Типология образа слуги в русской литературе ХIХ века на материале произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:07, реферат

Описание

Цели и задачи исследования:
на основе анализа произведений
“Капитанская дочка”, “Дубровский”, “Мёртвые души”, “Ревизор”, “Обломов” проследить, как изменяется изображение слуги в литературе ХIХ века.

Содержание

1).Введение. стр. 2-4
2).Часть первая: Образ слуги в творчестве Александра Сергеевича Пушкина по произведениям “Капитанская дочка” и “Дубровский”. стр.4-11
3).Часть вторая: Характер слуги в творчестве Николая Васильевича Гоголя по произведениям “Мертвые души” и “Ревизор”. стр. 11-15
4). Часть третья: Эволюция характера слуги в творчестве Ивана Александровича Гончарова по произведению “Обломов”. стр. 15-21
5). Заключение. стр. 21-26
6). Список литературы. стр. 27

Работа состоит из  1 файл

Образ слуги.doc

— 981.00 Кб (Скачать документ)

                Ф.М. Достоевский после первого прочтения “Капитанской дочки” понял замысел А.С. Пушкина. Он писал поэту: “Савельич – чудо! Лицо самое трагическое, то есть которого больше всего жаль…” Почему же Савельича жаль? Он ведь честно прошел через все испытания, выпавшие на его и Гринёва долю; никаких несчастий и происшествий, которые бы изменили его судьбу, с ним не произошло, он был и остался верным слугой молодого барина. Но А.С. Пушкин написал Савельича так, что его действительно жаль и нам, нынешним читателям. Надо только понять, почему мы жалеем Савельича, что таится за этой жалостью.

          Крепостной, дворовый человек, Савельич исполнен чувства достоинства, он умён, смышлён, ему присуще чувство ответственности за порученное дело. А доверено ему многое - он фактически занимается воспитанием мальчика. Он научил его грамоте. Насильственно лишённый семьи, Савельич испытывал к мальчику и юноше поистине отцовскую любовь, проявлял не холопскую, но искреннюю, сердечную заботу к Петру Гринёву. Но чем больше мы узнаем в Савельиче подлинно русский, народный характер, тем полнее постигаем правду о его смирении, тайну этой проповедуемой добродетели народа.

        Подробнее знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринёва из родительского дома. И всякий раз Пушкин создает ситуации, в которых Гринёв совершает поступки, оплошности, а Савельич его выручает, помогает, спасает. Но он не слышит слов благодарности. На другой же день после отъезда из дому Гринёв проиграл Зурину сто рублей. Наутро, проявляя господскую власть, Гринёв велит уплатить проигранные деньги, сказав Савельичу, что он его господин. Такова мораль, оправдывающая поведение Гринёва.

        Когда Савельич узнает о дуэли Гринёва с Швабриным, он мчится к месту дуэли с намерением защитить своего барина, Гринёв не только не поблагодарил старика, но еще и обвинил его в доносе родителям. Если бы не вмешательство Савельича в момент суда и присяги, Гринёв был бы повешен: “Отец родной! – говорил бедный дядька.- Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!”.

          Савельич совершил подвиг. Он готов был занять место Гринёва под виселицей. Барин остался глух к самоотверженному поступку старика. Бессознательно усвоенное право крепостника распоряжаться чужой жизнью делало его равнодушным, а Савельич покорно принимает это равнодушие к себе своего барина. Становится не только жалко старика, но и страшно за него.

             С наибольшей полнотой характер Савельича и природа его смиренности раскрываются в эпизодах, связанных с дуэлью. Гринёв-отец, узнав о дуэли сына, пишет Савельичу грозное и оскорбительное письмо. Гринёв-сын обвиняет старика в доносе. Особенность созданной А.С. Пушкиным ситуации состоит в том, что Савельича обвиняют и оскорбляют ни за что!

          На дуэль вызывает дворянина Гринёва другой дворянин – Швабрин. Он же тайно и подло доносит родителям своего соперника, а отвечает за всё безответный, ни в чем не виноватый Савельич.

        Узнав правду, Пётр Гринёв не считает нужным написать отцу и защитить верного ему человека. Письмо пишет сам Савельич. Письмо это – замечательный образец пушкинского проникновения в психологию, обнаруживающую глубинные чувства человека: “Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый!

Милостивое  писание ваше я  получил, в котором  изволишь гневаться  на меня, раба вашего, что-де стыдно мне  исполнять господских приказаний; а я не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос…Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за её здоровие бога буду молить…А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырёх ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.

        Верный холоп Ваш Архип Савельев”.

        Письмо дышит смирением  и покорностью  “верного холопа”,  и в то же  время оно глубоко  печально: оскорблённый  человек проявляет  искреннюю заботу  о матери Петра Гринева, которая “с испугу слегла”; он успокаивает и утешает барыню, сообщая о здоровье её сына после ранения, обещает “за её здоровье Бога молить”. Но письмо потрясает драматизмом подавления в себе гордости и достоинства, естественного и оправданного возмущения несправедливыми, грубыми оскорблениями и угрозами. За готовностью принять барское наказание чувствуется затаённая обида оскорблённого человека. Образ Савельича открывал великую истину: смирение - не добродетель, но навязанная властью мораль, которая превращает человека в раба.

               Таким мы узнаем Савельича до начала “пугачёвщины”. Мы не можем не жалеть его, не сочувствовать его горькой судьбе. Но наша жалость обретает иной смысл, когда Савельич, как и его барин, попадает в “метель” стихийного русского бунта. Братья Савельича по судьбе воспрянули духом, преступили закон, который обездоливал их, бросили вызов господам и власти. Савельич видит восстание, узнает самого Пугачёва, но он глух к провозглашенной мятежниками вольности, он слеп к событиям и судит о них с позиций своих хозяев. Оттого Пугачёв для него – “злодей” и “разбойник”.

          А.С. Пушкин создает пронзительную по своему эмоциональному воздействию трагикомическую сцену: Савельич подает “реестр барскому добру, раскраденному злодеями…”. Пугачёв и Савельич сведены в одной ситуации, и поведение их в создавшихся обстоятельствах обнаруживает пропасть между двумя народными характерами. Защищая разграбленное добро, Савельич по-своему прав. И, главное, нас не может оставить равнодушными смелость и самоотверженность старика. Дерзко и бесстрашно обращается он к самозванцу, не думая, чем грозит ему требование вернуть вещи, “раскраденные злодеями”. В героизме Савельича

проявляются высокие достоинства  его личности, а  также его преданность  любимому человеку: “…а я человек подневольный и за барское добро должен отвечать”. Он искренне огорчен, что не добился возвращения вещей Гринёва: “Я остался на площади один с Савельичем. Дядька мой держал в руках свой реестр и рассматривал его с видом глубокого сожаления”. Сцена эта исполнена символического смысла: характеры, подобные Савельичу, не исключение – их миллионы, от них во многом зависит будущее России… 
 

         Типичными образами слуги являются образ слуги Антона и няни Дубровского в произведении А.С. Пушкина “Дубровский”. В образе Антона поэт запечатлел трезвый и острый народный ум, чувство собственного достоинства и независимости, дар остроумия и меткой, яркой речи.

        Антон знал Владимира еще ребенком, учил его ездить на лошади, забавлял его. Он был сильно привязан к Владимиру, которого помнил еще ребенком и тогда еще полюбил, но в то же время он выражает свои чувства к Владимиру в форме, привычной для него как крепостного (“поклонился ему до земли”, “побежал…”).

          У Антона в отношении к господам нет рабского страха, приниженности, он осуждает “господ” за их низость, лесть и раболепие, презирает их.

        Антон, как и другие крепостные, ненавидит жестокого эксплуататора Троекурова, он не собирается покориться ему, готов вступить в борьбу с ним. Крестьяне в те времена ненавидели своих угнетателей, но еще не знали, как надо бороться, а потому ненависть их проявлялась в неорганизованных стихийных восстаниях, в которых они терпели поражение.

        Хотя Антон и был крепостным, он не стал внутренне рабом; он ненавидел своих угнетателей, готов был бороться с ними. Меткость и выразительность речи Антона говорят об его уме и одаренности. В речи его наблюдается обилие пословиц, образность речи: “почасту он сам себе судья”, “в грош не ставит”, “на посылках”, “не только шкуру, да и мясо-то отдерет”.

            Типичным образом является образ няни Дубровского. Это была добрая, внимательная к людям женщина и, хотя далека от мыслей о возможности борьбы, тем не менее и в ней живет гнев и возмущение против угнетателей. Она была очень привязана к семье Дубровских: это жалость и забота о старике Дубровском, беспокойство об его делах, о решении суда, любовь к Владимиру, которого она вынянчила и ласково называет в своем письме “соколик мой ясный”. В её письме указываются также выражения, которые были привычны для крепостного человека при обращении к барину и которые объяснялись его подневольным положением (“твоя верная раба”, “а мы искони ваши”, “хорошо ли он тебе служит”). Няня также верит в “доброго” царя-батюшку, как верила еще в то время в него крестьянская масса. С Владимиром няня ведет себя не как с барином, а как с близким человеком (“с плачем обняла…”).

       И Антон, и няня – все эти люди сохранили, несмотря на тяжелые условия жизни, теплое человеческое сердце, доброту, внимание к людям, светлый разум, чувство собственного достоинства. Они не могут примириться со злом и несправедливостью. Всё это сумел увидеть поэт в народе, потому что близко соприкасался с ним, знал и любил его.

      Поэт правдиво отразил в своей повести современную ему русскую действительность, сказал правду о народе. Он показал, что если некоторую часть крестьянства крепостное право развращало, калечило (крестьяне Троекурова), то основная масса крестьянства, хотя и плохо еще разбиралась в том, кто является их угнетателями, и верила еще в царя-батюшку, в хорошего барина, всё же была охвачена ненавистью к угнетателям, которая всё росла, усиливалась и готова была по всякому поводу вылиться в стихийное восстание.

     

 Эволюция характера слуги в творчестве Н.В.Гоголя

         В своих произведениях Николай Васильевич Гоголь поднял тему рабства, забитого, бесправного и безнадёжного существования… Эта тема  не раз всплывает в поэме.

Обложка первого  издания поэмы (1842).

            Слугам Чичикова свойственна и та “себе на уме” скрытность крестьян, которая появится, когда с ними разговаривают и что-нибудь выпытывают у них господа: тут-то “мужики” прикидываются дураками, потому что кто его знает, что задумали господа, но уж, конечно, что-нибудь дурное. Так и поступили Петрушка с Селифаном, когда чиновники города NN стали выпытывать у них сведения о Чичикове, потому что “у этого класса людей есть весьма странный обычай. Если его спросить прямо о чём-нибудь, он никогда не вспомнит, не приберёт всего в голову и даже, просто, ответит, что не знает, а если спросить о чём другом, тут-то он и приплетёт его, и расскажет с такими подробностями, хоть и знать не захочешь”.

       Кучер Селифан и лакей Петрушка – это двое крепостных слуг Павла Ивановича Чичикова, это дворовые, то есть крепостные, оторванные барином от земли и взятые в личное услужение. Чтобы они лучше ухаживали за барином, дворовым очень часто не позволяли жениться (а женщинам выходить замуж). Жизнь их была очень тяжела.

          Петрушка “имел  даже благородное  побуждение к просвещению, то есть к чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно всё равно, похождения ли влюблённого героя, просто букварь или молитвенник, - он всё читал с равным вниманием…”

                   Хотя Гоголь юмористически описывает процесс чтения крепостного слуги Чичикова, его “страсть к чтению”, но всё же факт распространения грамотности среди крепостных важен уже сам по себе. Что Петрушка читал книги, случайно попадавшие ему в руки, - опять реальное замечание: откуда же мог он брать книги по выбору, когда у него нет ни денег, ни возможности познакомиться, подружиться с тем, кто дал бы ему интересную для него книгу. Но он читал, и это важная черта его образа.

         Во всём обличии и поведении Петрушки, в его угрюмом виде, молчании, пьянстве сказывается его глубокое недовольство жизнью и безнадёжное отчаяние. Можно дополнить, сказав, что одним из первых заглянул в душу крепостного слуги Н.В. Гоголь, показавший тяжкое, нечеловеческое страдание Петрушки.

        Чичиков проявляет гораздо больше “участия” к умершим крестьянам, нежели к принадлежащим ему живым Селифану или Петрушке. Они даны Н.В. Гоголем как убедительный пример растлевающего, губительного влияния на народ системы душевладения.

           Любопытен и приятель Петрушки – Селифан. Кое-что о понятиях Селифана мы можем узнать, когда он везёт своего барина из Малиновки и по обыкновению разговаривает с конями. Он хвалит почтенного гнедого коня и каурого Заседателя, которые  “исполняют свой долг” и упрекает лукавого ленивца Чубарого: ” У, варвар! Бонапарт ты проклятый!.. Нет, ты живи по правде, когда хочешь, чтобы тебе оказывали почтение”.   Но ни Селифан, ни Петрушка не могут рассматриваться как представители крестьянского люда в целом. 

        П.М. Боклевский. Иллюстрация к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (Чичиков).

      В комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” нет шаблонных образов. Даже Осип не имеет ничего общего с образом слуги-пройдохи, который так прочно закрепился в русской и мировой комедийной литературе. Только такой слуга, как Осип и мог быть у барина вроде Хлестакова. Человек со смекалкой, со здоровым юмором, презрительно относящийся к своему барину, развращённый праздной, паразитической жизнью, он стал слугой-плутом потому, что живёт среди бесчестных людей, взяточников, мошенников и плутов.

Информация о работе Типология образа слуги в русской литературе ХIХ века на материале произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова