Франчайзинг в аптечных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить развитие франчайзинга в России, установить его преимущества и недостатки, предложить всевозможные мероприятия по их устранению.
Задачи:
• Ознакомится с понятием «Франчайзинг», рассмотреть его виды, преимущества и недостатки, изучить франчайзинговый договор;
• Провести собственные исследования по франчайзингу на территории Российской Федерации;

Содержание

Введение 3-5
1. История развития франчайзинга 6-9
2. Виды франчайзинга…………………………………………………………. . . . . . . … 10-16 3.1 Преимущества франчайзинга………………………………………………………….17-19
3.1.1 Преимущества для франчайзора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17-18
3.1.2 Преимущества для франчайзи 18-19
3.1.3. Преимущества для клиента……………………………………………………………19
3.2 Недостатки Франчайзинга 20-23
3.2.1 Недостатки для франчайзора 20-21
3.2.2 Недостатки для франчайзи 22-23
3.3.Риски при инвестировании в предприятиях франчайзинга……………………….. . ..24
3.4.Преимущества и недостатки неопробованной франшизы.
Потенциальный рынок для новой франшизы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….....25-26
4.Фазы развития отношений. Франчайзинговый договор………………………. . . . . . 26-29
5. Оценка затрат франчайзи……………………………………………………………. . 29-30
6.Собственные исследования…………………………………………………………….31-43
6.1. Франчайзинг в России……………………………………………………………….31-33
6.2.Франчайзинг как новое явление в фарм. бизнесе………………………………….34-35
6.2.1.Разочарование аптеки "Ригла" во франчайзинге …………………………….36-37
6.2.2.В 2007г "Ригла" вновь заинтересовалась франчайзингом………………………………………………………………38
6.2.3.Модель франчайзинга аптеки "Медикея"…………………………………………………………………. .39-40
6.2.4.Аптека ЗАО "Первая помощь"………………………………………………...41-42
6.2.5.Модель франчайзинга "Лавка жизни"……………………………………………43
Заключение 44-49
Список используемой литературы 50-51
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52-59

Работа состоит из  1 файл

курсовая франч.doc

— 424.50 Кб (Скачать документ)

    Успешная  франчайзинговая структура состоит  из четырехстороннего партнерства  между франчайзором, франчайзи, другими  франчайзи в системе и потребителем. Эти отношения должны быть детально изложены в договоре, защищая права  всех сторон (Приложение 4).

      Франчайзинг часто описывается  как "семейная" концепция. Все  члены семьи следуют определенным  правилам для всеобщего блага.  Эта модель помогает понять, почему  стандартный франчайзинговый договор должен приниматься как есть, без модификаций.

    Франчайзинговый договор, по сути, говоря, имеет дело с тремя фазами или этапами  развития взаимоотношений между  франчайзором и франчайзи.  
         Первая фаза. Первый этап взаимоотношений - это период, когда франчайзор нашел франчайзи, и франчайзинговый договор подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести свои дела.

    Вторая  фаза. Этот этап представляет собой период, в течение которого работает франчайзинговое предприятие. Если франчайзи и франчайзору удается успешно пройти этот этап, то их взаимоотношения могут продолжаться практически бесконечно.

    Третья  фаза. Здесь происходит окончание взаимоотношений между франчайзором и франчайзи. Тому могут быть множество причин: одна из сторон нарушила положения договора, смерть франчайзи и т.п.

    Каждая  из фаз взаимоотношений между  франчайзором и франчайзи должна быть оговорена в договоре. Необходимо тщательно продумать структуру взаимоотношений. Рекомендуется обратиться к профессиональному юристу, чтобы он квалифицированно подготовил договор, который бы максимально удовлетворял запросы франчайзингового предприятия. Франчайзинговый юрист должен обладать опытом во франчайзинге.  

    Финансовые  обязательства. Большая часть франчайзинговых договоров предусматривают наличие первичного взноса за покупку франшизы. Эта первичная плата покрывает расходы франчайзора, связанные с обучением франчайзи и его персонала, открытием его предприятия и других расходов в этот период.

    Франчайзи должен делать регулярные взносы франчайзору (называемые также сервисная плата, или роялти, или управленческая плата) за право пользования его системой и поддержку. Договор оговаривает, как эти регулярные взносы рассчитываются, выплачиваются и проверяются. Большинство франчайзоров предпочитают, чтобы взносы делались еженедельно, максимум ежемесячно.

    Срок  договора. Франчайзинговый договор предусматривает срок, в течение которого он действует. Франчайзи может иметь право на продолжение договора, если во время его действия он не совершил серьезных нарушений.

    Обязанности сторон. Франчайзинговый договор включает положения, оговаривающие обязанности франчайзора и франчайзи. Эти положения излагаются очень детально и занимают большую часть договора.

    Другие  важные положения. Существуют несколько положений, которые также могут быть включены в договор. Вот некоторые из них.  
 

  • Поставки. Франчайзинговый договор может включать положения, оговаривающие, как франчайзи осуществляет поставки. Франчайзи может быть обязан производить поставки только от одобренных франчайзором поставщиков. Если франчайзи может закупать только у франчайзора, он должен быть поставлен в известность об этом с самого начала.
  • Прекращение действия договора. Франчайзинговый договор должен содержать детальное описание прекращения взаимоотношений между франчайзором и франчайзи, которое может возникнуть в результате продажи предприятия, прекращения договора из-за серьезного нарушения обязанностей одной из сторон или из-за смерти франчайзора или франчайзи. Франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзора. 
 

5.Оценка  затрат франчайзи.

Предприниматели должны обязательно приложить все  силы для оценки того, сколько будет стоить франшиза, так как франчайзоры часто не все рассказывают предпринимателям (рис. 5.1).

    
 
 
 

    Предприниматели могут избежать подобных проблем  путем подготовки бизнес-плана. Кассовый бюджет - ключевой компонент бизнес-плана - определит все наличные расходы, включая франчайзный взнос, оборотный капитал, стоимость зданий, оборудования и роялти.                 

    Франшизный  взнос. Он дает франчайзи право вести дело по конкретному адресу или на конкретной территории. В зависимости от франшизы этот взнос может начинаться с нуля и доходить до миллионов долларов.       

    Оборотный капитал. Это понятие определяет, сколько денежных средств необходимо для приобретения товарно-материальных запасов, оплаты торгового персонала, арендных платежей и т.п. до тех пор, пока потребители не начнут покупать и платить.                                                                          

    Стоимость зданий и оборудования. Предприниматель может оплачивать данные расходы полностью или частично. Некоторые франшизеры предоставляют франчайзи в аренду как здание, так и оборудование, таким образом избавляя предпринимателя от необходимости производить крупные первоначальные затраты.

    Роялти.Они составляют от 0 до 15% прибыли. В обмен на выплату роялти франчайзи может получить такие услуги, как реклама, составление финансовых отчетов и консультации по вопросам управления.

    Стоимость франшизы в разных отраслях варьируется  в пределах от нуля до 100 тысяч долларов и выше и зависит от целого набора показателей. Прежде всего от престижности товарного знака, конкурентоспособности бизнеса и его рейтинга. Естественно, что франчайза «Макдоналдса» обойдется в несколько раз дороже, чем франчайза небольшой сети ресторанов местного значения. Стоимость определяется и размером эксклюзивной территории, расположением франчайзингового предприятия и результатами исследования местного рынка маркетологами компании.

    Размер  текущих платежей (роялти) определяется теми же факторами, что и стоимость  франшизы. Они составляют в расчете от валового объема продаж, во франчайзинговой системе Макдоналдс минимальная цифра составляет 12,5%. В отдельных редких случаях величина роялти может достигать и 35-40% от валового дохода. Правда, тогда можно рассчитывать, что компания-франчайзор окажет всевозможную финансовую поддержку при приобретении франшизы и создании предприятия.  

6. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

6.1. Франчайзинг в  России. 

    Интерес к применению франчайзинговых схем на российском рынке сейчас явно нарастает. В России франчайзинг появился в 1993 году, когда владелец небольшого кафе на проспекте Мира в Москве купил за 10 тыс. долл. США сроком на пять лет франшизу у фирмы Allied Domecq, обладательницы права на торговую марку «Baskin Robbins». Вскоре по франшизе были открыты «Русское бистро», «РостикС», «ЭКОНИКА-Обувь», бензозаправки «ЛУКОЙЛ», «ТНК», «ЮКОС», магазины IKEA др.

Сравнивая развитие франчайзинговой системы в США (родоначальника этой сферы ведения  бизнеса) и в России, в США на сегодняшний день насчитывается  около 1,5 тыс. франчайзинговых систем, в России – 79-90; среднее количество франчайзи на одного франчайзора в США составляет 230 человек, в России – около 10 (Приложение 5).

    Однако  такое отставание России в развитии франчайзинга происходит, прежде всего, из-за большинства проблем:

    1. Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались. К данным проблемам можно отнести: нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
    2. Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:
    • отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
    • отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
    • боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.

    У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других.

           3.Организационно-правовые проблемы. Эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России. В современной правовой системе России термин "франчайзинг" встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга.  

     4. Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области. Решение образовательных проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.

    С точки зрения информированности  о сути и возможностях франчайзинга российские предприниматели явно продвинулись вперед по сравнению с серединой  девяностых.

    В период с 1995 по 1999 год на российском рынке существовало всего 22 франшизных системы, в 2000-2001 гг. их число увеличилось  на 30, а в 2002 году появилось более 40 новых систем. Причем увеличивается  не только количество франшиз, выставляемых на продажу, но и число соискателей (Приложение 6).

    Вообще франчайзинг развивается в 75 видах деятельности, в то время как в России он присутствует лишь в 8-10 видах (в том числе и в сфере торговли, общественного питания, услуг, фармацевтической торговли). Считается, что российский потребитель все больше формируется как потребитель фирменных товаров. Практически не покупаются товары, которые не рекламируются или не имеют устоявшегося товарного знака.

    По  данным американских исследований, 40% всех продаж осуществляется с помощью франчайзинга.

    Франшиза  существует в 75 видах деятельности в мире и охватывает 350 тыс. предприятий.

      Наибольший их объем в мире  приходится на торговлю - около  45%. Это фаст-фуды, промтовары, рестораны,  продуктовые товары.

      Что касается России, то, по данным Московской международной бизнес-ассоциации, 50% - это рестораны и фаст-фуды, затем идет торговля (обувь, продовольствие, косметика, парфюмерия, оптика, цветы и т.д.) - 40%, 10% приходится на различные услуги (медицинские, образовательные, фотоуслуги, химчистки и т.д.) ( Приложение 7).

    В России есть четыре гнездышка франчайзинга: Москва, Санкт-Петербург, Сибирь и южные  регионы страны. Туда проникают известные  иностранные фирмы и наши крупные  компании, в противовес "иноземным  оккупантам", создающие общенациональные бренды ( Приложение 8).

    Солидная  торговая марка франчайзора обязательно  должна быть официально зарегистрирована и защищена действующим российским законодательством. Поэтому, обращаясь  в судебные органы, можно призвать к порядку фальсификаторов, оградить от них владельцем магазинов, вошедших в систему франчайзинга. В России много лет действует объединение “Союзпатент”, которое отстаивает интересы законных владельцев брендов. Если они зарегистрированы в “Союзпатенте”, то его сотрудники будут защищать интеллектуальную собственность предпринимателей, когда ее похитили злоумышленники. Защита бизнесменов от незаконных действий фальсификаторов сейчас одно из главных направлений работы Торговой палаты. Успешно работает консультационный пункт по вопросам безопасности предпринимательской деятельности. Там бизнесмены могут получить консультации по вопросам защиты от криминала, произвола чиновников. Кроме того, в этом консультационном пункте есть исчерпывающая информация о тех подделках, в том числе и товарных знаков, которые наиболее часто встречаются в России, их отличительных признаках и методах борьбы с ними 

Информация о работе Франчайзинг в аптечных организациях