Идентификационная экспертиза автомобильных запчастей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 06:58, курсовая работа

Описание

В настоящее время Россия принимает все более активное участие в мировой торговле. Это выражается в новом пути развития, связанным с образованием Таможенного союза и в дальнейшем вступлении в ВТО, что предопределяет необходимость защиты ее национальных интересов, в том числе, в части обеспечения населения продовольственными и непродовольственными товарами.

Содержание

Введение 3
1 Товароведческая характеристика и идентификационная экспертиза автомобильных запасных частей 5
1.1 Анализ внешнеэкономической деятельности РФ в сфере оборота запасных частей для легковых автомобилей 5
1.2 Идентификационные признаки автомобильных запчастей и их классификация 12
1.3 Нормативно-правовая база, регламентирующая производство экспертизы 22
2 Анализ результатов экспертизы 29
2.1. Решение о назначении экспертизы 29
2.2 Акт отбора проб и образцов 31
2.3 Заключение эксперта 34
Заключение 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Работа.doc

— 393.50 Кб (Скачать документ)

Федеральная таможенная служба России

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

__________________________________________________________________

Кафедра товароведения и таможенной экспертизы 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Товароведческая экспертиза. Идентификационная экспертиза непродовольственных товаров. Модуль 2» 
 
 
 
 

студента Колмогорова Игоря Сергеевича

факультета  таможенного дела

группа  142

на тему:  «Идентификационная экспертиза автомобильных запчастей»

  
 
 
 
 
 

                    Научный руководитель:

                    Соловьёва Л.П. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Владивосток

2012

 

Содержание 

 

Введение

 

       В настоящее время Россия принимает  все более активное участие в  мировой торговле. Это выражается в новом пути развития, связанным  с образованием Таможенного союза  и в дальнейшем вступлении в ВТО, что предопределяет необходимость защиты ее национальных интересов, в том числе, в части обеспечения населения продовольственными и непродовольственными товарами.

         Начиная с 90-х годов XX века, значительно увеличился импорт автомобильных запасных частей в Россию. Наряду с позитивным аспектом этого процесса – расширением ассортимента, следует отметить негативные моменты, связанные с возможность ввоза на наш внутренний рынок фальсифицированной продукции.

       Защита  внутреннего рынка от некачественной продукции возлагается в первую очередь на таможенные органы. Недостоверность декларирования и занижение таможенной стоимости товаров – это одни из важнейших проблем, стоящих  перед должностными лицами таможенных органов, так как таможенные платежи составляют значительную часть государственного бюджета России. Для решения этих проблем необходимо качественное и своевременное проведение идентификационных, товароведческих, стоимостных и других видов экспертиз.

       Актуальность темы курсовой работы в том, что активен рост продаж  автомобилей, и, в первую очередь – иномарок, о чем наглядно свидетельствуют ежемесячные отчеты Ассоциации Европейского Бизнеса. Вследствие этого увеличивается спрос на автозапчасти, который официальные дилеры производителей автомобилей не в состоянии удовлетворить. Наиболее быстро растет розничный рынок автозапчастей, и, в докризисный период, темпы этого роста составляли не менее 20% в год.

       Целью данной курсовой работы является проведение идентификационной экспертизы автомобильных запасных частей на основании решения о назначении идентификационной экспертизы.

       Для раскрытия поставленной цели решались следующие задачи:

       - проведение анализа внешнеэкономической  деятельности Российской Федерации  в сфере оборота автомобильных  запчастей;

       - изучение идентификационных признаков запасных частей и их классификационных признаков по ТН ВЭД Таможенного союза;

       - изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение экспертизы  автомобильных запасных частей  в таможенных целях;

       - проведение экспертизы автомобильных запасных частей, на основании решения о назначении экспертизы.

       Информационную  базу исследования составили статистические сборники и бюллетени Федеральной  таможенной службы РФ (ФТС РФ) и Федеральной  службы государственной статистики. Использованы материалы периодических изданий и Интернет-сайтов, методологические и нормативные документы Федеральной  таможенной службы.

 

1 Товароведческая характеристика и идентификационная экспертиза автомобильных запасных частей

     1.1 Анализ внешнеэкономической  деятельности РФ  в сфере оборота запасных частей для легковых автомобилей

 
 

     В настоящее время в России возобновляется  активный рост продаж  автомобилей, и, в первую очередь – иномарок, о чем наглядно свидетельствуют ежемесячные отчеты Ассоциации Европейского Бизнеса (за 10 месяцев 2010 года продажи иномарок в России выросли на 28%). Вследствие этого увеличивается спрос на автозапчасти, который официальные дилеры производителей автомобилей не в состоянии удовлетворить. Наиболее быстро растет розничный рынок автозапчастей, и, в докризисный период, темпы этого роста составляли не менее 20% в год. В центральном регионе реализуется около пятой части от объема продаж автозапчастей в России. Примечательно, что рост российского рынка автозапчастей наблюдается на фоне снижения объёмов мирового рынка автокомпонентов. В данной статье мы намеренно не стали разделять рынок автозапчастей на товарные группы, а дали общую характеристику рынка и выделили наиболее актуальные проблемы уходящего года. Также в рамках данной темы мы приводим мнения отечественных производителей рынка автозапчастей о наиболее актуальных проблемах рынка и о стратегиях развития в 2010 году.

     Емкость рынка автомобильных материалов, компонентов и запчастей в  России в 2010 году по предварительной  оценке экспертов составила около 42 млрд. долларов США. В России вторичный рынок автомобильных запчастей занимает приоритетное положение по отношению к первичному рынку, на его долю приходится 75% от общего объема рынка в стоимостном выражении, доля первичного рынка составляет 25% от общего объема рынка. [8]

     Рынок автомобильных запчастей подразделяется на первичный, включающий компоненты, используемые для производства автомобилей  на конвейере, и вторичный – это  запчасти для продажи через сервис и магазины. В России вторичный  рынок автомобильных запчастей занимает приоритетное положение по отношению к первичному рынку, на его долю приходится 76% от общего объема рынка в стоимостном выражении (или 24,8 млрд. долларов США), доля первичного рынка составляет 24% от общего объема рынка (или 7,9 млрд. долларов США) (см. рисунок 1). 
 

     

     Рис.1. Доли первичного и вторичного рынков на российском рынке автомобильных запчастей, % от объема в стоимостном выражении 

     На  вторичном рынке автозапчастей  приоритетную долю составляют запчасти для отечественных автомобилей - 58% от объема рынка в стоимостном  выражении (или 14,4 млрд. долларов США), на долю запчастей для иномарок приходится 42% от объема вторичного рынка (или 10, 4 млрд. долларов США) (см. рисунок 2).

     Рис.2. Соотношение компонентов для отечественных автомобилей и для иномарок на вторичном рынке запчастей, % от объема в стоимостном выражении. 

     С распространением на российском рынке  автозапчастей дешевой продукции  из стран Азии связана актуальность проблемы ценового демпинга, что, в  частности существенно затрудняет развитие отечественных производителей автомобильных компонентов. Проблема демпинга связана прежде всего с обострением ценовой конкуренции, основными факторами которого выступают присутствие на рынке значительного числа сходных или одинаковых товаров различных производителей, а также повышение осведомленности потребителей о ценовой ситуации на рынке, в частности, посредством распространения сети Интернет.[8]

     Демпинговые действия преимущественно проявляются  среди автозапчастей невысокого уровня качества, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что среди продавцов и импортеров американских запчастей на российском рынке, как отмечают эксперты, проблема демпинга в настоящее время не имеет выраженного характера. Рынок американских запчастей по сравнению с 90-ми годами, стал гораздо более цивилизованным. Сегодня в рознице разброс цен на американские запчасти составляет от 3 до 10%.

     Наиболее  жесткая конкуренция наблюдается  в секторе оптовой торговли, для  которого в большей мере характерно и снижение цен. Продавцы, пытаясь  привлечь клиентов, используют различные бонусы, отсрочки по платежам, вплоть до кредитования и консигнации. Наиболее сильно противостояние между импортёрами американских запчастей ощущается в нестоличных регионах, тогда как московский рынок уже поделен между основными игроками. Одной из основных тенденцией рынка является укрупнение компаний, являющихся его участниками и постепенный выход из игры малых фирм.

     Другой  актуальной проблемой современного рынка автомобильных запчастей  в России является проблема поддельной продукции. Результаты исследований свидетельствуют о том, что объемы продаж поддельных запчастей на российском рынке не уступают по величине рынку пиратской аудиопродукции. Доля незаконных автомобильных компонентов на рынке запчастей в России составляет от 30 до 90% в зависимости от наименования. А согласно сообщению финансовой газеты «Известия», каждая вторая автомобильная запчасть является поддельной. Ущерб от реализации контрафактной продукции весьма значителен, в денежном эквиваленте он составляет порядка 2 миллиардов долларов США в год. Примечательно, что преимущественную долю в объеме продаж поддельной продукции составляют запчасти к автомобилям отечественного производства. Контрафактные компоненты наносят значительный урон репутации автопроизводителей и поставщиков оригинальных запчастей. Как правило, чаще всего подделывают быстроизнашивающиеся детали. В их числе: подвески, рулевые тяги, штанги, тормозные колодки и естественно всевозможные машинные масла. Размах пиратской деятельности, по мнению оригинальных производителей запчастей, связан в первую очередь с отсутствием в России адекватной законодательной базы. По существующему на данный момент российскому законодательству практически невозможно привлечь недобросовестных производителей автомобильных деталей к уголовной ответственности.

     В контексте рассмотрения проблемы поддельных автозапчастей необходимо отметить, что в общемировой практике рынок  запасных частей состоит из двух сегментов: рынка оригинальных запасных частей и рынка неоригинальных запасных частей. Оригинальные запчасти в классическом понимании имеют торговую марку автокомпании и должны продаваться исключительно через компанию. Оригинальные запасные части изготавливаются в строгом соответствии с предусмотренными характеристиками материалов под жестким контролем качества. Неоригинальные запчасти выпускают фирмы-имитаторы без гарантии соответствия техническим требованиям автозаводов.

     Неоригинальные  запчасти могут быть изготовлены  с нарушением стандартов безопасности, надежности и долговечности. Цены на неоригинальные запчасти значительно ниже, а качество существенно хуже стандартов автокомпаний.  
Однако необходимо отметить, что между двумя крайностями – оригинальными и неоригинальными запчастями, существует достаточно большой рынок запчастей-аналогов, которые по качеству достаточно близки к «оригиналу», а по цене значительно ниже. Это обусловлено тенденцией «молчаливого согласия» компаний-производителей автомобилей уступить часть объемов торговли запасными частями, изготовленными независимыми специализированными заводами, самим этим заводам. Кроме того, перенос производства компонентов в страны Юго-Восточного региона помог значительно снизить конечную цену изделий.

     Неоригинальные  автозапчасти, представленные на российском рынке, условно можно разделить  на две группы. Первая – это компоненты солидных зарубежных и отечественных производителей, не учтенные и не прошедшие таможенный контроль. Продукция такого рода в большинстве случаев опасности для здоровья автомобиля не представляет. Вторая группа – это контрафактные запчасти, произведенные в Китае и на территории других развивающихся стран. Именно эта низкокачественная продукция может стать угрозой для технического состояния автомобиля. [9]

     В сложившейся ситуации российские правоохранительные органы собираются серьезно взяться за автомобильные рынки, которые, как правило, являются пунктами реализации контрафактной продукции. В частности, журнал «Бизнес» сообщает о том, что вслед за мобильными телефонами и бытовой техникой таможня намерена активно бороться с «серым» импортом автомобильных запчастей. По оценкам участников рынка, в настоящее время на нем доминируют именно «серые» импортеры. Так, на долю «серого» импорта приходится более 70% от объема продаж запчастей к иномаркам в стоимостном выражении (или 1,8 млрд. долларов США) (см. рисунок 3).

 

     Рис.3. Структура продаж запчастей к иномаркам на российском рынке 

     По  оценкам участников рынка, сейчас на нем доминируют именно «серые» импортеры, на долю которых приходится более 70%, или $1,8 млрд. Эксперты предполагают, что если таможня возьмется за эту проблему всерьез, доля официальных импортеров может вырасти до 80–85%.

     Федеральная таможенная служба совместно с официальными импортерами автомобилей планирует ряд мероприятий для пресечения импорта запасных частей по заниженной стоимости. Рынок запчастей к иномаркам сегодня составляет $2,5 млрд. Официальные импортеры оригинальных запчастей (обычно это импортеры автомобилей) контролируют 20% рынка ($0,5 млрд.), еще 8% ($0,2 млрд.) приходится на официальный ввоз запчастей их производителями. Таким образом, «серый» и «черный» импорт запчастей оценивается в $1,8 млрд. , еще около $0,5 млн. приходится на ввоз бывших в употреблении машин для их разборки на запчасти. [7]

Информация о работе Идентификационная экспертиза автомобильных запчастей