Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 02:13, реферат

Описание

Всем известно, что в первой четверти двадцатого века появилось множество талантливых писателей и поэтов, (недаром этот период получил название «серебряный век» русской литературы, век возрождения) среди них и Александр Блок, и Николай Гумилев, и Осип Мандельштам, и Анна Ахматова, и Марина Цветаева, и многие другие. Поэзия «серебряного века» совершенно необыкновенна, она пропитана тревожным духом времени революций и перемен.

Содержание

I. Вступление……………………………………………………………………………… с. 3.
II. Основная часть. Тема Родины в лирике М.Цветаевой.
1. Москва юной Марины. «Этот тополь среди акаций, цвета пепла и серебра…»…. с. 5.
2. «Версты». «Ох, Родина–Русь…»…………………………………………………….. с. 15.
3. Эмиграция. «Тоска по Родине!»………………………………………………………с. 22.
4. «Стихи к сыну»………………………………………………………………………...с. 27.
5. Возвращение на родину. «Чужбина, Родина моя!»………………………………….с. 30.
III. Заключение…………………………………………………………………………...с. 32.
IV. Список литературы…………………………………………………………………..с. 35.

Работа состоит из  1 файл

Цветаева.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 11 
 
 
 
 
 

Реферат по литературе: 

«Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой». 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               Работу выполнила

                                                                   ученица 11 класса А

                                                                                        Якушенкова Мария Михайловна

                                                         Преподаватель

                                                                                  Леонова Галина Максимовна 
 

Смоленск 2008г. 

План 

                                                                     I. Вступление……………………………………………………………………………… с. 3.

II. Основная часть. Тема Родины в лирике М.Цветаевой.

1. Москва юной Марины. «Этот тополь среди акаций, цвета пепла и серебра…»…. с. 5.

2. «Версты». «Ох,  Родина–Русь…»…………………………………………………….. с. 15.

3. Эмиграция.  «Тоска по Родине!»………………………………………………………с. 22.

4. «Стихи к  сыну»………………………………………………………………………...с. 27.

5. Возвращение на родину. «Чужбина, Родина моя!»………………………………….с. 30.

III. Заключение…………………………………………………………………………...с. 32.

IV. Список литературы…………………………………………………………………..с. 35. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Вступление.

                 Родина – не есть условность территорий, а принадлежность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот теряет ее лишь вместе с жизнью.

                   М. Цветаева. 

   Всем  известно, что в первой четверти двадцатого века появилось множество талантливых писателей и поэтов, (недаром этот период получил название «серебряный век» русской литературы, век возрождения) среди них и Александр Блок, и Николай Гумилев, и Осип Мандельштам, и Анна Ахматова, и Марина Цветаева, и многие другие. Поэзия «серебряного века» совершенно необыкновенна, она пропитана тревожным духом времени революций и перемен. Поэты именно этого времени заставили меня полюбить поэзию в целом, и наиболее яркое впечатление на меня произвели стихи Марины Ивановны Цветаевой.

   Первое  же прочитанное мною стихотворение из «Вечернего альбома» оставило неизгладимый след в моей душе. Это стихотворение – «Молитва». Сколько лихорадочной, страстной жажды жизни в этих восхитительных строках!

    

          Я жажду сразу –  всех дорог!

          Всего хочу: с душой цыгана

          Идти  под песни на разбой,

          За  всех страдать под звук органа

          И амазонкой мчаться  в бой;

          Гадать  по звездам в черной башне,

          Вести детей вперед, сквозь тень…

          Чтоб  был легендой день вчерашний,

          Чтоб  был безумным каждый день!1 

Именно  эти строки в корне изменили мое  отношение к поэзии, они влюбили меня в Цветаеву. Этот поэт, чьи стихи необычны и наполнены огромной силой переживания, чья поэзия мужественна и трагична, навсегда вошел в мою жизнь. Тема Родины в русской поэзии – вечная. Пожалуй, в нашей литературе не найти поэта, который бы не говорил о России. И в творчестве Марины Цветаевой эта тема является одной из ведущих. Ее любовь к родной стране захватила меня и не перестает восхищать, поэтому темой моего экзаменационного реферата является  «Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой».

   Цель  моей работы – проследить эволюцию темы Родины в поэзии М.Цветаевой, выявить, в чем своеобразие ее стихов о России.

   В написании реферата мне очень  помогла книга В.А.Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой». Книга  о жизни и творчестве М.И.Цветаевой – итог собирательской и исследовательской работы автора. Книга А. Саакянц «Жизнь и творчество Марины Цветаевой», повествующая о трудной судьбе поэтессы, о ее творчестве, личных драмах, падениях и разочарованиях, также мне очень помогла.  
 
 

II. Основная часть. Тема Родины в лирике М.Цветаевой. 

1. Москва юной Марины.

«Этот тополь среди акаций, цвета пепла и  серебра…»  

   Сначала была Москва, родившаяся под пером юного, затем молодого поэта: подруга, спутница ребенка, с его маленькими и такими важными радостями, и реже – печалями.

   Марина  Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в полночь с  субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в  тихом Трехпрудном переулке, в  небольшом уютном доме, похожем на небольшую усадьбу фамусовских времен. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших Московских музеев (ныне музея Изобразительных Искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, – по выражению дочери – завила их музыкой: «После такой матери мне осталось только одно – стать поэтом». Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок».2

    

   Красною кистью

   Рябина  зажглась.

   Падали  листья.

   Я родилась.

   Спорили сотни

   Колоколов.

   День  был субботний:

   Иоанн Богослов.

   Мне и доныне

   Хочется грызть

   Красной рябины

   Горькую кисть.3 

   Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. Во главе  всего и вся царил, конечно, отчий: «волшебный» дом в Трехпрудном  переулке: 

                      Высыхали  в небе изумрудном

                      Капли звезд, и пели петухи.

                      Это было в доме старом, доме чудном…

                      Чудный  дом, наш дивный дом  в Трехпрудном,

                      Превратившийся  теперь в стихи.4 

   Таким он предстает в этом уцелевшем  отрывке отроческого стихотворения. Дом был одушевлен: его зала становилась участницей всех событий, встречала гостей; столовая, напротив, являла собою некое пространство для вынужденных четырехкратных равнодушных встреч с «домашними», – столовая осиротевшего дома, в котором уже не было матери, а постоянная занятость отца лишала обеденные и прочие ритуалы душевного общения. Мы не узнаем из стихов Цветаевой, как5 выглядела зала или столовая, вообще сам дом – «на это есть архитектура, дающая». Но мы знаем, что рядом с домом стоял тополь, который так и остался перед глазами поэта на всю жизнь: 

                        Этот  тополь! Под ним  ютятся

                        Наши  детские вечера.

                        Этот  тополь среди акаций,

                        Цвета пепла и серебра.5  

    

   Небольшой дом в Трехпрудном был олицетворением цветаевской Москвы: на такие «домики  старой Москвы», маленькие и беззащитные, надвигались новые доходные дома – «вас заменили уроды, грузные в шесть этажей», – и юная Цветаева, как и впоследствии всю жизнь, была на стороне «обиженных».

   «Трехпрудный  дом» был в революцию снесен, и  в этот переулок Цветаева с тех  пор больше не пришла… Была Тверская – «колыбель юности», и Тверской бульвар – «магическая верста» (слово «верста», как и само  понятие, станет для поэта символичным). Верста эта вела к памятнику Пушкину – «чугунному правнуку Ибрагимову». Весной через открытое окно в комнате можно было услышать звуки шарманки, погрустить об ушедшей зиме, и растаявшем катке, с которым таяла, растворялась в небытии девичья романтическая мечта… Пасхальный московский день порождал в душе смутную грусть; это чувство юному поэту как бы передавал сам город, растревоженный весной. Они ведь были неразлучны: Москва и юная Цветаева.

   Вот как об этом вспоминает сестра Марины Цветаевой А.И.Цветаева:

   В Александровский  сад нас водили редко; чаще на ближние  – Тверской и Страстной  бульвары и на Патриаршие пруды. Об Александровском саде на всю жизнь осталась тоска.

   Магазины  старой Москвы… Мы любили ходить в самый «простой» из них, близкий к нам, детям, был – Севастьянов: небольшой магазин, вкусно пахнущий сдобным и сладким. Отсюда раз в неделю шла нам плетеная из лучинок корзиночка с десятком пирожных и конфеты-завсегдатаи: клюква в сахаре (папино любимое нам – детям), пастила, мармелад. Тут мы брали на «книжку». Севастьянов был на Тверской. На Тверской же, дальше по направлению к Охотному, – Филиппов: большой хлебный магазин и кондитерская с мраморными столиками, где мы с мамой присаживались съесть пирожки с капустой, горячие. Черный филипповский хлеб славился на всю Москву и за ее пределами.6  

                                                   Тверская. 

                    Вот и мир, где сияют витрины,

                    Вот Тверская, – мы вечно  тоскуем о ней.

                    Кто для Аси нужнее Марины,

                    Милой Асеньки кто мне  нужней? 

                    Мы  идем, оживленные рядом,

                    Все впивая: закат, фонари, голоса

                    И по чьим-нибудь взглядом

                    Иногда  опуская глаза. 

                    Только  нам огоньками  сверкая,

                    Только  наш он, московский

                    Вечерний  апрель.

                    Взрослым  улицам, нам же Тверская –

                    Полувзрослых  сердец колыбель. 

                    Колыбель  золотого рассвета,

                    Удивление миру, что утро дано…

                    Вот окно бриллиантами Тэта,

                    Вот с огнями другое окно… 

Информация о работе Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой