Ассортимент конкурентоспособность зерномучных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 22:24, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ ассортиментной и конкурентной политики, а также формирование рациональной номенклатуры товарного ассортимента и рекомендаций по повышению его конкурентоспособности на примере ООО «999 4»
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ формирования ассортимента зерномучных товаров;
2. Выявление сущности конкурентоспособности товара и факторов, оказывающих на нее влияние;
3. Анализ основных свойств и показателей ассортимента зерномучных товаров ООО «999 4»
4. Оценка конкурентоспособности зерномучных товаров, реализуемых ООО «999 4» на рынке г. Ннння и его ассортиментной стратегии;
5. Разработка рекомендаций по улучшению ассортиментной стратегии и конкурентоспособности зерномучных товаров, реализуемых ООО «999 4» на рынке г. Ннння.

Работа состоит из  1 файл

диплом_зерномуч.doc

— 881.50 Кб (Скачать документ)

       Для достижения максимального эффекта от продажи товаров необходимо манипулировать ассортиментом, т.е. выявлять каким товарам  отдать предпочтение и в какой пропорции выпускать различные виды продукции.

       Ассортимент продукции сильно влияет на объем  ее реализации. При широком ассортименте, как правило, увеличивается количество покупаемых изделий одним покупателем, что приводит к росту стоимости продаж. Тем не менее, увеличение ассортимента производимых товаров должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к их качеству, при экономической целесообразности и с учетом существующих и перспективных возможностей предприятия по продвижению товара.

       Сегодня все большее распространение  находит показатель рентабельности продаж, определяемый как соотношение между прибылью, получаемой от реализации конкретного вида или всей продукции, и стоимостью их продаж.

1.3. Конкуренция в системе торгового бизнеса

       Конкурентоспособность товара это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка и свойств другого товара.11

       Товар – главный объект на рынке. Он имеет  стоимость и ценность, обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении.

       По  своей сущности товар является единственным средством получения прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции и максимизацию прибыли, снижение издержек производства, важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара. К основным факторам этой оценки следует отнести: 

  • экономический потенциал и темпы роста экономики;
  • уровень развития науки и техники;
  • участие в международном разделении труда;
  • динамичность и емкость внутреннего рынка;
  • социально-экономическую и внутриполитическую ситуацию;
  • гибкость финансовой системы;
  • государственное регулирование экономики;

    обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации  трудовых   ресурсов.

       Искусство конкуренции сегодня состоит в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот кто без оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать жестокой и бессмысленной конкуренции. Основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий (см. рис.2).

       При изучении рынка необходимо выявить специализацию рынка и его географическое положение; емкость рынка и возможную долю предприятия (фирмы) на нем; товарные и фирменные структуры на рынке; остроту

конкуренции.

       При изучении конкурентов  необходимо определить, кто является основными конкурентами, владеющими большой долей рынка; торговые марки (знаки) товаров-конкурентов; особенности товаров-конкурентов; вид, особенности упаковки товаров-конкурентов; формы и методы сбытовой деятельности; как формируется спрос; методы стимулирования, сбыта. Кроме того, необходимо ознакомиться с рекламными материалами конкурентов и (если возможно) с данными о прибылях и убытках.

       Изучение  потребностей потенциальных  покупателей  предусматривает определение возможных покупателей с учетом сегментации рынка; типичных направлений и способов использования товаров покупателями; побудительных мотивов покупки товара данного вида; факторов формирования покупательских предпочтений; неудовлетворенных потребностей товарами данного вида; традиционного способа совершения покупки и совокупного спроса на сервисное обслуживание.

       Изучение  параметров оценки товара

       По  группам параметров (экономические, технологические, нормативные) проводится сравнение для выяснения того, насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

       В группу технологических и нормативных параметров входят так называемые жесткие параметры – параметры назначения (классификационные, технической эффективности, конструктивные), эргономические, а также параметры соответствия национальным и международным стандартам, нормативам, законодательным актам и др. К «мягким» техническим параметрам относят эстетические свойства товаров.

       Номенклатуру  экономических параметров составляют показатели полных затрат потребителя (цены потребления) по приобретению и использованию товара, которые определяются его свойствами, а также условиями приобретения на конкретном рынке и использования.

       Выбор товара-образца.

       Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие; быть наиболее представительным для данного рынка.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Оценка конкурентоспособности товара

 

       Определение набора сравниваемых параметров. При этом сравниваются параметры, характеризующие потребительские свойства товара (его потребительную стоимость), и параметры, выражающие его экономические свойства (стоимость).

       «Жесткие параметры» описывают важнейшие функции товара и связанные с ним характеристики, заданные конструкторскими принципами изделия. Они имеют определенную величину, выраженную в тех или иных единицах (например, мощность, размер, температура и т.д.).

       «Мягкие параметры» характеризуют эстетические свойства товара, т.е. являются выражением дизайна, упаковки, цвета и придают товарам особую привлекательность. «Мягкие» параметры, как правило, не имеют естественной физической меры и трудно поддаются количественной оценке.

       Определение набора потребительских параметров составляет основу анализа конкурентоспособности  товара. При анализе всех параметров на первый план выдвигают те, которые имеют наибольшую значимость для потребителей. Определение значения каждого параметра осуществляется группой экспертов, располагающих достаточным объемом надежной рыночной информации. Этот подход не исключает тщательного исследования и второстепенных параметров, которые в конкурентном состязании могут играть решающую роль. Цель такого подхода исследованию – максимальное удовлетворение потребителей.

       Возможна  оценка на базе органолептических методов, построенных на субъективном восприятии человеком того или иного свойства объекта и выражения результата восприятия в цифровой (бальной) форме.

       Полезной может оказаться оценка изделия на основе интуитивного определения роли того или иного свойства в удовлетворении потребностей покупателей. Этот метод называют квалиметрическим. С учетом совокупности всех мнений строится количественная оценка «мягкого» параметра.

       По  аналогичной схеме определяют набор  экономических (стоимостных параметров товара, характеризующих его основные свойства через затраты покупателя на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления.

       Величины  экономических параметров (размер издержек) определяются: ценой изделия (С1), расходами на его транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение персонала (С7), налоги (С8), страховые взносы (С9) и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления – С :

       С = (С1) + (С2) + (С3) + (С4) + (С5) + (С6) + (С7) + (С8) + (С9) + … + Сm ,

       где слагаемые экономические параметры  индивидуальны для каждого товара.

       Одним из вариантов усредненной оценки конкурентоспособности в зависимости от его основного технического параметра и полезного эффекта (это отдача товара, как интегрированный показатель используемых конкретных условий частного показателя качества товара, который удовлетворяет конкретную потребность человека).

       Конкурентоспособность товара, которую невозможно измерить количественно и спрогнозировать их полезный эффект или совокупные затраты, можно определить по результатам пробных продаж, либо с применением экспертных или других методов.

       Количественную оценку конкурентоспособности товаров можно определить по формуле:

                              Еа.о

             Ка.о

                        Ел..о

      где Ка.о – конкурентоспособность анализируемого образца на конкретном рынке;

      Еа.о – эффективность анализируемого образца товара на конкретном рынке, единица полезного эффекта по отношению к единице стоимости;

      Ел.о – эффективность лучшего образца конкурента, используемого на данном рынке.

1.4. Оценка качества и конкурентоспособности зерномучных  товаров

       Существующие  подходы в оценке конкурентоспособности продовольственных товаров основываются, как правило, на показателях их качества.12

     В системе управления конкурентоспособностью товара важное место занимает ее оценка. Метод оценки конкурентоспособности товара представляет собой совокупность приёмов и способов определения конкурентной позиции товара на рынке и исследования факторов, её обусловивших. Несмотря на то, что существует большое количество методик исследования конкурентоспособности товара, процесс их модификации и создания новых вариантов продолжается.

      Этапы оценки конкурентоспособности товара могут иметь специфику в зависимости  от конкурентной ситуации на рынке, от вида товара, от деятельности и состояния предприятия, продукты которого оцениваются, от задач оценки (рис. 3).

      Основные  задачи оценки факторов конкурентоспособности товара:

1.Определить положение товаров предприятия на конкретном рынке;

2.Выяснить причины (факторы) недостаточной конкурентоспособности товара;

3. Выявить возможность и способы её повышения.

      Для достижения поставленной цели и задач оценки факторов конкурентоспособности товара необходимо произвести следующие действия:

  1. Определить реализованную рыночную нишу;
  2. Выявить товары-конкуренты;
  3. Оценить степень влияния внешних факторов на конкурентоспособность тестируемых товаров и выделить те, которые имеют наибольшее воздействие;
1. Постановка проблемы
  определение потребности в проведении оценки факторов конкурентоспособности товара   определение целей и задач оценки конкурентоспособности товара  
 
ß
2. Разработка плана оценки
определение факторов, подлежащих оценке, и системы показателей, их характеризующих    
 
определение источников информации
   
 
определение методов сбора требуемой информации
   
 
разработка форм для сбора данных
  выбор методов  проведения оценки товара
 
ß
3. Реализация плана оценки
  сбор  данных   обработка информации   анализ  информации  
 
ß
4. Оформление результатов исследования
  интерпретация полученных результатов   составление заключительного отчёта  
 

Информация о работе Ассортимент конкурентоспособность зерномучных товаров