Ассортимент конкурентоспособность зерномучных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 22:24, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ ассортиментной и конкурентной политики, а также формирование рациональной номенклатуры товарного ассортимента и рекомендаций по повышению его конкурентоспособности на примере ООО «999 4»
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ формирования ассортимента зерномучных товаров;
2. Выявление сущности конкурентоспособности товара и факторов, оказывающих на нее влияние;
3. Анализ основных свойств и показателей ассортимента зерномучных товаров ООО «999 4»
4. Оценка конкурентоспособности зерномучных товаров, реализуемых ООО «999 4» на рынке г. Ннння и его ассортиментной стратегии;
5. Разработка рекомендаций по улучшению ассортиментной стратегии и конкурентоспособности зерномучных товаров, реализуемых ООО «999 4» на рынке г. Ннння.

Работа состоит из  1 файл

диплом_зерномуч.doc

— 881.50 Кб (Скачать документ)

     В среднем, зерномучные продукты покупаются раз в три недели, однако, чем старше респонденты (60 и более лет) и чем ниже их доход (1100 рублей и меньше), тем реже они их покупают: от «раз в 2-3 месяца» до «раза в полгода».

     Наиболее  часто зерномучные продукты покупаются людьми среднего возраста (от 30 до 49 лет) с доходом от 1100 рублей и выше. В целом, такие покупки наиболее часто совершаются с периодичностью от «2-3 раз в месяц» до «1 раза в месяц» (см. рис. 1).

     

      Рис. 1.  Основные группы пищевых  продуктов по частоте  их употребления

     Столь невысокая по сравнению с другими  продуктами повседневного потребления, частота покупок зерномучных продукты может быть объяснена довольно длительным сроком их хранения, ведь, как известно, макароны и крупа вполне можно отнести к разряду непортящихся продуктов – они могут храниться от одного года до трех и более лет.

     Подобные  сведения о потребительских предпочтениях оказывают непосредственное влияние на ассортимент зерномучных товаров, представляемый в торговой сети.

       Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.3

       Наиболее  значимыми из этих свойств являются широта, полнота, устойчивость, новизна, структура, рациональность ассортимента.4

       Широта  ассортимента (Ш)- количество видов, разновидностей, наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными  показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты.

       Действительная  широта (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

       Базовая широта (Шб) – количество видов, разновидностей, наименований товаров, регламентированное стандартами, прейскурантами, каталогами, другими НД.

Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.

       Коэффициент широты (Кш) – выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:

               Шд

   Кш =    х 100%

                              Шб

       Чем больше широта, тем больше насыщенность рынка товарами.

       При большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров, расширение производственных площадей, новых видов упаковки.

       С одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара.

       Полнота ассортимента (П) – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

       Полнота характеризуется  количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.

       Это свойство также характеризуется  действительной и базовой полнотой, а также относительным показателем – коэффициентом полноты.

       Действительный  показатель полноты (Пд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.

       Базовый показатель полноты (Пб) – регламентируемое НД или планируемое количество товаров.

       Коэффициент полноты (Кп) – отношение действительного показателя к базовому:

               Пд

           Кп  =     х 100%

                                     Пб 

       Чем  больше полнота ассортимента, тем  выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. 

       Следует также учитывать, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента может затруднить выбор потребителя, поэтому  полнота должна быть рациональной.

При урегулировании структуры ассортимента следует  учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.

       Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских помещениях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.

       Рациональность  ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

       Коэффициент рациональности (Кр) – показатель относительный и отражает средневзвешенное значение с учетом реальных значений показателей широты (Кш), полноты (Кп), устойчивости (Ку) и новизны (Кн), помноженные на соответствующие коэффициенты весомости:

             Кш х вш + Кп х вп + Ку х ву + Кн х вн

          Кр   =                      

                                                  4

       Коэффициенты  весомости вш, ву, вн определяют экспертным путем. Они индивидуальны для  каждого товара.

       Коэффициент рациональности (Кр) может свидетельствовать о рациональности ассортимента лишь с определенной степенью достоверности, что выражается разницей между потребностями, предполагаемыми при формировании ассортимента, и реальными, соответствующими покупательскому спросу.

       Ассортиментная  политика торговой организации заключается  в определении руководством этой организации основных целей, реализации определенных задач и выборе основных направлений формирования ассортимента.

       Основной целью организации в области ассортимента – формирование реального или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

       Для этого должны быть решены следующие задачи:

    • установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;
    • определены основные показатели ассортимента, и дан анализ его рациональности;
    • выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
    • оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения или реализации отдельных товаров;
    • определены основные направления формирования ассортимента.

1.2. Ассортиментная политика магазина

       Основная  цель организации в области ассортимента – формирование реального или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.5

       Для этого должны быть решены следующие задачи:

    • установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;
    • определены основные показатели ассортимента, и дан анализ его рациональности;
    • выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
    • оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения или реализации отдельных товаров;
    • определены основные направления формирования ассортимента.

       Основными направлениями формирования ассортимента являются: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация.

       Сокращение  ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров за счет уменьшения широты и полноты.

       Причинами сокращения ассортимента могут быть:

    • падение спроса;
    • недостаточность предложений;
    • убыточность или низкая прибыльность при производстве или реализации отдельных товаров.

       Например, в последние годы наблюдается  тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых товаров, невыгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.

       Расширение  ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения широты, полноты и новизны.

       Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются:

    • увеличение спроса и предложения;
    • высокая рентабельность производства или реализации товаров;
    • внедрение на рынке новых товаров.

       Так, современное состояние российского  потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, или товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.

       Стабилизация  ассортимента – состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

       Это состояние наиболее характерно для  ассортимента продовольственных товаров повседневного спроса.

       Обновление  ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.

       Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей; повышения конкурентоспособности; изменения моды; достижения НТП и др.

       Но  следует иметь в виду, что обновление ассортимента является очень ответственным  направлением, связанным со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. Например, качество новых товаров может быть хуже, чем уже известных, что может вызвать разочарование, недоверие потребителя как к новым товарам, так и к фирме-изготовителю или продавцу.

       Совершенствование ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров для повышения его рациональности.

       При этом должны учитываться научно-обоснованные рациональные потребности, а также требования общества:

    • обеспечение безопасности для потребителей и окружающей среды;
    • использование достижений НТП для максимального повышения качества и др.

       Например, совершенствование ассортимента пищевых  продуктов должно основываться на достижениях науки о рациональном и сбалансированном питании и может быть достигнуто путем сокращения высококалорийных продуктов и расширения биологически полноценных, богатых незаменимыми аминокислотами, эссенциально-жирными кислотами, витаминами, минеральными веществами и др.

Информация о работе Ассортимент конкурентоспособность зерномучных товаров