Франчайзинг в аптечных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить развитие франчайзинга в России, установить его преимущества и недостатки, предложить всевозможные мероприятия по их устранению.
Задачи:
• Ознакомится с понятием «Франчайзинг», рассмотреть его виды, преимущества и недостатки, изучить франчайзинговый договор;
• Провести собственные исследования по франчайзингу на территории Российской Федерации;

Содержание

Введение 3-5
1. История развития франчайзинга 6-9
2. Виды франчайзинга…………………………………………………………. . . . . . . … 10-16 3.1 Преимущества франчайзинга………………………………………………………….17-19
3.1.1 Преимущества для франчайзора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17-18
3.1.2 Преимущества для франчайзи 18-19
3.1.3. Преимущества для клиента……………………………………………………………19
3.2 Недостатки Франчайзинга 20-23
3.2.1 Недостатки для франчайзора 20-21
3.2.2 Недостатки для франчайзи 22-23
3.3.Риски при инвестировании в предприятиях франчайзинга……………………….. . ..24
3.4.Преимущества и недостатки неопробованной франшизы.
Потенциальный рынок для новой франшизы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….....25-26
4.Фазы развития отношений. Франчайзинговый договор………………………. . . . . . 26-29
5. Оценка затрат франчайзи……………………………………………………………. . 29-30
6.Собственные исследования…………………………………………………………….31-43
6.1. Франчайзинг в России……………………………………………………………….31-33
6.2.Франчайзинг как новое явление в фарм. бизнесе………………………………….34-35
6.2.1.Разочарование аптеки "Ригла" во франчайзинге …………………………….36-37
6.2.2.В 2007г "Ригла" вновь заинтересовалась франчайзингом………………………………………………………………38
6.2.3.Модель франчайзинга аптеки "Медикея"…………………………………………………………………. .39-40
6.2.4.Аптека ЗАО "Первая помощь"………………………………………………...41-42
6.2.5.Модель франчайзинга "Лавка жизни"……………………………………………43
Заключение 44-49
Список используемой литературы 50-51
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52-59

Работа состоит из  1 файл

курсовая франч.doc

— 424.50 Кб (Скачать документ)

6.2.Франчайзинг-  новое явление  в фарм. бизнесе.

По мере усиления экономической борьбы за ограниченные ресурсы оптовые и розничные фармацевтические организации вынуждены на практике применять новые для России формы организации продажи фармацевтических товаров. Для упрочения конкурентных позиций может быть предложен механизм франчайзинга. В российском фармацевтическом бизнесе франчайзинг — направление новое, развивающееся. Количество аптечных сетей с каждым годом растет (Приложение 9) . Наиболее активно себя ведёт в этом отношении компания «Аптеки 36,6», по данным рейтинга аптечных сетей ЦМИ «Фармэксперт» за 2006 год эта сеть объединяет 838 аптек. В прошедшем году компания купила 19 аптечных сетей в регионах, которые суммарно объединяют более 350 аптек. Поэтому аптечные сети продают свое имя на рынке при помощи франчайзинга.

Фармкомпании, идущие по этому пути, сегодня можно  пересчитать по пальцам, но число первопроходцев растет. Самый крупный аптечный франчайзор в Москве на сегодня — ООО «Ригла», «03», «Старый лекарь», «Имплозия», «Эфедра», «Первая помощь», «Флора», «Доктор Столетов»,  несколько аптек по франчайзингу открыты ЗАО «Эркафарм» и др. компаниями.  

 В фармацевтической практике наиболее часто источниками дохода франчайзера (правообладателя) обычно являются:

  • наценка на текущие поставки товаров;
  • вступительный взнос;
  • премия за подбор помещений, оборудования;
  • доход от арендных платежей;
  • доход от лизинга оборудования, транспортных 
    средств;
  • проценты за кредиты.

 Иногда  договор франчайзинга предусматривает  обязанность покупателя франшизы осуществлять отчисления в рекламный фонд франчайзера. Покупателю франшизы следует по возможности не

брать на себя такую обязанность, т.к. на практике средства из этого фонда часто направляются на рекламу не только его предприятия, но и для целей привлечения рекламы других покупателей франшизы.

 Все платежи  франчайзи франчайзеру в соответствии с принятой в России классификацией и

 правилами бухгалтерского учета можно разделить на:

  • разовые, первоначальные единовременные 
    платежи (вступительный взнос)
    , которые произво 
    дятся из собственных( заемных) средств франчайзи 
    и рассматриваются как долгосрочные капитальные 
    вложения в нематериальные активы;
  • периодические отчисления в зависимости от 
    объемов продаж (прибыли)
    , которые должны рас 
    сматриваться как текущие коммерческие расходы, 
    связанные с реализацией, что позволяет включать 
    эти периодические отчисления в себестоимость то 
    варов (работ, услуг).
 

 Договоры  франчайзинга довольно часто устанавливают минимальный объем продаж, который покупатель франшизы должен обеспечивать за определенный период времени. В такой ситуации следует приложить усилия для отмены или хотя бы ограничения этого права франчайзера. Можно предусмотреть определенный диапазон, в пределах которого недостижение минимального объема продаж не будет рассматриваться как нарушение франчайзи обязательств по договору.

 Аптекам следует  обратить особое внимание на то, что при расторжении договора на покупателя франшизы могут накладываться определенные обязанности, количество которых в его интересах необходимо свести до минимума.  

Основным  минусом  франчайзинга, как уже  говорилось, является недостаточная нормативно-правовая база.  Систематическое нарушение аптекой условий договора и несоблюдение стандартов торговой марки неминуемо повлечет за собой расторжение договора. Но здесь возникают новые проблемы: во-первых, проблематично заставить аптеку сменить вывеску и полностью изменить дизайн интерьера. Защита авторских прав в нашей стране существует, но невозможно защитить все мелочи фирменного стиля: вывеску, таблички, мебель, цветовую гамму. Во-вторых, процесс расторжения договора длится довольно долгое время, и все это время аптека может продолжать некорректно работать под маркой франчайзора, нанося вред репутации бренда.                                                                       В то же время и самой аптеке процедура расторжения договора будет невыгодна: в приведение аптеки к стандартам сети вложены огромные средства, и расторгнуть договор, значит – выбросить эти деньги на ветер.  Конечно, развитие рынка франчайзинга обязательно повлечет за собой изменение и усовершенствование законодательства, со временем исчезнут все вышеперечисленные и многие другие проблемы.                                   

6.2.1.Разочарование  аптеки «Ригла»  во франчайзинге.

    В 2004 году аптечная сеть "Ригла" стала  первым фармритейлером, объявившим о  старте программы франчайзинга. По результатам 2005 года у сети было всего 10 франчайзи, однако предложения небольшим сетям и единичным аптекам стали активно рассылаться именно в 2005 году."Ригла" является второй по численности сетью страны, насчитывая 374 аптеки и присутствуя в 23 регионах РФ( В 2006 г количество аптек увеличилось до 490). Механизм франшизы призван помочь предпринимателям наиболее легко и безболезненно войти в аптечный бизнес. В ее рамках сеть "Ригла" заключает пятилетний договор коммерческой концессии с обязательной государственной регистрацией, по которому передает франчайзи для коммерческого использования права на нематериальные активы сети (торговую марку, бизнес-технологии, льготы от поставщиков и подрядчиков сети), а франчайзи принимает на себя обязательства организовать фарммаркет в рамках стандартов сети "Ригла". В функции франчайзора как руководящего звена по этому договору входит: помощь в организации фарммаркета (подбор помещения, составление его планировки, штатного расписания и др.); сопровождение бизнеса и контроль работы франчайзи в процессе эксплуатации фарммаркета. Около 78% франчайзи ранее не имели опыта работы на розничном фармрынке, а те, кто пришел в фармотрасль, являлись представителями других областей бизнеса, в которых конкуренция уже достигла максимальных величин.

    Вслед за "Риглой" сразу несколько  фармритейлеров также заинтересовались франчайзингом: в частности, продавать  франшизу стали сети "03", "Старый лекарь", "Имплозия". Вскоре аптечные сети столкнулись с обычными для  российской практики проблемами с франчайзи. Так, крупнейший франчайзи сети "03" в Перми был продан "36,6", Таким образом, сеть потеряла не только 22 точки в Перми, но и лидирующие позиции в регионе.                                                                                                    Сеть аптек "Ригла", два года назад первая в России объявившая о старте программы франчайзинга, разочаровалась в этой практике. "Ригла" решила полностью отказаться от франчайзинга. За два года с момента старта программы у компании появилось только 10 партнерских аптек. Впрочем, участники рынка не спешат разочаровываться в аптечной франшизе, а неудачный пример "Риглы" объясняют тем, что ее предложение для партнеров было недостаточно продумано (вообще не продумано, там не было ни одного специалиста по франчайзингу). Они посчитали это невыгодным: поставки в аптеки  партнеров очень сложно контролировать, как и уровень обслуживания клиентов. Впрочем, в отличие от "Риглы" ее конкуренты до сих пор считают франчайзинг эффективным инструментом развития, а отказ от него второго в стране ритейлера объясняют недоработками в стратегии. 
 

    6.2.2. В начале 2007 г.  «Ригла» вновь  заинтересовалась  франчайзингом.

В конце 2006 года компания приобрела небольшую сеть из восьми точек в Воронеже, а  позже было объявлено о приобретении одной из крупнейших российских аптечных сетей компании «О3». Сначала согласно официальной информации сети должны были существовать в качестве параллельных бизнесов, торговая марка «О3» достаточно известна на рынке и новые владельцы видимо не хотели терять лояльных к марке клиентов. Однако несколько позже появилось сообщение о том, что «Ригла» будет работать с «О3» на основании договора франчайзинга, все аптеки последней будут переименованы до конца 2007 года. Фактически это первый шаг объединения сетей в единую структуру. Если сети объединятся «Ригла» будет включать в себя 636 точек ( Приложение 10), суммарный оборот составит не менее 350 млн долларов.

Покупки в течение  года делала так же «Имплозия», а  в начале 2007 года на рынке слияний и поглощений напомнила о себе компании «Доктор Столетов», которая выкупила одну из крупнейших региональных аптечных сетей «Эфедра». Консолидация на рынке продолжается в связи с растущей конкуренцией и возможным появлением на рынке иностранных инвесторов. Пока на рынке аптечной розницы возможен интенсивный рост и владельцы пользуются возможностью увеличить свою рыночную долю. 
 
 
 
 

    6.2.3. Модель франчайзинга  аптеки «Медикея».

    В России существуют аптеки «Медикея», созданные  компанией Медэкспорт.

    Год основания организации: 1999 год.

    Дата  вступления в РААС: июнь 2005 года

    14 апреля 2003 года состоялось открытие 1-й аптеки под торговой маркой  «Медикея». 
В настоящий момент аптечная сеть «Медикея» включает в себя 11 аптек.  
Все аптеки работают в формате свободного доступа и рассчитаны на пациентов, принимающих лекарственные средства в постоянном режиме, а также на людей активного возраста, ориентированных на профилактику. 
Аптечная сеть «Медикея» работает по единым принципам оформления торговых залов, фасадов. В сети внедрены единые стандарты обслуживания покупателей и  единые принципы формирования ассортимента.

    Ассортимент товаров аптечной сети Медикея насчитывает  более 4500 наименований. Из них 50% составляют лекарственные средства, 50% - изделия медицинского назначения и парафармацевтика.

    3 октября  2005 г.  открылась первая аптека – франчайзи.  Сейчас компанией планируется продвижение франчайзинга, как механизма совместного ведения бизнеса с аптеками-партнерами. Ассортимент товаров компании состоит из 3600 позиций в кодах аналогов и включает в себя широкий спектр лекарственных средств различных фармацевтических групп и товаров медицинского назначения. Доля импорта составляет 65% от общего количества наименований. Товарооборот "Медэкспорта" в 2004 году вырос на 57% по отношению к предыдущему году.

    Общая численность сотрудников компании:  
• в розничном звене 77 человек

    Основные виды деятельности сети аптек «Медикея»: закуп, хранение, розничная реализация лекарственных средств, в том числе ядовитых и сильнодействующих, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции.

    Социальные программы:  
Благотворительная помощь атомной подводной лодке «Омск»,  воспитанникам коррекционных школ г.Омска, детской Морозовской колонии и т.д.

    Маркетинговые программы:  
Основа маркетинговой стратегии аптечной сети - это уникальные услуги фармацевтической помощи (участие провизора в Управлении лекарственной терапией): во всех аптеках организованы консультационные кабинеты, провизоры обучаются клинической фармакологии, разрабатываются руководства по фармацевтической помощи, издается газета о рациональном применении ЛС; сетевую работу организует и направляет менеджер – врач, клинический фармаколог. В аптеках существует дисконтная карточная система. 
Также в аптечной сети проходят акции с производителями лекарственных средств и акции по привлечению покупателей («Подарки», «Лучшая цена» и т.д.)

    Достижения и награды: 
Компания «Медэкспорт» регулярно участвует в рейтинге фармдистрибьюторов ЦМИ «Фармэксперт». По  результатам  июньского рейтинга 2005 года компания занимает 5 строчку в подкатегории F3-B (региональные дистрибьюторы). 
В рейтинге российских фармацевтических дистрибьюторов (рейтинг RMBC) компания Медэкспорт 2 года подряд входит в тройку ведущих фармацевтических дистрибьюторов в г.Омске, обеспечивающих готовыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения аптеки розничной сети. 
В областном конкурсе «Лучшая оптовая фирма – 2003» компания Медэкспорт заняла 2-е место. Аптечная сеть «Медикея», начиная с 3 квартала 2004 года, регулярно цитируется в рейтинге «Аптечные сети России».

6.2.4. Модель франчайзинга  аптеки ЗАО «Первая  помощь».

Сеть аптек  ЗАО "Первая помощь" (Санкт-Петербург) планирует открыть 50-70 аптек в регионах по системе франчайзинга до конца 2008 г .В настоящее время сеть насчитывает 80 собственных аптек, из них 34 - это фармамаркеты. К концу 2008 г компания планирует открыть 50-70 аптек по системе франчайзинга, а также 60 собственных аптек в Москве, 40 аптек в Екатеринбурге и Казани. В открытие каждой собственной аптеки компания тратит от 80 до 100 тыс долл. Рекламный бюджет компании до конца 2008 г составляет до 3 млн долл.С января 2006 г компания запускает широкомасштабную рекламную кампанию в сети Интернет для потенциальных партнеров. Программа ориентирована на города-миллионники и ближайшие к ним пригороды.. 
        Франчайзи получает эксклюзивный профессиональный ремонт помещения с фирменными дизайнерскими элементами и цветовым решением, патентованное оборудование для размещения товаров, наружную рекламу, кассовые аппараты, уникальную систему автоматического компьютерного планирования товарных запасов (что позволяет регулировать спрос и формировать ассортимент с учетом предпочтений именно данного конкретного региона), решение всех вопросов ассортимента (наполнение, логистика и т.д.), все конкурентные преимущества сети (дисконт проект, интернет-магазин и т.д). Кроме того, компания берет на себя вопросы аттестации сотрудников, контроль профессионального уровня и т.д. 
От потенциальных партнеров требуется помещение в собственности или в аренде (сроком не менее чем на 5 лет), само помещение должно соответствовать стандартам сети (выходящее фасадом на оживленную проезжую и пешеходную часть) площадью от 130 до 250 кв м. Увеличили количество точек, принимаемые пластиковые карты. 51 аптека сети обслуживает население по безналичному расчету: 41 – в Санкт – Петербурге, 10 – в Москве. Все аптеки оснащены необходимым оборудованием для расплачивания пластиковыми картами без предъявлении паспорта (если стоимость покупки составляет не более 2500 тыс. рублей). 
        Формат открываемых аптек - фармамаркеты, то есть аптеки с открытой выкладкой, что является основным направлением деятельности компании на данный момент. Торговый зал фармамаркета обычно разделен на три основных отдела:

Информация о работе Франчайзинг в аптечных организациях