Ассортимент конкурентоспособность зерномучных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 22:24, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ ассортиментной и конкурентной политики, а также формирование рациональной номенклатуры товарного ассортимента и рекомендаций по повышению его конкурентоспособности на примере ООО «999 4»
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ формирования ассортимента зерномучных товаров;
2. Выявление сущности конкурентоспособности товара и факторов, оказывающих на нее влияние;
3. Анализ основных свойств и показателей ассортимента зерномучных товаров ООО «999 4»
4. Оценка конкурентоспособности зерномучных товаров, реализуемых ООО «999 4» на рынке г. Ннння и его ассортиментной стратегии;
5. Разработка рекомендаций по улучшению ассортиментной стратегии и конкурентоспособности зерномучных товаров, реализуемых ООО «999 4» на рынке г. Ннння.

Работа состоит из  1 файл

диплом_зерномуч.doc

— 881.50 Кб (Скачать документ)

      Рис. 3. Этапы оценки конкурентоспособности товара.

 
 
  1. Определить динамику потребностей покупателей, их вкусов и желаний в отношении оцениваемого вида товара;
  2. Определить мнение покупателей о тестируемых продуктах и их конкурентах;
  3. Выяснить претензии покупателей к тестируемому товару;
  4. Выявить причины не достаточной конкурентоспособности товаров, связанные с внутренней средой фирмы;
  5. Выяснить потенциальные конкурентные преимущества и оценить возможность их реализации;

9. Сформулировать рекомендации по улучшению конкурентоспособности тестируемых товаров.

   Существующие  подходы к оценке конкурентоспособности товара, можно систематизировать по следующим основаниям:

  1. В зависимости от степени интеграции результата оценки:
  • С построением интегрального показателя конкурентоспособности (например, методы оценки конкурентоспособности товара, основывающиеся на расчете единичных или интегрального показателей конкурентоспособности).
  • Без построения интегрального показателя конкурентоспособности (например, матричные методы).
  1. В зависимости от используемых методов анализа выделяют подходы:
  • На основе экспертных методов (в основном, балльной оценки).
  • На основе расчета показателей сравнения (например, методы оценки конкурентоспособности товара, основывающиеся на расчете единичных или интегрального показателей конкурентоспособности).
  • На основе рейтинговой оценки.
  • С помощью матричных методов.
  • С помощью экономико-математических моделей (на основе определения функции желательности и многокритериального анализа).
  • С помощью экономико-статистических методов (корреляционно-регрессионного анализа, метода главных компонент).

   Использование экономико-статистических (математических) методов на основе объективной информации позволяет получить адекватные результаты оценки.

  1. В отношении базы сравнения, существующие методы оценки конкурентоспособности товара можно разделить на несколько групп:
  • по сравнению с товаром – лидером,
  • по сравнению с общественной потребностью,
  • по сравнению с идеальным товаром,
  • по сравнению с основными конкурентами.

       В экономической литературе большее  внимание уделено методам анализа внешней среды, что обусловлено жизненной необходимостью ее изучения и трудностью прикладного решения этой задачи.

      В результате изучения специальных источников мы пришли к выводу, что анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние. Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.

      Метод, используемый для диагностики внутренних проблем, в экономической литературе называется управленческим обследованием.

     Управленческое  обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование в большинстве изученных нами источников включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

     В результате изучения подходов к анализу  среды предприятия мы выделили:

  • SWOT- анализ13.
  • PEST - анализ14 (аббревиатура четырех английских слов: Р - Policy - политика, Е - Economy - экономика, S - Society - общество (социум), Т - Technology – технология) - это анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии организации. PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. PEST – анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.
  • SNW – анализ  - развитие SW / SWOT- подхода, используется для оценки внутренней среды организации по каждой составляющей относительно ее ситуационного среднерыночного состояния в терминах S (сильная), N (нейтральная) и W (слабая)15.
  • Модель управления по слабым сигналам16: чем сильнее сигнал, тем меньшим временем располагает предприятие для ответной реакции. Основная идея модели – сила ответной реакции должна соответствовать силе сигнала. Данный метод базируется на экспертных оценках.
  • Оценка возможностей фирмы позволяет построить «многоугольник конкурентоспособности». Накладывая составленные для разных фирм схемы друг на друга, можно получить так называемый «радар конкурентоспособности» и наглядно увидеть сильные и слабые стороны одной фирмы по отношению к другой.

   Конечной  целью оценки конкурентоспособности товара является выработка рекомендаций по ее улучшению, то есть совершенствование конкурентной стратегии.

      Основноположником подхода выделения конкурентных стратегий в зависимости от вида конкурентного преимущества является М. Портер, который предложил систематизацию конкурентных стратегий в виде соответствующей матрицы (рис. 4). Этот подход использовался в работах Томпсона А., Формби Д.17,  О. С. Виханского18, В. Р. Веснина19 и др. 

      Рис. 4.  Матрица конкурентных стратегий М. Портера.

 

      Конкурентоспособность продовольственных товаров на рынках России проявляются при следующих условиях:

      1. Конкурентоспособность может проявляться на свободном рынке;

      2. Понятие «конкурентоспособность» может распространяться как на объект рыночных отношений (товар, услуги), так и на субъекты (предприятия, фирмы);

      3. Конкурентоспособность учитывает качество товара (услуги) как со стороны товаропроизводителя, так и со стороны покупателя;

      4. При определении уровня конкурентоспособности обязательно учитывают уровень денежных доходов потребителя на данном рынке товаров;

      5. Конкурентоспособность производителя определяется как экономическими, технологическими параметрами, так и его долей на свободном рынке;

      6. Конкурентоспособность товаров и услуг имеет динамическое, постоянно корректирующее состояние;

      7. Управляет конкурентоспособностью товара только конкуренция, складывающаяся на том или ином свободном рынке товаров.

      Исходя  из вышеуказанных условий, конкурентоспособный  товар, находящийся на свободном рынке, как правило, обладает какими либо конкурентными преимуществами перед другими подобными изделиями.

      Для осуществления расчетов конкурентоспособности продовольственных товаров в обязательном порядке используется база сравнения.

      1. В качестве базы сравнения для оценки конкурентоспособности продовольственных товаров с точки зрения производителя (фирмы) могут выступать следующие показатели качества:

      степень удовлетворения потребностей покупателя;

      нормативные показатели качества;

      технологические показатели качества;

      показатели  качества гипотетического (идеального) образца;

      качественные  характеристики товаров, близких по свойствам к данному образцу;

      эффективность лучшего образца-конкурента, реализуемого на данном рынке.

      2. Если базой сравнения для оценки конкурентоспособности является степень удовлетворения потребностей потребителя, то:

        проводится выбор и устанавливается величина параметров потребности покупателей в питательных веществах, содержащихся в оцениваемой и конкурирующей продукции;

        учитывается весомость этих параметров  с точки зрения потребителя.

      3. При выборе в качестве базы сравнения нормативных показателей качества в расчет берутся не конкурентные товары, а требования стандартов, ТУ, медико-биологические и другие.

      4. Если за базу сравнения принимаются технологические показатели качества конкурентного товара, то при расчетах используются показатели качества, как правило, не входящие в НТД, а полученные в результате экспертизы качества как конкурентного, так и конкурирующего товара.

      Применительно к пищевым продуктам в ряде случаев оценки конкурентоспособности товаров используется полезный эффект в виде калорийности продукта.

      Итак, в первой главе работы проведен понятийный и методико-стратегический анализ, результаты которого позволят провести оценку и предложить рекомендации по оптимизации ассортиментной стратегии и конкурентных позиций избранного объекта исследования.

 

2. Исследование ассортимента, качества и конкурентоспособности товаров на примере ООО «999 4»

2.1. Юридическая и правовая основа деятельности торгового предприятия ООО «999 4»

 

      Анализируемое торговое предприятие ООО »999 4-7» находится в г. Нннне по адресу : проспект Толбухина д. 45/14 .Месторасположение торгового 999 4а очень удобно он находится на главной улице с оживленным движением транспорта, жилой район, рядом с магазином имеется специальное место для парковки автомобилей.

      ООО «999 4-7» встроено-пристроенное здание. Хорошо оформленный фасад и витрины магазина привлекают внимание покупателей. Основной вид производственной деятельности общества - розничная торговля, это реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товаров в сфере обращения.

      ООО «999 4-7» зарегистрировано 21.06.95. в соответствии с учредительными документами . Является правопреемником муниципального предприятия магазина 7»999 4». На рынке 33 года.

      Форма торговли самообслуживание. Торговая площадь составляет 600 м2 Для организации торгового процесса предусмотрены все условия : наличии специальных помещений, механизация трудоемких операций, что дает возможность обслуживать покупателей с минимальными затратами труда и средств.

      Оформление  и отделка помещений торгового 999 4а в соответствии с их назначением, современным дизайном, торговый зал хорошо освещен, температура и влажность воздуха соответствует техническим требованиям. Магазин находится возле оживленной трассы, в нескольких метрах находится троллейбусная и автобусная остановки, за магазином находятся множество жилых высотных домов.

    Торговое предприятие является  открытым акционерным обществом и действует на основании  Устава.

     Документы, на основании которых  работает магазин «999 4-7»:

  1. Лицензия на право торговли алкогольной продукции.
  2. Разрешение на круглосуточный режим работы магазина.
  3. Ассортиментный перечень.
  4. Инструкция по пользованию кнопками тревожной сигнализации.
  5. Паспорт-разрешение (на эксплуатацию здания, помещения).
  6. Санитарно-эпидемиологическое заключение.

      Все вышеперечисленные документы хранятся в сейфе у директора магазина.

      Магазин имеет яркую галогеновую вывеску, которая сразу же бросается в  глаза с дороги и с остановок, два крыльца – одно 999 4альное для покупателей с поручнями и с рельсами для колясок и велосипедов, а другое для приемки товаров от поставщиков.

      Торговое  предприятие работает с 8 – 23 часов и представляет собой супермаркет, то есть продажа товаров ведется по способу самообслуживания. В магазине находится семь отделов: хлебный, молочный, колбасный, мясной, рыбный, овощной, виноводочный, которые расположены вдоль стен, в середине торгового зала расположены стеллажи в три ряда с другими видами товаров – консервы, пресервы, бакалея и кондитерская продукция в заводской упаковке или развешенная в пакеты. Далее, ближе к выходу расположены два холодильника: один с мороженным различных видов, массы и в различной упаковке, а также различных производителей, а другой с замороженными продуктами – пельмени, вареники, блинчики, пицца, котлеты, фрикадельки и т.д. По одной холодильной установке находится на колбасном, мясном и рыбном отделе, а на молочном отделе две холодильные витрины. В торговом зале расположены 6 электронных весов -  на овощном, колбасном, мясном и рыбном отделах, а еще одни весы находятся в подсобном помещении, где фасуется бакалея, кондитерские изделия и т.д.

Информация о работе Ассортимент конкурентоспособность зерномучных товаров