Ассортимент конкурентоспособность зерномучных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 22:24, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ ассортиментной и конкурентной политики, а также формирование рациональной номенклатуры товарного ассортимента и рекомендаций по повышению его конкурентоспособности на примере ООО «999 4»
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ формирования ассортимента зерномучных товаров;
2. Выявление сущности конкурентоспособности товара и факторов, оказывающих на нее влияние;
3. Анализ основных свойств и показателей ассортимента зерномучных товаров ООО «999 4»
4. Оценка конкурентоспособности зерномучных товаров, реализуемых ООО «999 4» на рынке г. Ннння и его ассортиментной стратегии;
5. Разработка рекомендаций по улучшению ассортиментной стратегии и конкурентоспособности зерномучных товаров, реализуемых ООО «999 4» на рынке г. Ннння.

Работа состоит из  1 файл

диплом_зерномуч.doc

— 881.50 Кб (Скачать документ)

       Гармонизация  ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному, наиболее полно соответствующие целям организации.

       На  российском потребительском рынке  это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда элитных магазинов, фирм, предприятий формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм.

      Рассмотрим  факторы, оказывающие влияние на формирование торгового ассортимента.

  1. Торговый ассортимент неизбежно  формируется под воздействием промышленного, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. В то же время в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента.

      2. Оптимальный ассортимент связан  непосредственно с целями, которые фирма ставит перед собой. В качестве таковых в отношении ассортиментной политики могут использоваться:

  • удовлетворение запросов потребителей;
  • оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы;
  • оптимизация финансовых результатов фирмы;
  • завоевание новых покупателей.

   Если  фирма добивается завоевания большей  доли рынка или стремится получить известность в качестве поставщика исчерпывающего перечня товаров, товарный ассортимент должен быть широким. Если фирма заинтересована прежде всего в высокой прибыльности бизнеса, то ей нужно формировать достаточно узкий ассортимент доходных изделий. В последнем случае фирма проводит CVP-анализ (анализ "издержки - объем - прибыль"), с помощью него определяются объемы безубыточности, начиная с которых фирма будет получать прибыль (маржинальную прибыль) на каждый товар или товарную категорию. Такой анализ дает возможность организации непрерывно поддерживать необходимый и наиболее оптимальный товарный ассортимент.

      3. Фактором формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы Рентабельность реализации определяется ценой закупки, издержками обращения, на размеры которых оказывает определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и другое). При этом важно предусмотреть наличие в торговом ассортименте не только высокодоходных товаров, приносящих максимум прибыли, но и товаров с меньшими показателями прибыльности, которые позволят привлечь максимум покупателей и обеспечат наиболее полное удовлетворение их спроса.

      4. Важнейшим принципом формирования  ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.

      Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей,  в свою очередь, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей)6. Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".

      Основная  проблема отечественной продуктовой  розницы, по мнению большинства экспертов, заключается в том, что ни владельцы магазинов, ни коммерческие директора, ни товароведы не знают четко, чего именно хочет покупатель - каких товаров и в какой сезон. Даже если магазин автоматизирован, возможности анализа чеков могут просто не использоваться, а отследить ассортимент в "ручном режиме", если магазин работает по старинке, очень непросто. Поэтому категория быстро продаваемых товаров может исчезнуть из ассортимента на неопределенное время, поскольку ее не успели вовремя заказать. При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Так спрос на продовольственные по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях - известной консервативностью. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, кондитерских изделий и т.д.), поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.

      5. Перечень основных групп и  подгрупп товаров, реализуемых  в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей. Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании или лицензировании, или аттестации организации. Руководство организации принимает решение  о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.

      Расслоение  общества по уровню дохода обусловливает  многоуровневую систему предложения  потребительских товаров и услуг. Как следствие происходящих изменений в поведении российских потребителей, происходит процесс изменения в поведении операторов рынка розничной торговли, нашедший свое реальное воплощение в корректировке существующей товарно-ассортиментной политики, а также в развитии непосредственно самих форматов розничной торговли7.

      В зависимости от вида ассортимента различают следующие виды магазинов:8

      — универсальные;

      — специализированные;

      — магазины с комбинированным ассортиментом;

      — магазины со смешанным ассортиментом  товаров.

      Работа  над оптимизацией ассортимента в  первую очередь зависит от формата торгового предприятия и определяется тем, в какой нише (для мало-, средне- или высоко обеспеченных покупателей) оно работает. Формат магазина – совокупность его характеристик, определяющих ассортимент товаров, размер торговой площади, формы и методы торгового обслуживания покупателей. К традиционным форматам относят продовольственные и непродовольственные магазины, гастрономы, универсамы и др. К новым западным форматам – супермаркеты, гипермаркеты и дискаунтеры. Дискаунтер – розничный продовольственный магазин, представляющий собой сокращенный вариант супермаркекта, как с точки зрения размещения самого объекта, так и применительно к его ассортименту, технологии, ценам. Базисная идея дискаунтера – максимально низкие цены при гарантированном качестве товаров и простоте покупки9.

      6. Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта. Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов и т. д. Так, при невысокой плотности населения организовать доставку товаров потребителям сложнее, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

      7. Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента: грамотно разрекламированные товары быстрее продаются.

      8. Следует учитывать размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами аналогичных товаров, комплементарных и субститутов: чем более сходными являются параметры ассортиментной политики, тем выше конкуренция

      9. Материально-техническая база торговой организации может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и планировать формирование такого ассортимента..

      Наряду  с этим, основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Для разных типов торговых точек оптимальный ассортимент будет разным: ведь на лотке счет товаров идет на десятки единиц, а в гипермаркете - на десятки тысяч.

      10. При формировании ассортимента  должна учитываться сезонность спроса и производства товаров. Организационно это выражается в формировании сезонных микрокомплексов наряду с постоянными потребительскими комплексами универмагов. В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов.

      11. В ассортиментной политике необходимо  учитывать особенности местоположения - доступность, оживленность и др., что предопределяет возможность точного формирования запасов товара на складе; выбора поставщиков; обновления ассортимента; формы и методы торговли.

      12. Для формирования ассортимента  имеет значение также, в какой стране был произведен тот или иной товар. Для продавца страна - изготовитель товара может символизировать ограничения на эффективность использования товара в ассортименте торговой организации. Включать в ассортимент нужно товар, максимально соответствующий сложившемуся для торговой точки спросу.

      13. При формировании ассортимента  товаров необходимо обращать  внимание на стадию его жизненного цикла:

- внедрение  – закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;

- рост  – закупка больших партий товара  различных разновидностей, поиск  новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;

-   зрелость – снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков минимизация торговых запасов, реклама;

-  устаревшие  – распродажа остатков товара.

       Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается установлением определенных требований. Эти правила регламентируются нормативными, техническими и технологическими документами.

       Товарная  политика занимает важное место в  повышении конкурентоспособности предприятия, так как именно товар, его качество, ассортиментный набор влияют на конкурентные позиции продукции и успех предприятия.

       Осуществление товарной политики представляет собой  серию конкретно реализуемых мер воздействия на рынок. Эти меры касаются потребительских свойств выпускаемой продукции, разработки новых ее видов, оптимизация ассортимента и преследуют, прежде всего, цель – довести качественные характеристики товара до уровня конкретных запросов покупателей выбранного сегмента рынка и обеспечить эффективный сбыт.10

       Оптимизация номенклатуры изделий, одновременно продающихся  на рынке, дает предприятию относительно стабильные условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и уровня прибылей.

       Ассортиментная  политика может строиться по следующим направлениям:

    • Товарная дифференциация (выделение предприятием своих товаров и услуг в качестве особых, отличных от товаров и услуг конкурентов, и обеспечение по ним отдельных «ниш» спроса);
    • Товарная узкая специализация (работа предприятия на узком сегменте либо в силу специфики товара, либо в случае нехватки ресурсов);
    • Товарная диверсификация (производство большого количества не связанных друг с другом товаров и услуг);
    • Товарная вертикальная интеграция (расширение сферы деятельности за счет освоения фирмой производства по одной технологической цепочке).

Информация о работе Ассортимент конкурентоспособность зерномучных товаров