Типология образа слуги в русской литературе ХIХ века на материале произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:07, реферат

Описание

Цели и задачи исследования:
на основе анализа произведений
“Капитанская дочка”, “Дубровский”, “Мёртвые души”, “Ревизор”, “Обломов” проследить, как изменяется изображение слуги в литературе ХIХ века.

Содержание

1).Введение. стр. 2-4
2).Часть первая: Образ слуги в творчестве Александра Сергеевича Пушкина по произведениям “Капитанская дочка” и “Дубровский”. стр.4-11
3).Часть вторая: Характер слуги в творчестве Николая Васильевича Гоголя по произведениям “Мертвые души” и “Ревизор”. стр. 11-15
4). Часть третья: Эволюция характера слуги в творчестве Ивана Александровича Гончарова по произведению “Обломов”. стр. 15-21
5). Заключение. стр. 21-26
6). Список литературы. стр. 27

Работа состоит из  1 файл

Образ слуги.doc

— 981.00 Кб (Скачать документ)

      Откуда появились у Захара неумение и нежелание работать, презрение к труду - все эти характерные для дворовых черты обломовщины? Вспомним Обломовку… Главной обязанностью Захарки было дремать в прихожей. Как только Захарка выходил оттуда, раздавался окрик Ильи Ильича: “А ты, Захарка, пострелёнок, куда опять бежишь?… Пошёл назад, в прихожую!” Обломовка оказала своё тлетворное влияние на Захара, как и на его барина-Обломова. Захар – такое же порождение крепостного строя, как и Обломов. Когда умер Обломов, Захар пытался служить у одной барыни, но из этого ничего не получилось: то, что мог терпеть Обломов, никто не стал терпеть. Отвыкший от труда, Захар с пренебрежением относится к любой работе. Захар – дворовый, лакей, испорченный и развращённый бездельем, близостью к барину.

             Обломов и Захар связаны своего рода принципом дополнительности. Не умеет жить Обломов: его и его предков всю жизнь обхаживают чужие руки (“Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?” - слышит он в детстве ). Не умеет жить Захар: он и его предки всю жизнь не принадлежали себе, не совершали самостоятельных поступков, двигаясь только чужой волей. Обломов и Захар параллельны в своей комической апатии. Они связаны противоречивым и неразрывным родством. Гончаров взял коренные фигуры жизни. Захар – человек народа, крестьянин, представитель народной “почвы”. Мы узнаём, как внутренне опустошила обоих привычная, обыкновенная жизнь, в которой не было никаких несчастий и драматических переворотов, отклонений от ежедневной нормы.

 Смерть Обломова. Рисунок В.Табурина. 

   И очень важно, интересно ещё то, на что обычно как-то не обращается внимания: да, Обломов впаян в быт, но он в общем не привязан к нему. В том, как равнодушно спокойно воспринимает Илья Ильич все непрерывные уроны, наносимые его хозяйству неловкостью Захара, просматривается не одна лень и непрактичность. Обломов не любит быта, холодно - небрежен к нему: “хозяин смотрел на убранство своего кабинета холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: ”Кто сюда натащил и наставил всё это?”

        Гончаров добился максимальной объективизации героев. Логика развёртывания характеров Обломова и Захара как будто совершенно самостоятельна. Они словно непрерывно освещены с разных сторон и разными источниками света. Почти ни одно их состояние не дано нам в каком-то единственном плане. Они абсолютно серьёзны и комичны не в разные моменты, а в одно и то же время. На такой перебивке планов построены все сцены Обломова с Захаром.

           

К.Н. Чичагов. «Обломов и  Захар». Иллюстрация  к роману И.А. Гончарова  «Обломов». 
 
 

Заключение.

      Если сравнивать слугу Савельича из “Капитанской дочки” А. С. Пушкина со слугой Захаром из “Обломова” И. А. Гончарова, то оба они представители крепостных дворовых людей, до самоотвержения преданных своим господам, слуг-домочадцев. Но между ними есть большая разница.

             Савельич действительно был членом семьи, господа уважали его высокую честность и преданность. Он обращался с Петром Андреевичем Гринёвым скорее, как наставник со своим молодым учеником, не забывая в то же время, что он – его будущий крепостной. Но это сознание

проявляется не в форме чисто рабского, боязливого отношения к нему, а в том, что он своего хозяина ставит выше всех других господ. На несправедливое письмо Андрея Петровича он отвечает полной покорностью его воле- в этом выражается вековая зависимость русского крестьянина от помещика, вековая покорность крепостного, Савельич не из страха поступает так, его не страшат ни смерть, ни лишения (достаточно только вспомнить его слова: “а для примера и страха ради вели повесить хоть меня, старика!”), но побуждаемый своим внутренним убеждением в том, что он – слуга рода Гринёвых. Поэтому, когда молодой Гринёв строго требует от него покорности, он повинуется, хотя и ворчит, жалеет о непроизвольной трате имущества. Заботы его в том отношении доходят иногда до смешного, смешанного с трагическим. Забывая о своей безопасности, он предъявляет Пугачёву счёт за испорченные и взятые им и его шайкою предметы; долго скорбит он о проигранных ста рублях и отданном Пугачёву заячьем тулупе. Но не только об имуществе заботится он: 5 суток бессменно проводит он над головой раненого Петра Андреевича, не пишет родителям о его дуэли, не желая напрасно тревожить их. О его самопожертвовании мы уже говорили. Кроме того, Савельич идеально честен, не утаит для себя ни гроша из барского добра; он не лжёт, не болтает зря, держит себя просто и степенно, выказывая, однако, юношескую живость, когда дело идёт о пользе господ. Вообще в его характере трудно найти непривлекательные черты.

       Что же касается Захара, то его нельзя назвать честным, он любит выдумывать всевозможные небылицы про своего хозяина (трудно представить, чтобы такое стал делать Савельич!), не упустит случая украсть или уклониться от работы...

         Селифан и Петрушка даны Н.В. Гоголем как убедительный пример растлевающего, губительного влияния на народ системы душевладения. Но ни Селифан, ни Петрушка не могут рассматриваться как представители крестьянского люда в целом. Проводится сравнение этих двух типов слуг со слугами Захаром и Осипом. Осип не имеет ничего общего с образом слуги-

пройдохи, который прочно закрепился в русской литературе. Это человек со смекалкой, со здоровым юмором, презрительно относится к своему барину, развращённый праздной, паразитической жизнью, он стал слугой-плутом потому, что живёт  среди бесчестных людей, взяточников, мошенников и плутов. Типичным образом слуги Осипа является образ слуги Захара. И.А. Гончаров показал, что влияние крепостного права сказывалось не только на поместном дворянстве, но и на духовном облике и образе жизни других слоёв общества. Захар безнадёжно погряз в лени, апатии и бескультурье. Но он так же, как Савельич и Антон предан своему хозяину. За этой грубой, грязной внешностью скрывается доброе сердце.

     Главное здесь - тема общественного прозрения бесправного народа, тема его жажды к свободе.

   

         

        Произведение искусства часто действует на человека сильнее, чем та действительность, которая стала предметом художественного

изображения. В нем заключено  только необходимое, служащее высоким  эстетическим целям.

         Художник в процессе творческой работы совершает своеобразное открытие мира. Благодаря своей наблюдательности, эстетической чуткости он открывает и обобщает в образах такие стороны жизни, которые часто ускользают от взгляда неискушенного наблюдателя. Так, в

образах Захара, Осипа, Селифана, Петрушки, Савельича  в неповторимо  чувственном виде выражена сущность и  общественное значение определенного типа людей.

         Искусство, как явление эстетическое, начинается там, где изобразительность не превращается в самоцель, а становится средством выражения гуманистических идей.

      Художественный образ – оружие писателя в борьбе за идеал. С его помощью он защищает прекрасное и развенчивает безобразное, эмоционально воздействует на читателя, воспитывает его эстетически, возбуждая в нем чувство гнева против всего того, что мешает утверждению красоты на земле.

      Художественный образ несет в себе обобщение, “это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение”. Художник всегда так или иначе опирается на факты, но не становится их рабом.

        Художественное творчество немыслимо без отбора материала, его переработки в соответствии с той идеей, которая развивается в произведении. Когда то или иное явление жизни производит на художника определенное впечатление, он присматривается к нему, выделяет наиболее существенные, поразившие его воображение черты, отбрасывает все

ненужное, мешающее ярко выразить сущность открывшейся  ему действительности и раскрыть авторский замысел. С помощью собственной фантазии он дополняет бросившиеся ему в глаза особенности. Таков в общих чертах наиболее характерный путь создания типического образа.

            И.А. Гончаров, например, показывал, что ведущие качества его героя – лень, апатия, безынициативность, привитые ему укладом феодально-крепостнической жизни, - сказались во всем его поведении, проникли во все черты его характера. Так, честность Обломова, лежащего в бездействии на диване, никак не проявляется. Напротив, ленивый и апатичный, он не в силах противодействовать лжи и подлости и объективно потворствует им. Способность к большой любви заглушается в нём страхом перед необходимостью действовать, взять на себя ответственность за любимого человека, быть готовым выполнять серьезные жизненные требования Ольги Ильинской. Гуманность Обломова дальше разговоров или мечтаний не идет.

        Гончаров, следовательно, вовсе не рисовал в Обломове случайное скопление различных черт, а раскрывал определенную индивидуальность, многообразие черт которой приобрело соответствующую окраску в зависимости от её ведущего качества.

     Обломовщина извращала также часть русских крестьян. Захар, слуга Обломова, является таким же человеком, как и его хозяин. Если у первого эта черта драматична, то здесь она становилась только комической.     

      

                   История литературы свидетельствует, что реализм исходит, прежде всего, из сущего, а не из должного. Свои идеалы он не навязывает действительности, а берет их из нее самой. Вместе с тем, реализм не был бы великим направлением в мировой литературе, если бы он ограничился воплощением “сущего” и не вдохновлялся бы “должным”, составлявшим общественно-активное содержание, идейную целеустремленность его эстетического идеала. Можно ли, несмотря на всё конкретное и противоречивое многообразие различных общественных идей и стремлений, выраженных многочисленными писателями-реалистами разных стран и народов, найти и определить то общее – “должное”, что позволило бы наметить некое единство? Да, несомненно, субъективный пафос эстетического идеала критического реализма был отражением самой действительности, ее развития.

         Великий русский критик Н.Г. Чернышевский очень точно определил ведущее субъективное начало реализма XIX века, его “должное”.

   “Жизнь и славу  нашего времени  составляют два  стремления, тесно  связанные между  собою и служащие  дополнением одно  к другому: гуманность  и забота об  улучшении человеческой  жизни”, - писал он  в “Очерках гоголевского  периода русской  литературы”. Его определение

относится не только к русской  литературе, но и  в большей или  меньшей степени  ко всем значительным писателям-реалистам XIX века.

            Пафосом реалистического искусства, его духовной почвой, идейной основой эстетического идеала реализма была великая идея гуманизма, идея свободы и независимости личности человека, любви и уважения к нему, признание за человеком права на счастье здесь, на земле, а не в потустороннем мире. Каждый великий писатель-реалист воплощал в своем творчестве присущую ему концепцию человека, но общим в этих концепциях является признание того, что человек – самое богатое, совершенное и удивительное создание природы.

         В творчестве писателей-реалистов XIX века вопрос “Что делать?” принимал самые различные конкретно-исторические формы. В своих произведениях они поднимали такие волнующие проблемы, как смысл жизни человека и сущность свободы, пути общественного прогресса, нравственное совершенствование человека, роль культуры, просвещения, науки, улучшения устройства общества и государства, проблема семейного быта и т.д.

         Подлинный гуманизм по природе своей демократичен. Демократический характер реализма в прошлом далеко не всегда был связан с идеалом буржуазно-демократического общественного и государственного устройства. Как известно, уже сам А.С. Пушкин с проницательным скептицизмом отнёсся к складывающемуся у него на глазах буржуазно-демократическому строю. Демократический характер реализма проявился в том внимании и уважении, с которым все выдающиеся представители показывали жизнь простых людей, драматическую судьбу маленького человека. Таковы образы людей из народной среды у А.С. Пушкина: образ слуги Савельича (“Капитанская дочка”) и слуги Антона (“Дубровский”), образы слуг в произведениях Н.В. Гоголя “Мёртвые души”, “Ревизор”, тургеневские крестьяне и бедные люди Ф.М. Достоевского, народная среда в произведениях Л.Н. Толстого и в русской демократической литературе 60-70-х годов.

Информация о работе Типология образа слуги в русской литературе ХIХ века на материале произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова