Факторы, формирующие ассортимент и качество чая, и их влияние на пищевую, энергетическую ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание

История зарождения и развития чайного напитка богата всевозможными легендами и вымыслами. Существуют исторические хроники, которые подтверждают, что этот ароматный напиток был известен уже в III веке нашей эры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….6
Глава 1. Литературный обзор………………………………………………… 8
1.1. Потребительские свойства чая……………………………………… 8
1.2. Состояние рынка чая………………………………………………… 9
1.3. Классификация и характеристика современного ассортимента чая……………………………………………………………………..
11
1.4. Факторы, формирующие качество чая……………………………... 14
1.5. Требования к качеству чая………………………………………….. 16
Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………… 18
2.1. Объекты и методы исследования…………………………………... 18
2.2. Организационно-экономическая характеристика супермаркета Cash&Carry…………………………………………………………
22
2.3. Анализ ассортимента магазина по широте и полноте…………….. 23
2.4. Экспертиза чая………………………………………………………. 24
2.4.1. Анализ маркировки…………………………………………… 25
2.4.2. Органолептическая оценка качества чая……………………. 27
Заключение…………………………………………………………... 30
Список использованной литературы……………………………….. 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.продтовары.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)
  2.3. Анализ ассортимента  магазина по широте  и полноте
  Ассортимент чая, реализуемый супермаркетом  Cash&Carry рассчитан на потребителей с низким и средним уровнем дохода.
  Для анализа ассортимента были проведены  моментные наблюдения на данном предприятии. На основе полученных данных рассчитана широта и полнота ассортимента.
  Широта  – это одно из свойств ассортимента, характеризующее количество видов, разновидностей и наименований товаров  однородных и разнородных групп. Данной свойство характеризуется коэффициентом широты:
   ,
  где Кш – коэффициент широты;
  где Шд – широта действительная – это количество видов, разновидностей и  наименований продукции, имеющейся в продаже на момент  исследований;
  где Шб – широта базовая – это количество видов, разновидностей и  наименований продукции по ассортиментному перечню. [6]
  Анализируя  ассортимент супермаркета, рассчитаем коэффициент широты:
  
  Полученный  коэффициент, равный 0,88, достаточно приближен к единице, поэтому можно сказать, что ассортимент в магазине достаточно широкий. Широта ассортимента магазина может также служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.
  Полнота ассортимента – это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Коэффициент полноты рассчитывается по формуле:
   ,
  где  Кп – коэффициент полноты;
  где  Пд – полнота действительная – это количество видов, разновидностей и  наименований продукции одного вида, имеющегося в продаже на    момент исследований;
  где  Пб – полнота базовая – это количество видов, разновидностей и
  наименований  одного вида продукции по ассортиментному
  перечню. [6]
  Рассчитаем  полноту ассортимента для чая и чайных напитков. За базовый показатель принимается количество наименований, указанное в ассортиментном перечне и равное 64 наименованиям. За действительный показатель принимается количество наименований кофе и кофейных напитков, находящееся в магазине на момент проверки и равное 55 наименованиям.
  
  Коэффициент полноты ассортимента равен 0,85, что говорит о достаточной полноте ассортимента группы чая и чайных напитков. Полнота ассортимента магазина говорит о достаточной степени удовлетворенности потребностей покупателей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.
  2.4. Экспертиза чая
  Экспертиза  качества чая начинается с ознакомления с сопроводительными и нормативными документами. Сопроводительными документами для чайной продукции являются накладная и сертификат соответствия (качества). По накладной сверяют номинальное и фактическое количество имеющегося или поступившего товара, а сертификат соответствия подтверждает соответствие данного товара требованиям стандарта или иного нормативного документа, в соответствии с которым был изготовлен продукт.
  Для экспертизы качества чая были использованы следующие нормативные документы:
  ГОСТ 1936-85 «Чай. Правила приемки и методы анализа»;
  ГОСТ  Р 51074 – 2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования»;
  ГОСТ 1938-90 «Чай черный байховый фасованный. Технические условия»;
  ГОСТ 28550-90 «Чай. Метод приготовления измельченной пробы и определения сухих веществ»;
  СанПиН  2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;
  Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
  Для экспертизы качества чая были использованы следующие образцы:
  1. Чай «Принцесса Канди», объем партии 250 пачек, по 100г., дата поступления 17.10.2009, выборка – 13 упаковок (средняя проба – 1,3 кг).
  2. Чай «Принцесса Гита», объем  партии 110 пачек по 100г, дата поступления 10.09.2009, выборка – 13 упаковок (средняя проба – 1,3 кг).
  3. Чай «Принцесса Нури Высокогорный»,  объем партии 70 пачек по 100г., дата поступления 17.10.2009, выборка – 5 упаковок (средняя проба – 1,3 кг).
  2.4.1. Анализ маркировки
  Информация, указанная на маркировке, имеет большое  значение в оценке качества продукции. Достаточная полнота и достоверность  информации о товаре говорит о положительных характеристиках производителя.
  В работе был проведен анализ отобранных образцов на полноту информации, указанной  на маркировке по ГОСТ 51074-2003 «Продукты  пищевые. Информация для потребителей. Общие требования». Результаты сравнительного анализа объектов высшего сорта представлены в таблице 3.
  Таблица 2.1
  Сравнительная характеристика маркировки исследуемых  образцов
  Требования ГОСТ
  51074-2003
  Фактические данные
  Объект  №1
  Объект  №2
  Объект  №3
  Наименование  продукта
  Цейлонский  чай черный байховый листовой ломаный «Принцесса Канди»
  Индийский чай черный байховый гранулированный-СТС
  «Принцесса  Гита»
  Цейлонский  чай черный байховый мелкий «Принцесса Нури»
  Наименование  и местонахождение изготовителя
  ООО «НЕП», Россия. Под контролем ООО  «Орими-Трейд»
  ООО «НЕП», Россия. Под контролем ООО  «Орими-Трейд»
  ООО «НЕП», Россия. Под контролем ООО  «Орими-Трейд»
  Масса нетто, г
  100г
  100г
  100г
  Товарный  знак изготовителя
  (при  наличии)
  Присутствует
  Присутствует
  Присутствует
  Состав  продукта
  -
  -
  -
  Пищевые добавки, ароматизаторы, биологические активные добавки к пище, ингридиенты продуктов нетрадиционного состава
  -
  -
  -
  Сорт
  (при  наличии)
  медиум
  медиум
  высокогорный
  Дата  изготовления и дата упаковывания
  01.2009
  07.2009
  08.2009
  Срок  хранения
  3 года
  3 года
  3 года
  Условия хранения
  Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении  без посторонних запахов с  относительной влажностью воздуха  не выше 70%
  Хранить в сухом без запахов месте
  Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении  без посторонних запахов с  относительной влажностью воздуха не выше 70%
  Обозначение документа, в соответствии с которым  изготовлен и может быть идентифицирован  продукт
  ТУ
  ТУ
  ТУ
  Информация  о вакуумной упаковке (при наличии)
  отсутствует
  отсутствует
  отсутствует
  Информация  о подтверждении соответствия
  АЯ61
  АЯ61
  АЯ61
  Данные  таблицы показывают, что маркировка исследуемых образцов содержит такие  показатели как наименование продукта, наименование и местонахождение  изготовителя, масса нетто, сроки  и условия хранения, информация о  подтверждении соответствия. Информация по этим показателям у всех образцов представлена в соответствии с ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя».
  Однако  стоит отметить, что сорт, указанный  на упаковке всех исследуемых образцов не соответствует сортам по стандарту для оценки качества чая ГОСТ 1938-90 «Чай черный байховый фасованный. Технические условия», что затрудняет экспертизу.
  Наименования  нанесены на лицевую часть упаковки с разных сторон на русском и английском языках. Такое нанесение не противоречит стандарту и делается для узнаваемости экспортной продукции на рынках разных стран.
  Информация  о массе нетто у всех объектов исследования указана в граммах  и соответствует требованиям, предъявляемым  ГОСТ 51074-2003.
  Информацию  о составе продукта, состоящего из одного ингредиента, согласно выше указанному стандарту, допускается не указывать.
  Информация  о пищевых добавках, ароматизаторах, биологически активных добавках и компонентах  нетрадиционного состава отсутствует. Это говорит о том, что производитель заявляет об их отсутствии в данном продукте.
  Дата  изготовления и упаковывания указана  на маркировке у всех объектов исследования, при этом указана точная дата.
  Маркировка  объектов исследования №1, №2 и №3 содержит сроки хранения. Для всех объектов срок хранения составил 3 года. Причем на маркировке всех объектов проставлен месяц и год окончания срока годности. Условия хранения указаны у всех исследуемых образцов, но следует отметить, что условия хранения у объекта №1 и №3 содержат более конкретную информацию о температурно-влажном режиме хранения кофе. Условия хранения объекта №2 содержат рекомендацию по хранению продукта, без указания конкретной информации о температуре и влажности воздуха при которой следует хранить продукт. Информация отражается общей фразой «хранить в сухом без запахов месте».
  Обозначение документа, в соответствии с которым  произведен продукт в маркировке объектов указано, все исследуемые объекты произведены по техническим условиям.
  Информация  о подтверждении соответствия указана  на всех трех объектах исследования. У всех объектов исследования информация представлена в виде знака соответствия и кода органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия.
  Таким образом, информация, регламентируемая ГОСТ 51074-2003 для черного байхового фасованного чая, на маркировке исследуемых объектов присутствует в достаточном объеме, и следовательно, маркировка исследуемых образцов соответствует стандарту
  2.4.2. Органолептическая оценка качества чая
  Органолептические показатели являются важнейшими при определении товарного сорта чая. На основании их анализа можно судить о происхождении чая, качестве сырья, соблюдении технологии производства и хранения.
  Органолептические показатели черного байхового фасованного  чая оценивались согласно ГОСТ 1938-90 «Чай черный байховый фасованный. Технические условия».
  Результаты  органолептической оценки объекта  №1 чай черный байховый листовой ломаный  «Принцесса Канди» представлены в таблице 2.2. Поскольку производитель не указал сорт данного чая по отечественной классификации, то экспертиза будет проводиться на соответствие чая высшему сорту.
  Таблица 2.2
  Результаты  экспертизы качества чая «Принцесса Гита»
  Наименование  показателя
  Фактические характеристики
  Требования  по
  ГОСТ 1938-90
  Аромат  и вкус
  Аромат  слабый, вкус с незначительной терпкостью
  Нежный  аромат, приятный с терпкостью вкус
   
  Продолжение таблицы 2.3.
  Настой
  Настой  интенсивный, прозрачный, «средний»
  Яркий, прозрачный, «средний»
  Цвет  разваренного листа
  Коричнево-красный, однородный
  Однородный, коричнево-красный
  Внешний вид чая (уборка)
  Ровный, однородный, пластинчатый, с наличием черешков древесины
  Ровный, однородный, скрученный

Информация о работе Факторы, формирующие ассортимент и качество чая, и их влияние на пищевую, энергетическую ценность