Идентификация товаров. Виды, средства и методы идентификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание

Современные рыночные условия в России, их дальнейшее развитие и совершенствование предъявляют к объекту товарно-денежных отношений свои специфические требования. Поскольку объектом этих отношений являются товары и услуги, представляемые на свободный рынок конкурирующими между собой субъектами с разной формой собственности, то у потребителя этих товаров и услуг имеется возможность выбрать из большого многообразия наиболее лучший и оптимальный.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1. Идентификация товаров: виды, средства и методы идентификации......
5
1.1 Общие положения об идентификации товаров………………………...
5
1.2 Место и роль идентификации при оценке степени соответствия товара………………………………………………………………………….

7
1.3 Виды идентификации товаров…………………………………………..
14
1.4 Средства идентификации………………………………………………..
17
1.5 Методы идентификации…………………………………………………
22
Заключение……………………………………………………………………
24
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая, идентификация товаров.docx

— 57.71 Кб (Скачать документ)

Конечный результат контроля качества может быть оформлен в виде технического документа (качественного  удостоверения, спецификации, акта проверки, заключение и т.п.).

При оценке (контроле) качества товаров по стандартным показателям  с использованием стандартных методов  ставится только одна цель: выявление  соответствия представленного продукта требованиям стандарта, указанного на маркировке, упаковке или в сопроводительных товарно-транспортных документах. По результатам оценки качества в этом случае могут быть даны только следующие два заключения:

  • продукт соответствует требованиям стандарта;
  • продукт не соответствует требованиям стандарта.

Давать заключение о подделке, фальсификации товара на основе полученных результатов оценки качества является неправомерным.

Экспертиза качества – это исследование тех или иных индивидуальных показателей товара с определенной целью.

При проведении экспертизы качества товаров могут ставиться  различные цели:

  1. Идентификация товара и его происхождение;
  2. Выявление фальсификации представленного продукта;
  3. Выявление соответствия представленного продукта данной группе товаров;
  4. Установление производителя продукта, время выработки и срока хранения;
  5. Выявление посторонних веществ и загрязнителей;
  6. Установление степени разбавления, фальсификации, загрязнения пищевых продуктов;
  7. Выявление фальсификации товарно-сопроводительной документации и упаковки;
  8. Установление степени опасности продовольственных товаров и другие.

По результатам экспертизы качества могут даваться различные  заключения, исходя из поставленной цели. Таким образом, экспертиза качества и безопасности продовольственных  товаров дает намного больше информации, чем это требуют стандарты. Поэтому  в настоящее время, в соответствии с Федеральным законом необходимо создавать новые службы по проведению товароведческой экспертизы. Однако в настоящее время не имеется  официально установленного органа по проведению товароведческой экспертизы качества товаров, кроме Научно-исследовательских лабораторий при Министерстве юстиции РФ.

Документов, регулирующих отношения  сторон при проведении экспертизы качества и безопасности пищевых товаров  органами товароведческой экспертизы до сих пор нет. Соответственно, не решены многие проблемы в этой области. Необходимо для реализации Федерального закона о качестве и безопасности пищевых продуктов создать целый  ряд нормативных документов по организации  и функционированию структур товароведческой  экспертизы товаров и услуг.

Результаты экспертизы качества товара оформляются экспертным заключением  одного или нескольких экспертов.

Сертификация – действия третьей стороны, создающие уверенности в том, что надлежащим образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям (Руководство ИСО/МЭК 2). В этом определении сертификации, принятом в международной практике, четко указан субъект осуществляющий сертификационную деятельность. К ним относятся третья сторона, т.е. юридические или физические лица, независимые от изготовителя (продавца) и потребителя.

Но это не относится  к сертификации в нашей стране. В России разработкой стандартных  требований к продукции занимается та или иная отрасль, производящая товары, а Госстандарт оформляет эти  требования к качеству продукции  в виде нормативных документов. Он же и контролирует соответствие продукции  установленным им же требованиям. При  этом сертификат соответствия выдается не на каждую партию товара, как за рубежом, а на продукцию, которая будет  производится в будущем (на 1-2 года вперед).

В отличие от оценки (контроля) качества при определении термина «сертификация» в качестве необходимого условия регламентируется надлежащая идентификация продукции. Более того, в системе сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья указывается, что перед проведением испытаний по показателям безопасности продукция должна быть проверена на соответствие требованиям, установленным стандартами, по органолептическим и физико-химическим показателям.

При сертификации все показатели подразделяются на три группы: первая – показатели для целей идентификации; вторая – для подтверждения показателей безопасности и других обязательных требований для целей обязательной сертификации; третья – по любым показателям, не относящимся к обязательным требованиям, для целей добровольной сертификации. Конечным результатом сертификационных испытаний является выдача сертификата соответствия производителю товара на право выпускать ту или иную продукцию.

Идентификация как начальный  этап оценочной деятельности предусматривается  в НД лишь для сертификации, хотя оценка и контроль качества также  не могут проводиться, если продукция  не идентифицирована. Однако лишь в  Правилах Системы сертификации ГОСТ Р указывается, что при отрицательных результатах идентификации дальнейшие испытания не проводятся.

Со стороны потребителя  товара степень соответствия может  устанавливаться по следующим показателям: оценка качества; собственный опыт; мнение других.

При этом со стороны покупателя имеется только одна цель при оценке степени соответствия товара - его  покупка. Рассмотрим место и роль идентификационной экспертизы в  оценке степени соответствия товара со стороны покупателя (рисунок 2).

В настоящее время во всем мире ужесточились требования, предъявляемые  потребителем к качеству товаров. Если раньше, в условиях монополистической  деятельности государств и предприятий  у потребителя не было возможности  выбирать более качественные товары, то в условиях свободного рынка у  покупателя имеется огромный выбор  разнообразных товаров. И теперь он стоит перед другой проблемой  – как выбрать наиболее оптимально высококачественный товар с минимальной ценой. И в этих условиях товарного изобилия потребителю нужно дать как можно больше информации, чтобы он мог правильно идентифицировать тот или иной товар, необходимый для удовлетворения его потребности. В результате возникает необходимость в формировании знаний потребителя с помощью общепопулярных изданий о качестве и свойствах всех товаров, реализуемых в розничной и мелкооптовой торговле.

 




 



 



 




 

 

Рисунок 2. Место идентификации в оценке степени соответствия товара со стороны покупателя

1.3 Виды идентификации  товаров

В зависимости от поставленных целей различают следующие виды идентификации: потребительская; товарно-партионная (товарной партии); ассортиментная (видовая); качественная; сортовая; специальная.

Потребительская идентификация проводится с целью установления возможности использования того или иного пищевого продукта для питания человека, поскольку многие растительные продукты питания выращиваются как для пищевых целей, так и для откорма скота, технической переработки. Так, пшеница, являясь одной из основных выращиваемых культур в России, только около 20% направляется на пищевые цели, а остальная, содержащая низкое количество клейковины и плохого качества, идет на откорм животных и птицы. Картофель, являясь второй выращиваемой культурой, используется на производство спирта, крахмала, откорм животных, и только меньшая часть направляется на пищевые цели. Мясо больных животных направляется либо на промышленную переработку, либо на изготовление мясокостной муки, либо сжигается. Таким образом, потребительская идентификация позволяет не допускать на рынки России продукты, не предназначенные для употребления человеком.

Товарно-партионная (товарной партии) идентификация – один из наиболее сложных видов деятельности, в ходе которой устанавливается принадлежность представленной части товара (объединенной пробы, среднего образца, единичных экземпляров) конкретной товарной партии. Сложность заключается в том, что в большинстве Случаев отсутствуют или не очень надежны критерии для идентификации. Очень трудно установить принадлежность товара определенного наименования, например, пшеничного хлеба из муки высшего сорта, произведенного одним хлебозаводом, но разными сменами и/или из муки разных поставщиков. За рубежом делаются попытки наносить на упаковку или товар определенную информацию, позволяющую идентифицировать товар, в том числе и его принадлежность к конкретной товарной партии. В России маркировка, идентифицирующая конкретную товарную партию, применяется лишь для консервов путем нанесения на донышко банки сведений о наименовании консервов (ассортиментный номер по ОКП), предприятии-изготовителе (порядковый номер по ОКПО), индекса ведомства, которому принадлежит предприятие-изготовитель, номера смены, даты, месяца и последних цифр года изготовления (или срока годности). Вероятно, аналогичные способы товарно-партионной идентификации было бы целесообразно разработать и для других пищевых продуктов.

Ассортиментная (видовая) идентификация – это установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обусловливающей предъявляемые к нему требования. Этот вид идентификации применяется для подтверждения соответствия товара его наименованию при всех видах оценочной деятельности, но особое значение он имеет при таможенной идентификации для установления кода по ТН ВЭД и сертификации товаров.

Сортовая идентификация – это установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией для того или иного сорта товара, после проведения ассортиментной идентификации. В настоящее время в РФ переходят от сортности товара к подразделению на классы. Этот вид идентификации позволяет выявить наличие допустимых и недопустимых дефектов, а также соответствие товарному сорту (классу), указанному на маркировке и/или в сопроводительных документах. При этой идентификации устанавливается градация качества товара: высший сорт, 1-й сорт, 2-й сорт, 3-й сорт и т.п. (Экстра, первый, второй классы и т. п.), если стандартная продукция подразделяется на товарные сорта (классы). Также устанавливается качество изделия на соответствие товарному сорту (классу), указанному на маркировке или в сопроводительных документах. При обнаружении несоответствия сорту (классу) и получении отрицательного результата по результатам идентификации констатируют вид ассортиментной фальсификации – пересортицу.

Специальная идентификация – установление отношения данного изделия к перечню запрещенных к реализации товаров, либо к товарам, имеющим те или иные ограничения (квотирование, лицензирование и т.п.). К специальной идентификации относится и установление некоторых продуктов в принадлежности их к изделиям, выработанным из генетически модифицированного сырья.

1.4 Средства идентификации

Средства идентификации  товаров – нормативные и технические документы, регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации. К ним относятся:

  • нормативные документы (стандарты, технические условия, правила);
  • товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты, качественные удостоверения, руководства по эксплуатации, паспорта и т. п.).;
  • маркировка товара.

Важнейшим средством идентификации  пищевых продуктов является маркировка, которая содержит информацию, пригодную  для целей идентификации.

Назначением указанных средств  является регламентация критериев  идентификации. В большей мере этому  требованию должны отвечать нормативные  документы.

Критерии идентификации – это характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировки и (или) в нормативных, товарно-сопроводительных документах.

В стандартах, ТУ, Правилах проведения сертификации пищевых продуктов  и продовольственного сырья предусматриваются  три группы показателей: органолептические, физико-химические, микробиологические.

Для целей идентификации  пригодны лишь органолептические и физико-химические показатели, характеризующие потребительские свойства товара.

К общим органолептическим показателям относят:

    • внешний вид;
    • вкус и запах;
    • консистенция.

Внешний вид – комплексный  показатель, включающий ряд единичных: форму, окраску, состояние поверхности. Для некоторых пищевых продуктов окраску (цвет) выделяют как самостоятельный единичный показатель. Остальные общие органолептические показатели – единичны.

Внешний вид не только самый доступный и распространенный, но и один из наиболее значимых критериев идентификации. Именно с этого показателя начинается идентификация изготовителями, продавцами и потребителями, а при обнаружения несоответствия определение других критериев нецелесообразно. Однако внешний вид как критерий идентификации не обладает достаточной степенью надежности, так как фальсификация товаров чаще всего осуществляется путем подделки внешних признаков. Например только по внешнему виду невозможно идентифицировать кофе, чай, алкогольные напитки, сливочное масло, так как используемые заменители чаще всего имеют внешний вид, трудноотличимый от подлинного продукта.

Вкус и запах – наиболее характерные показатели пищевых  продуктов, но и они не являют собой  надежный критерий, так как тоже могут быть фальсифицированы. Так, при  некоторых способах фальсификации  вин («сахарное» или «изюмное» вино) обычному потребителю трудно обнаружить поделку по вкусу и запаху.

Консистенция – один из возможных критериев идентификации, но также не надежен.

При фальсификации некоторых  товаров консистенция не изменяется, например при разбавлении алкогольных, безалкогольных напитков, молока, масло животного. В ряде случаев фальсификаторы стремятся сделать консистенцию заменителя аналогичной подлинному продукту.

К специфичным органолептическим показателям относят:

- внутреннее строение;

- прозрачность;

Информация о работе Идентификация товаров. Виды, средства и методы идентификации