Идентификация товаров. Виды, средства и методы идентификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание

Современные рыночные условия в России, их дальнейшее развитие и совершенствование предъявляют к объекту товарно-денежных отношений свои специфические требования. Поскольку объектом этих отношений являются товары и услуги, представляемые на свободный рынок конкурирующими между собой субъектами с разной формой собственности, то у потребителя этих товаров и услуг имеется возможность выбрать из большого многообразия наиболее лучший и оптимальный.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1. Идентификация товаров: виды, средства и методы идентификации......
5
1.1 Общие положения об идентификации товаров………………………...
5
1.2 Место и роль идентификации при оценке степени соответствия товара………………………………………………………………………….

7
1.3 Виды идентификации товаров…………………………………………..
14
1.4 Средства идентификации………………………………………………..
17
1.5 Методы идентификации…………………………………………………
22
Заключение……………………………………………………………………
24
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая, идентификация товаров.docx

— 57.71 Кб (Скачать документ)

- соотношение твердой  и жидкой фракций.

Эти показатели также используют для целей идентификации.

Внутреннее строение имеет  множество синонимов: состояние  мякиша (у хлебобулочных изделий), вид фарша на разрезе (у колбасных  изделий), рисунок (у сыров), вид на изломе (мармелад). Например, состояние  мякиша хлеба – комплексный показатель, который характеризуется цветом мякиша, его пористостью, эластичностью, отсутствием непромеса и закала.

В тоже время рисунок сыра, вид фарша на разрезе колбас и  другие относятся к единичным  показателям.

Показатель внутреннего  строения – один из наиболее значимых, но недостаточно достоверный. Остальные специфические показатели тоже имеют этот недостаток.

Таким образом, органолептические  показатели – наиболее доступные, простые, но недостаточно достоверные. Поэтому  они не могут быть единственными  критериями идентификации и должны быть дополнены физико-химическими  показателями, которые отличаются большей  степенью достоверности и объективности. В отличие от органолептических физико-химические показатели должны применяться для идентификации выборочно.

Физико-химические показатели специфичны и характерны только для  определенных групп однородных пищевых  продуктов. Перечень общих физико-химических показателей весьма ограничен (например, массовая доля воды или сухих веществ), и они не всегда пригодны для целей  идентификации.

Многие физико-химические показатели не могут служить критериями идентификации. Например, в качестве критериев идентификации бесполезно использовать содержание спирта, сахара, титруемую кислотность вин, так  как довести эти показатели до требуемых норм очень легко путем  добавления необходимых количеств  этилового спирта, сахара и кислот. При идентификации сливочного масла  в качестве критериев не следует  применять массовую долю жира, влаги, так как при фальсификации  сливочного масла его заменяют чаще всего маргарином или другими  аналогами, не отличающимися от сливочного масла по основным, предусмотренным  в стандартах показателям.

В качестве критериев идентификации  должны быть выбраны показатели, которые  отвечают следующим требованиям:

- типичность для конкретного  вида, наименования или однородной  группы продукции;

- объективность и сопоставимость;

- проверяемость;

- трудность фальсификации.

Среди перечисленных требований наибольшую значимость имеет типичность, которая может характеризоваться  комплексными или, что реже, единичными показателями, дополняющими друг друга  и отличающимися разной степенью достоверности.

Например, для натурального кофе наиболее типичным критерием идентификации  служит содержание кофеина. Однако при  частичной небольшой замене натурального кофе зерновыми заменителями или  цикорием не всегда возможно идентифицировать натуральность кофе по кофеину. В  этом случае критерий содержания кофеина  должен быть дополнен органолептическими методами, а также определением микроструктуры тканей. Добавка зерновых заменителей  приведет к появлению крахмальных  зерен, что не свойственно кофе.

Для виноградных вин наиболее типичный и объективный критерий идентификации – количество и  размер взвешенных коллоидных частиц, изменение дисперсности и устойчивости коллоидных систем при добавлении электролитов, например NaCl3 и изменении pH.

Критерии идентификации  должны быть объективными и независящими от субъективных данных испытателя (его  компетентности, профессионализма, учета  интересов изготовителя или продавца и др.), а также условий проведения испытаний.

Проверяемость принятых для идентификации критериев – одно из важнейших требований. Оно означает, что при повторных проверках независимо от субъектов, средств и условий проведения идентификации в отношении показателей идентифицируемого объекта будут получены одни и те же или близкие результаты (в пределах погрешности опыта).

Микробиологические показатели относятся к показателям безопасности, зависящим от внешних воздействий  и обсеменения микрофлорой. Пищевые  продукты служат для микроорганизмов  питательной средой, поэтому обсемененность микроорганизмами и наличие вырабатываемых ими микротоксинов не могут быть критериями идентификации.

Непригодны в качестве критериев идентификации и многие физико-химические показатели безопасности, определяемые при сертификационных испытаниях. Они лишь косвенно свидетельствуют  о загрязнении сырья, пищевых  продуктов и несвойственны экологически чистым продуктам (или содержание их ничтожно). Это относится к таким  показателям безопасности, как токсичные  микроэлементы, микотоксины, радионуклиды, антибиотики, гормональные препараты, нитраты и др.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и  иной маркировки, идентификационных  знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров  и транспортных средств, составления  чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования  товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.

Средства идентификации  могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами РФ или  с их разрешения, за исключением  случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров  и транспортных средств. Таможенному  органу РФ незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении  средств идентификации и представляются доказательства существования указанной  угрозы.

 

 

1.5 Методы идентификации

Для целей идентификации  могут применяться различные  методы, объединяемые в три группы: органолептические, измерительные  и тестовые.

Органолептические методы – это методы определения значений показателей идентификации с помощью органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей различают следующие подгруппы органолептических методов: вкусовой, обонятельный, осязательный, слуховой и визуальный.

Измерительные методы – это методы определения значений показателей при идентификационной экспертизе с помощью технических средств измерения. В зависимости от используемых средств измерения эти методы подразделяют на следующие подгруппы:

  • физические методы – для определения физических и химических показателей качества с помощью средств измерения (мер, физических приборов, измерительных установок и др.);
  • химические и биохимические методы – для определения химических показателей с помощью стандартных веществ, образцов, измерительных приборов и установок при различных целях идентификационной экспертизы;
  • микробиологические – для определения степени обсемененности микроорганизмами, наличия некоторых загрязняющих пищевые продукты веществ и т.п. при специальной идентификации на безопасность товара;
  • товароведно-технологические – для идентификации с целью определения степени пригодности сырья при использовании той или иной технологии и. т.п.

Тестовые методы применяются обычно для определения степени безопасности того или иного товара по пределу чувствительности химической или биохимической реакции. В последнее время эти методы широко применяются и заменяют более дорогостоящие измерительные методы.

Указанным методам идентификации  присущи определенные достоинства  и недостатки. Сравнительный анализ этих методов приведен в таблице 1.

Таблица 1. Преимущества и  недостатки органолептических, измерительных  и тестовых методов идентификации

Группа методов

Преимущества  метода

Недостатки метода

Органолептические

Простота

Доступность

 

Быстрота

Дешевизна

Субъективизм оценки

Отсутствие сопоставимых результатов

Описательный характер результатов  измерений

Измерительные

Объективность

Повторяемость

Сопоставимость и воспроизводимость результатов

Выражение результатов в  общепринятых единицах измерения

Высокие материальные и временные  затраты на измерение (необходимость  использования технических средств  измерений и продолжительность испытаний)

Потребность в квалифицированном  персонале и испытательной базе

Тестовые 

Объективность

Повторяемость

Сопоставимость и воспроизводимость результатов

Описательный характер

Средние материальные затраты


 

Как видно из данных таблицы 1, достоинства тестовых методов значительно приближаются к измерительным, а по простоте проведения они приближаются к органолептическим. Вот почему тестовые методы при идентификации все больше и больше вытесняют измерительные.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Центральным звеном характеристики товара, его классификации и оценки качества является идентификация, цель которой выявить и подтвердить  подлинность конкретного вида и  наименования товара согласно сведениям, содержащимся в товарно-сопроводительных документах и на маркировке. Надо помнить, что не все признаки могут использоваться в качестве идентификационных, а лишь те, которые отвечают следующим требованиям: быть типичными для конкретного вида, объективными и сопоставимыми, проверяемыми и воспроизводимыми, и, наконец, трудными для фальсификации. Для этих целей используются как органолептические так и измерительные (инструментальные) методы исследований.

Таким образом, вопрос идентификации товаров является актуальным на сегодняшний день. Все больше потребителей хотят видеть качественную продукцию на прилавках, все больше людей присматриваются к тому, что написано на этикетках, внимательней читают маркировку. Все это привело к необходимости идентификации продукции.

Как было сказано выше, идентификация  – это процедура установления соответствия конкретной продукции  образцу и описанию, т.е. заявленной о нем информации и основным требованиям, предъявляемым к данному виду.

Источниками идентификации товаров являются нормативные документы (стандарты, ТУ, правила и др.), регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации, а также технические документы, в том числе товарно-сопроводительные (накладные, сертификаты, качественные удостоверения, руководства по эксплуатации, паспорта и т.п.), для пищевых продуктов – маркировка.  

Существует несколько  видов идентификации: потребительская; товарно-партионная (товарной партии); ассортиментная (видовая); качественная; сортовая; специальная.

Для целей идентификации  могут применяться различные  методы, объединяемые в три группы: органолептические, измерительные  и тестовые. При сравнительном анализе преимуществ и недостатков,  достоинства тестовых методов значительно приближаются к измерительным, а по простоте проведения они приближаются к органолептическим.

Идентификацию проводят по признакам, показателям и требованиям, которые необходимы для подтверждения  соответствия продукции образцу  или описанию.

Конечный результат идентификации  носит альтернативный характер: выявляется либо соответствие, либо несоответствие определённым требованиям «заключение о соответствии».

При всех имеющихся определенных достижениях в разработке методов  идентификации, унифицированные методики и разработки по их систематизации, созданию банков данных, обобщению  результатов испытаний продукции  путем компьютеризации, которые  облегчили бы работу исследователей и экспертов, отсутствуют.

Установление соответствия всем требованиям нормативных документов при идентификации, в том числе  по несущественным признакам, является затратной и излишней деятельностью, к тому же не влияющей на достоверность  результатов. Так, для идентификации  предусмотрено около 40 показателей  качества, значительная часть которых  легко подделывается (например, содержание сахаров и кислот).

Одной из наиболее актуальных проблем идентификации следует  считать выявление ограниченного  перечня существенных признаков, обеспечивающих подтверждение тождественности  и подлинности продукции с  достаточной степенью достоверности. Следует отметить, что в этом направлении  немало сделано. Так, в Правила сертификации пищевых продуктов включены признаки идентификации товаров. Хотя они  не всегда совершенны и достоверны.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. ГОСТ Р 51293-99 Идентификация продукции.
  2. Крылова Т.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии (второе издание). – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  3. Николаева М.А. и др. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. – М.: «Экономика», 1996.
  4. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. - М.: Норма, 2001.
  5. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. – М.: И-ТК Дашков и КО, 2007.
  6. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы. – М.: Дашков и К, 2004.
  7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006)
  8. Райкова Е.Ю. Теория товароведения: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред.проф. образования.. -2- е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  9. Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления (060000) и коммерции (351300). Под ред. В.Я. Горфинкеля.. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  10. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Под ред. Поф. Л.А. Барагина и проф. Т.П. Данько. –М.: ИНФРА-М, 2000.
  11. Чечеткина Н.М. Товарная экспертиза. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Информация о работе Идентификация товаров. Виды, средства и методы идентификации