Типология образа слуги в русской литературе ХIХ века на материале произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:07, реферат

Описание

Цели и задачи исследования:
на основе анализа произведений
“Капитанская дочка”, “Дубровский”, “Мёртвые души”, “Ревизор”, “Обломов” проследить, как изменяется изображение слуги в литературе ХIХ века.

Содержание

1).Введение. стр. 2-4
2).Часть первая: Образ слуги в творчестве Александра Сергеевича Пушкина по произведениям “Капитанская дочка” и “Дубровский”. стр.4-11
3).Часть вторая: Характер слуги в творчестве Николая Васильевича Гоголя по произведениям “Мертвые души” и “Ревизор”. стр. 11-15
4). Часть третья: Эволюция характера слуги в творчестве Ивана Александровича Гончарова по произведению “Обломов”. стр. 15-21
5). Заключение. стр. 21-26
6). Список литературы. стр. 27

Работа состоит из  1 файл

Образ слуги.doc

— 981.00 Кб (Скачать документ)

        Писатель-реалист вполне согласился бы с утверждением Н.Г. Чернышевского о том, что “в области прекрасного нет отвлеченных мыслей, а есть только “индивидуальные существа” – жизнь мы видим только в действительных, живых существах”. Гуманистический характер эстетики реализма состоит также и в том, что человек, его внутренний мир, его взаимоотношения с окружающим внешним миром, человеческая жизнь вообще в ее индивидуальном, конкретном проявлении, составляет в глазах реалиста главный предмет искусства. “Герой искусства и литературы есть человек”, - утверждал Белинский. “Поэзия должна изображать человеческую жизнь”, - писал Н.Г. Чернышевский. Все окружающее человека – природа, предметный мир – также является важным объектом искусства, и не только по отношению к человеку, но и само по себе.

          Эстетический идеал реализма неразрывно связан с важнейшей задачей – художественным воссозданием истины жизни. Это основа эстетического отношения реалистического искусства к действительности. Для реалиста прекрасное в искусстве – жизнь, отраженная правдиво. “Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда…”, - писал А.С. Пушкин о Савельиче. Красота в реалистическом искусстве есть истина жизни, воссозданная в адекватной и совершенной художественной форме. Так как предмет поэзии – истина, то величайшая красота заключается именно в истине и простоте, а правдивость составляют необходимое условие и естественность истинно художественного творчества.

              Наконец, писатель-реалист принуждён исследовать самый процесс жизни человека и общества в его внутренних закономерностях, в его конкретных исторических формах и проявлениях, движение идей, содержание и ход событий, самый характер современной ему действительности, её связи и отношения с прошлым, а также перспективы близкого или отдаленного будущего. “Писатель обязан все знать – весь поток жизни и все мелкие струи потока, все противоречия действительности, ее драмы и комедии, ее героизм и пошлость, ложь

и правду”, - писал Горький.

        Громадную роль в творчестве писателя-реалиста играет его жизненная практика. “Во - первых, как соединение непосредственности созерцания с практическим опытом исторического процесса. Во-вторых, как слияние личного и социального, индивидуального и общественного в

художественной  деятельности. В-третьих, как единство отображения  действительности, духовного и практического в реалистическом художественном процессе.”

          М. Горький писал, что “чем шире социальный опыт литературы, тем выше его точка зрения, чем более широк его интеллектуальный кругозор, тем виднее ему, что с чем соприкасается на земле и каковы взаимодействия этих сближений, соприкосновений”.

       Следовательно, в типах, созданных писателями - реалистами, проявляется общечеловеческое (“ничто человеческое мне не чуждо”) в его конкретной национально- и социально-исторической форме (место, время, среда) и индивидуальном выражении (характер).

         В реализме XIX века “естественный человек просветителей XVIII века становится социально-историческим человеком, а, следовательно, также и представителем данной нации”.

           Таким образом, история реализма в мировой литературе, смена этапов его развития неразрывно связаны не только с развитием социальной действительности как объективной и определяющей основы всякого искусства, но и с развитием представлений и понятий о человеке, обществе, процессе их жизни. Они были многообразны и изменчивы. Но в смене множества конкретных представлений, связанных с развитием общественной жизни нетрудно проследить устойчивость и повторяемость некоторых из них. Это признание многосторонности характера, обусловленность взглядов и поступков человека окружающей его действительностью, общественной средой, обстоятельствами его жизни и прочее, наконец, понимание той простой истины, что “все течет, все изменяется” и что, следовательно, правдиво показывать жизнь человека и общества – значит показывать её в процессе, в движении, исторически.

            Все это должен учитывать писатель-реалист, если он хочет верно отобразить жизнь человека и общества, правдиво показать типические характеры в типических обстоятельствах, словом, создать свой художественный мир, не тождественный, но адекватный миру действительному.

                                          

                                  Библиография: 

  • Марина  Ивановна Цветаева «Мой Пушкин», Москва, издательство «Советский писатель», 1981 год, стр. 171-172.
  • Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», Москва, издательство «Советская Россия», 1984 год, стр. 295 – 396, 143 – 209.
  • Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор», Казань, Татарское книжное издательство, 1980 год, стр. 23 – 118, 143 – 364.
  • Иван Александрович Гончаров «Обломов», Кишинев, издательство «Картя Молдовеняскэ», 1969 год, 3 – 476.
  • Николай Александрович Добролюбов «Что такое обломовщина?», Ленинград, издательство «Художественная литература», 1984 год, стр. 337 – 378.
  • Словарь – справочник «Все герои произведений русской литературы», Москва, издательство «Олимп», 2003 год, стр. 69, 89, 120 - 122, 146, 207.
  • Краткая литературная энциклопедия, Москва, издательство «Экзамен», 2004 год, стр. 48, 70, 145, 250.
  • Энциклопедия для школьников и абитуриентов «Литература ХIХ века», Москва, издательство «Педагогика – Пресс», 1997 год, стр. 134 – 140.
  • Учебное пособие для поступающих в ВУЗы «Литература», Москва, издательство «ЭКСМО», 2005 год, стр. 580-589, 610-613.

Информация о работе Типология образа слуги в русской литературе ХIХ века на материале произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова