Инновация кисло молочных продуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:31, дипломная работа

Описание

Цели данной работы:
- разработать технологии получения кисломолочных продуктов обогащенных фито добавками;
- использовать растительные белки и белково-липидные композиции с целью интенсификации процесса производства мягких сычужных сыров;
- использовать пшеничные зародышевые хлопья в производстве сметанного продукта.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей:
- изучение учебной, научной литературы, изучение состояния и перспективы развития рынка молочных товаров;
- изучить и понять значение в питании кисломолочных товаров, рассмотреть пищевую ценность, лечебные, диетические свойства.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ обновленный.doc

— 519.00 Кб (Скачать документ)

Без интеллектуального  продукта, получаемого по результатам фундаментальных теоретических исследований и поисковых научно-исследовательских работ, в настоящее время практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Во всех индустриально развитых странах большое значение придается развитию инновационной деятельности, направленной на повышение интеллектуальной составляющей в конечном продукте общественного производства.

Национальная продовольственная  конкурентоспособность становится одним из ключевых понятий, определяющих успешность агропромышленного комплекса на внешнем рынке, однако до сих пор нет единой общепринятой трактовки содержания категории «национальная продовольственная конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования [2].

Прагматический аспект национальной продовольственной конкурентоспособности определяется тем, насколько содержание этой категории может быть использовано в качестве основы при разработке методологии решения задач, связанных с эффективным и устойчивым развитием агропромышленного комплекса. Поэтому разработка теоретических и методологических вопросов по усилению национальной продовольственной конкурентоспособности и на их основе выработка научной стратегии и механизмов их практической реализации является важной задачей.

В теоретическом плане  теория конкурентного экономического взаимодействия в целом далека от завершения во многих аспектах. В частности, в литературе можно встретить различные трактовки самого понятия конкуренции. Более того, отдельные авторы утверждает, что универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится.

При рассмотрении различных  аспектов конкурентоспособности продукции указывается, что главными факторами, определяющими конкурентоспособность, являются качество и цена. Если обобщить высказываемые различными авторами взгляды на конкурентоспособность организаций, можно сделать вывод, что конкурентоспособными считаются те хозяйствующие субъекты, которые функционируют эффективно или же предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги. Прежде всего, очевидно, что конкурентоспособность – это свойство практически любых экономических объектов. Независимо от физической природы и выполняемых функций вся продукция, а также производственные системы ее, изготовляющие и использующие, могут рассматриваться в контексте проблемы конкурентоспособности, причем такой аспект анализа диктуется не абстрактными соображениями, а сугубо практическими интересами конкретной экономической деятельности.

В неявной форме свидетельством, подтверждающим данное высказывание, является выявленное наличие парадигматических связей между общепринятыми экономическими категориями и инновационным полем национальной продовольственной конкурентоспособности (ИП НПК).

Предварительно можно сделать предположение, что свойство ИП НПК проявляется независимо от произвола субъекта экономической деятельности, а определяется объективными процессами, протекающими в экономических системах.

В настоящее время  формирование целостного инновационного полянациональной продовольственной конкурентоспособности является непременным условием обеспечения конкурентного статуса страны. В этой связи, формирование инновационного поля национальной продовольственной конкурентоспособности – это способность страны в условиях эффективной конкурентной среды производить, потреблять и реализовывать продовольствие, использовать свои экспортные возможности для неуклонного повышения собственного экономического и инновационного потенциала, обеспечивая при этом высокое качество жизни населения.

Признавая необходимым  государственное регулирование  в переходной или рыночной экономике, анализ роли государства и рынка  нужно перенести на аспекты их взаимной дополняемости, а не на противопоставление одного другому. Следует исходить из того, что взвешенная и предусмотрительная стратегия государства увеличивает роль и эффективность рыночных сил в агропромышленном комплексе, способствует развитию инновационного поля национальной продовольственной конкурентоспособности и таким путем создает новые возможности для развития бизнеса.

Таким образом, переход  к инновационной экономике требует  обеспечения тесного союза всех участников инновационного процесса, и, прежде всего, государства и частного бизнеса, сплоченных общей инновационной стратегией. Отвечающее современному уровню требований ИП НПК должно представлять собой комплексную систему мер по стимулированию, разработке, сопровождению, управлению, планированию и контролю 392 процессов инновационной деятельности. Вместе с тем, инновационное поле – это система сообщающихся сосудов, в которой ни одна из сфер АПК не может сильно и долго выделяться, поскольку перетоки капитала и ресурсов, быстро сглаживают возникающие между ними различия.

Конечно, догнать ушедшие  в отрыв развитые страны вряд ли возможно, однако можно приблизиться к ним, используя как собственные возможности отечественной модернизации экономики на инновационной основе, так и преимущества включения в интеграционные процессы. Но эти выгоды у Республики Казахстан значительно скромнее, чем у западноевропейских участников, являющихся основными игроками на инновационном поле и оставляющих у себя подавляющую часть добавленной стоимости, обеспечиваемой управленческой и интеллектуальной составляющей. И если не будет сформировано инновационное поле национальной продовольственной конкурентоспособности, как собственный источник технологических нововведений, а также не создана инновационная система для ассимиляции приобретаемых технологий, обеспечивающих модернизацию производства и выпуск конкурентоспособной продукции, то такая страна обречет себя на перманентное отставание и технологическую зависимость от экономически развитых стран. При этом научно-технический прогресс, генерируя инновационные изменения, создает в инновационной системе внутренний источник развития, с одной стороны, нарушая сбалансированность и равновесие, а с другой – создавая базу для развития и перехода системы в новое качественное состояние. Как правило, инновации обеспечивают переход инновационной системы к новому состоянию самоорганизации и структуризации действующих в ней элементов на основе внутрисистемных взаимодействий, к новому экономическому равновесию. В этом случае экономический рост становится инновационным развитием, а неравновесные процессы и состояния статического равновесия существуют одновременно.

Если в эпоху рыночной стихии наиболее ценными являются финансовые и материальные ресурсы, то в эпоху  инновационной экономики наиболее ценным становятся интеллектуальный капитал, силы научных знаний, высокого образования и высокой культуры, то есть все то, что относится к инновационному полю. Оно громадно, неисчерпаемо и поэтому в принципе неизмеримо.

Следовательно, процесс  формирования инновационного поля национальной продовольственной конкурентоспособности  представляет собой совокупность организационно-экономических мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом [3].

В современных условиях развития, систематизация требований мирового рынка привела к появлению новой идеологии усиления ИП НПК.

Несмотря на различные  подходы к оценке национальной продовольственной  конкурентоспособности в каждой отдельной стране, наиболее узким  местом могут оказаться, во-первых, отсутствие адекватной информации о тех или иных индикаторах и факторах, ее определяющих, во-вторых, нее возможность для той или иной страны обеспечить превосходство над странами-конкурентами по всем показателям и факторам конкурентоспособности. Разработка целевых программ по оценке и усилению национальной продовольственной конкурентоспособности должна включать пять подсистем индикаторов экономического, социального, инновационного, институционального и внешнеэкономического развития.

Подсистема индикаторов выступает как интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики национальной продовольственной конкурентоспособности, получаемый расчетным путем из одного или нескольких показателей и меняющийся во времени.

Качественная сторона индикаторов отражает сущность НПК в определенный момент времени, а количественная – ее абсолютную или относительную величину. Выраженные в форме количественных показателей уровня национальной продовольственной конкурентоспособности, индикаторы служат измерителем для соотнесения планируемых мероприятий с целями развития агропромышленного комплекса.

Индикаторы помогают определить тенденции к изменению  состояния той или иной сферы  АПК и, тем самым, указывают возможные  направления дальнейшей деятельности, и они являются инструментом для измерения, визуализации и обсуждения важных проблем развития и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение в положительную либо отрицательную сторону. Индикаторы помогают понять комплексность подходов устойчивого развития агропромышленного комплекса и взаимозависимость его составляющих.

В данном случае, конкурентоспособность  выступает как часть воспроизводственного процесса относительно способов и методов  хозяйствования на рынке товаров  и услуг и оценивается массой прибыли в соотношении с потребленными и используемыми инновационными ресурсами. Например, эволюция системы государственного регулирования молочно-продуктового подкомплекса обусловлены рядом его особенностей.

Во-первых, подкомплекс  производит социально значимую продукцию, формирующую здоровье нации. В связи с этим важные функции государственного регулирования состоят в обеспечении экономической доступности молочных продуктов для социально уязвимых слоев населения, контроле качества продукции и различные инструменты поддержки спроса.

Во-вторых, уровень развития отечественного молочно-продуктового подкомплекса определяет пороговые значения независимости и в случае их нарушения необходимо осуществлять соответствующую протекционистскую политику по отношению к товаропроизводителям отрасли.

В-третьих, несмотря на достаточно высокий уровень конкуренции между предприятиями отрасли, локальный характер потребления большинства видов молочной продукции порой создает монополизацию со стороны перерабатывающих предприятий и торговли. Как следствие, возникает диспаритет цен и несбалансированная структура добавленной стоимости.

В-четвертых, молочно-продуктовый  подкомплекс занимает буферное положение в продуктовой цепочке и имеет тесные межотраслевые связи в системе «поставщик – потребитель». Это обусловливает особую значимость проблемы экстерналий как косвенных эффектов, во-первых, от действий смежников, и, во-вторых, от мер государственного регулирования сырьевой базы и торговли.

Поэтому для отрасли  наиболее значимы действия государства по дальнейшему укреплению институтов рынка, созданию стабильной макроэкономической и конкурентной среды, стимулированию конечного спроса. Такой подход укладывается в либеральные границы государственного вмешательства. Представляется, что необходимо не увеличение масштабов прямого государственного вмешательства, а отладка его механизмов, поиск оптимального сочетания инструментов для усиления инновационного поля национальной продовольственной конкурентоспособности.

Государственное вмешательство в экономику АПК не является единственным способом преодоления «провалов» рынка. Помимо него спектр альтернативных институциональных схем регулирования отрасли включает в себя режимы со регулирования, делегированного и добровольного саморегулирования. К добровольному саморегулированию можно отнести различные системы добровольной сертификации. Со регулирование означает совместное участие в регулировании и государства, и различных субъектов хозяйствования АПК, в первую очередь интеграционных формирований.

К сферам, в которых  развитие со регулирования возможно и оправдано с точки зрения интересов предприятий молочно-продуктового подкомплекса и общественных интересов в целом можно отнести:

– выработка государственной стратегии и механизмов при разработке нормативных актов, целевых и антикризисных программ, рекомендаций по применению мер государственной поддержки и протекционизма отрасли;

– разработка национальных стандартов на молоко и молочную продукцию;

– формирование ценовой  стратегии на сырье и конечную продукцию;

– координация работы по внедрению научно-технических программ, инноваций и технологической модернизации отрасли;

– мониторинг текущей  ситуации на рынке молока и молочной продукции, в т. ч. цен, себестоимости, объемов переработки;

– стимулирование потребления цельномолочной продукции через социальную рекламу молочной продукции;

– выявление недобросовестных участников рынка, контроль за качеством  выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.

Система оценки инновационного поля национальной продовольственной конкурентоспособности может использоваться в качестве эффективного инструмента для повышения конкурентоспособности страны. В краткосрочной и среднесрочной перспективе приоритетными мерами по усилению ИП НПК являются повышение эффективности и качества государственных институтов за счет развития финансового рынка[3].

В более долгосрочной перспективе наиболее важными факторами  для поддержания и усиления инновационного поля национальной продовольственной конкурентоспособности являются уровень развития бизнеса (уровень развития ассоциаций, сетей, кластеров) и инновации. Для ускоренного развития отечественного АПК кластерное развитие и инновации должны быть включены в список приоритетов уже в кратко и среднесрочной перспективе [4].

Однако бюджетные ограничения государства и отдельных предприятий вынуждают определять и расставлять приоритеты при проведении инновационных исследований. В долгосрочной перспективе более конкурентоспособными будут те предприятия, которые определили приоритеты исследований таким образом, чтобы наиболее эффективно достичь устойчивых конкурентных преимуществ. Достижение долгосрочных конкурентных преимуществ во многом будут оказывать решающее влияние на уровень 395 технологического развития и в целом инновационного поля национальной продовольственной конкурентоспособности. Идентифицировать долгосрочные приоритеты технологического развития позволяет концепция технологических укладов. Под технологическим укладом в сложившейся практике исследований понимается система технологически сопряженных производств и адекватных им институтов. Ими задаются и на их основе достигаются конкурентные преимущества.

Информация о работе Инновация кисло молочных продуктов