологические операции имеют ряд особенностей:

     • многие жидкие косметические препараты  при розливе образуют пену (шампуни, лосьоны и т. д.), поэтому автоматы для розлива таких препаратов должны иметь пеногасительные устройства для устранения пены;

     • укупоривают флаконы только винтовыми  колпачками. Проверку герметичности  из-за сравнительно невысокой стоимости  препарата, как правило, не проводят. Упаковывают в футляры и обтягивают целлофаном только сравнительно дорогие  изделия.

     Кремообразные косметические препараты могут  быть расфасованы в банки и  тубы.

     Большее количество кремообразных косметических  изделий, вырабатываемых в нашей  стране, расфасовывают в алюминиевые  тубы. При этом методе фасовки особое внимание уделяют хвостовой части  туб. Алюминиевые тубы не обладают упругостью, из-за чего при транспортировке мнутся, при этом ухудшается их внешний вид. Поэтому для улучшения внешнего оформления продукции, предохранения  от повреждения поверхности туб, а также во избежание открывания упаковки все тубы укладывают в индивидуальные футляры из тонкого картона. Качество фасовки на конвейере контролируют визуально. 

     1.5 Продажа косметических товаров

     Продажа такого товара, как косметика, всегда сопровождается рекомендациями потребителю.

     Требования к условиям хранения косметических товаров

Наименование  товара Температура хранения,

°С

Нормативные документы
Кремы, декоративная косметика (порошкообразная  и на жировой основе) 0—25 ГОСТ 28303-89
Шампуни на основе синтетических ПАВ -20 — 25 ТУ 9158-019-0335018-93
Шампуни красящие 0—30 ТУ 6-15-721-90
Краски  для волос кремообразные, шампуни  и бальзамы оттеночные 5—25 ТУ 10-04-16-154-89 ТУ 1004-16-143-89
Тушь  для ресниц 5—25 ОСТ 18-77-85
Крем  для бритья 5—25 ТУ 64-19-35-90
Мыло  туалетное Не ниже 5 (влажность  не более 75 %) ГОСТ 28546-90
Крем  для бритья в аэрозольной упаковке -20—40 ТУ 6-40-5793417-05-89
Зубные  пасты 5—25 (влажность  не более 70 %) ГОСТ 7983-82
 

     Психологический подход требуется при рекомендации косметики для ухода за увядающей  или проблемной кожей лица. Чтобы  правильно порекомендовать зубную пасту, следует корректно расспросить  о состоянии зубов, их чувствительности. Известно, что, чем больше ин формации о товаре может дать продавец и чем конкретнее его рекомендации потребителю, тем эффективнее его работа. Товарооборот в косметических секциях или магазинах, в которых работают консультанты, заметно больше, чем там, где товары молча взирают на покупателя с переполненных полок. Особое внимание следует уделять консультации при покупке товаров мужчинами, и тем более, когда подарок предназначен женщине. Радость от подарка приведет покупателя в магазин еще не раз.

Информация о работе Исследование структуры ассортимента косметических средств